Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:52, реферат
Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов.
Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо.
В первом случае непосредственным источником власти считается личность, во втором — группа, в третьем — весь народ (нация, класс). Расхождения в понимании народовластия имеют фундаментальное значение при построении реальных политических систем. Они определяют, например, глубокие, принципиальные различия между классической либеральной, современной западной и социалистической демократиями.
Суверенитет народа — важнейший конституирующий признак демократии, служащий основанием ее оценки не только с точки зрения понимания самого этого субъекта, но также по форме осуществления им власти. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную).
В прямых формах народовластия граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. К прямой демократии обычно относят так называемый императивный мандат, предполагающий обязанность выборных представителей голосовать строго в соответствии с наказом избирателей, их волей. Важным (вторым) каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти формы участия включают непосредственное волеизъявление народа, однако оно существует. Суть его состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Третьей, ведущей в современных государствах формой политического участия является представительная демократия. Ее суть — в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.
Важные отличительные качества
различных демократических
Антиподом таких форм правления является конституционная демократия. Она ставит власть большинства в определенные рамки, ограничивает ее полномочия и функции с помощью конституции и разделения властей и обеспечивает тем самым автономию и свободу меньшинства, в том числе отдельной личности.
Рассмотренные выше и некоторые другие параметры демократии образуют как бы систему координат, позволяющую выявлять ее наиболее существенные черты и различать ее специфические модели, типы.
27. Политические идеологии. Либерализм
Своеобразной ценностной формой политического сознания выступает политическая идеология. политическая идеология - это ориентированный на практическую реализафию комплекс идей, систему взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования
Политическая идеология это доктрин, которая оправдывает притязания определенных групп лиц на власть. Эта группа в соответствии со своими целями добивается подчинения общественного мнения, собственным целям. Политическая идеология выступает как разновидность корпоративного сознания т.е. отражает сугубо групповую точку зрения на ход политического развития т.о. она отличается склонностью к духовному экспансионизму.
функции политической идеологии:
Либерализм:
1 |
Основные ценности |
Жизнь, свобода, собственность |
2 |
Священность естественных прав человека |
Приоритет прав личности над интересами государства, индивидуализм |
3 |
Экономический плюрализм |
Равенство всех форм собственности, невмешательство государства в экономику |
4 |
Политический плюрализм |
Разделение властей, правовое государство, конституционализм, парламентаризм, многопартийность |
28. Консерватизм
и социал-демократия как
Консерватизм:
1 |
Основные ценности |
Единство, стабильность, мораль, семья, религия |
2 |
Священность естественных прав человека |
Приоритет преемственности перед инновациями, традиционализм |
3 |
Экономический плюрализм |
Приоритет интересов
государства перед интересами личности,
иерархичность человеческого |
4 |
Политический плюрализм |
Пренебрежение к парламентаризму |
Социал-демократия:
1 |
Основные ценности |
Справедливость, солидарность, |
2 |
Священность естественных прав человека |
Их реализация возможна
лишь через экономическую |
3 |
Экономический плюрализм |
Активное вмешательство
государства в экономику, перераспределение
доходов в пользование неимущих |
4 |
Политический плюрализм |
Отказ от классовой борьбы и социальное партнерство и сотрудничество |
29. Политическая культура.
В науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер). Неудивительно, что понятие политической культуры расценивается некоторыми из них не более чем «новый термин для старой идеи», обобщенно характеризующий субъективный контекст властно-политических отношений.
Другая группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.
Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности.
В целом политическая культура способна оказывать двойственное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:
— идентификации, раскрывающей
постоянную потребность человека в
понимании своей групповой
— ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; — адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
— социализации, характеризующей
обретение человеком
— интеграции (дезинтеграции),
обеспечивающей различным группам
возможность сосуществования в
рамках определенной политической системы,
сохранения целостности государства
и его взаимоотношений с
— коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
30. Избирательные системы
Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. В развитии политической системы общества избирательная система играет исключительно важную роль. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны.
С точки зрения социальной парадигмы политической науки, суть которой состоит в том, что политические Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти – мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Применение каждой из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат.
При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропорциональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Сегодня ее придерживаются значительное число стран, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др.
Пропорциональная система
каждой страны имеет свою специфику,
которая зависит от ее исторического
опыта, утвердившейся политической
системы и других обстоятельств.
Хотя все пропорциональные системы
имеют своей целью достижение
пропорционального представител
системы, в полной мере
реализующие принцип
системы с недостаточной пропорциональностью;
системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако предусматривают различные заградительные барьеры проникновению некоторых политических сил в парламент. Кандидаты от политической партии, не набравшей установленного законодательством процента голосов избирателей в масштабе всей страны, в парламент не попадают. Такой «избирательный метр» в Египте, например, составляет 8%, в Турции – 10%, в Швеции – 4% по стране и 12% в избирательном округе, в ФРГ и России – 5%. В Израиле этот барьер один самых низких – 1%.
Так как пропорциональная
избирательная система
При системе «жестких»
списков кандидаты
При системе «гибких» списков избиратель, голосуя за список в целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получает кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения.
При системе преференцированного голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая система применяется, например, в Италии на выборах в Палату депутатов.
Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов.