Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 02:09, реферат
Устоявшиеся связи стали рушиться, на смену одним государственным органам пришли другие, а оставшиеся – претерпели довольно заметные качественные и структурные изменения. Естественно, что это внесло определенную неразбериху в систему организации государственной власти и просто нe могло не отразиться на ее качестве. Обостряющаяся экономическая и социально-политическая нестабильность привела к тому, что отношение большей части российского общества к государству в целом и к реализующим его функции отдельным органам, в частности, стало, мягко говоря, недоверчивым.
Введение 3 1.Понятие механизма государства. Теория разделения властей как основа формирования государственного аппарата.4
2. Государственный орган-главное звено механизма государства 8
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 15
4. Проблемы совершенствования аппарата современного государства 19
5. Заключение 23
6. Литература. 25
7. Чиркин В.Е. Президентская
8. Всеобщая декларация прав
9.Венгеров А.Б. Теория
Учебник для юридических вузов.
-М.:Новый Юрист, 1998, 624 с.
10.Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. -М.: Юрайт,
1998, 64 с.
11.Теория государства и права.
1997, 416с.
12.Теория права и государства.
Новый Юрист, 1997, 432 с.
13.Хропанюк В.Н. Теория
14.Баглай М.В.
15.Кряжков В.А. Местное
16. Теория государства и права. Учебник / Под ред. М.Н. Марченко –М., издательство "Зерцало", 2001г.
17. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник – М.,2000г.
18. Монтескье Ш. Избранные
19. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. Лазарева В.В. – М., Юрист, 2000г.
20. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США.- М.,1984г.
21. Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989-1995гг.) – М., 1997г.
Введение
Приступая к изучению содержания и особенностей государственного управления РК, необходимо прежде всего определить, что же такое управление?. Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей. Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.
Конституция Республики Казахстан
отказалась от этого термина. Вместо
него в оборот внедрен новый термин
- исполнительная власть. Означает ли это,
что государственное управление
впредь не существует или же налицо
чисто терминологическая
На эти закономерные вопросы
ответ может быть один: все объясняется
конституционным
В связи с этим представляет
интерес соотношение
I. Этапы развития
государственное управление
1 этап 1990-1993 гг.Первый этап становления и развития системы государственного управления пришелся на 1990-1993 годы .С самого начала проведения сложных преобразований в Казахстане стало понятным, что их успех может быть гарантирован только при выстраивании эффективной системы управления на всех уровнях государственной власти. Первым концептуальным документом, позволившим осуществлять собственное государственное строительство, стала «Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики», принятая 25 октября 1990 года. С этого момента государственная власть в Казахстане стала осуществляться по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой республики стал президент, который обладал высшей распорядительно - исполнительной властью. Законодательная власть стала осуществляться Верховным Советом Казахской ССР. Высшая судебная власть стала принадлежать Верховному суду. 20 ноября 1990 года был подписан Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР.Провозглашение государственного суверенитета Казахской ССР стало шагом, открывшим для Казахстана возможность самостоятельно определять пути развития своей системы государственного управления. Одним из важных законодательных актов, создавших правовую основу для развития системы государственного управления Казахстана стал Закон Казахской ССР «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР», согласно которому главным местным представительным органом государственной власти являлся Совет народных депутатов. Одним из главных недостатков Закона «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» было то, что в нем конкретно не различались органы местного государственного управления и органы местного самоуправления, которые на самом деле олицетворяют два различных института управления. 16 декабря 1991 года был принят конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан». В целом надо сказать, что у существовавшей тогда системы местного государственного управления, параллельно олицетворявшей систему местного самоуправления, имелись серьезные изъяны.Во-первых, на тот момент персональный состав местных Советов был в своем большинстве консервативным, что отрицательно сказывалось на проведении политики реформ на местах.Во-вторых, с введением в феврале 1992 года института глав местных администраций власть Советов на местах была сильно ограничена. В-третьих, институт местного самоуправления не был закреплен в принятой 28 января 1993 года первой Конституции РК. В-четвертых, не получили своего должного развития институты общественного территориального самоуправления. В целом, имевшаяся на этом этапе система государственного управления Казахстана была очень сильно централизованной.2 этап 1993-1995 гг.28 января 1993 года была принята первая Конституция РК. В этот период был законодательно закреплен базовый принцип разделения ветвей власти. Согласно Основному Закону, представительные, исполнительные и судебные органы страны были определены как самостоятельные ветви государственной власти. Конституция 1993 года сыграла огромную роль на втором этапе развития системы государственного управления в Казахстане. Она заложила не только основу строительства национально-государственной независимости, но и начало структурной реформе государственно - управленческой системы. 10 декабря 1993 года был принят Закон «О местных исполнительных и представительных органах в Республике Казахстан», который внес коренные изменения в название, структуру и полномочия местных органов исполнительной власти.Во-первых, было отменено название «исполнительные комитеты» всех уровней местных органов исполнительной власти, которые трансформировались в местные администрации - акиматы во главе с акимом.Во-вторых, отказ от советской теории и практики выразился в том, что местные представительные органы перестали избирать местные исполнительные структуры.В-третьих, и представительные органы, и исполнительно-распорядительные вошли в систему местного государственного управления, в отличие от периода СССР, когда первые считались органами государственной власти, а вторые - исполнительные комитеты - таковыми не являлись, выполняя исполнительно-распорядительные функции. аконом «О местных исполнительных и представительных органах в Республике Казахстан» определялась система местного самоуправления в РК, компетенция местных представительных и исполнительных органов а также порядок их деятельности. В Законе «О местных исполнительных и представительных органах в Республике Казахстан» не было понятия «местное самоуправление». Вместо него появилось другое понятие: «собрание представителей граждан поселка, аула (села), аульного (сельского) округа».В конце 1993 года Верховный Совет самораспустился, после чего законодательные полномочия перешли к президенту. В 1994 году состоялись выборы нового состава Верховного Совета, однако спустя год, в марте 1995 года, новый состав главного законодательного органа был признан Верховным судом нелегитимным, и Верховный Совет был распущен.3 этап 1995-2001 гг.Наступление третьего этапа в реформировании системы государственного управления было ознаменовано принятием 30 августа 1995 года на республиканском референдуме новой Конституции Республики Казахстан, . Основной Закон выступил в качестве инструмента сосредоточения власти в исполнительной ветви. Она существенно усилила президентскую власть, что нашло свое выражение в определенной централизации властных полномочий.Конституция Республики Казахстан 1995 года в общих чертах характеризовала исполнительные органы как составную часть единой системы исполнительных органов страны, обеспечивающих проведение общегосударственной политики в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующих территорий. В этот же период произошло формирование новых органов представительной власти на местах - маслихатов, статус которых был законодательно закреплен в Основном Законе. Также в данной Конституции существовало еще одно законодательное новшество. Так, согласно ей, местные представительные и исполнительные органы стали относиться к местному государственному управлению. С 1997 года акцент в институциональной и правовой реформе в Казахстане был перенесен на качественное наполнение и повышение эффективности всей системы государственного управления в целях достижения устойчивого развития. Как заявил президент Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана в октябре 1996 года, «После завершения формирования основ государства нам предстоит кропотливая работа по отлаживанию механизмов управления. Приводным ремнем этих механизмов должны стать только законы. В противном случае говорить о демократической государственности нет смысла». На этом этапе были обозначены первостепенные направления дальнейшего реформирования системы государственного управления. Следующим стратегическим документом, определившим четкие направления реформирования системы государственной власти, стала Стратегия долгосрочного развития Казахстана до 2030 года «Казахстан-2030». Следующие шаги по развитию системы государственного управления проводились в соответствии с предложенной президентом Н.А. Назарбаевым программой демократизации и политических реформ, озвученной в Послании народу Казахстана от 30 сентября 1998 года. Усиление роли Парламента страны, а также обеспечение устойчивости и преемственности власти в Казахстане было решено осуществить посредством введения подотчетности Премьер-министра и членов Правительства перед представительным органом, то есть субъекты исполнительной власти стали ответственны перед Парламентом. После проведения выборов 1999 года в Парламенте страны появились партийные фракции, а также ряд целевых депутатских групп. Была упрощена процедура регистрации и контроля над деятельностью неправительственных организаций, что способствовало активизации деятельности НПО и увеличению их числа. Большая работа была проведена по борьбе с коррупцией, принят Закон «О борьбе с коррупцией». а более чем десятилетний период независимого развития так и не удалось до конца избавиться от рецидивов советской административной практики. Отдельные представители центральных органов власти, в силу своей неискоренимой инерции, продолжали настойчиво препятствовать попыткам усиления административного потенциала местных и региональных органов власти. В результате органы государственной власти на местах часто оказывались в безвыходном положении, ощущая временами дефицит властных полномочий, что не самым лучшим образом сказывалось на эффективности системы государственного управления. ИТОГ 1) на первом этапе развития системы государственного управления в Казахстане, осуществлявшемся на фоне системной либерализации общественной жизни, были заложены основы развития этой системы. Принятые в тот исторический период нормативно-правовые акты стимулировали формирование системы государственного управления в Казахстане. 2)Второй этап по всем формальным признакам можно отнести к смешанной форме правления, так как именно в этот период представительные органы Казахстана формально и фактически стали ограничиваться в своих властных полномочиях. Конституцией 1993 года было установлено четкое подчинение правительства президенту, ставшему одновременно главой государства и лицом, возглавляющим единую систему исполнительной власти. Таким образом, в указанной Конституции не говорилось об установлении президентской формы правления, однако в ней все же были закреплены важные начала президентской республики. 3) основной характеристикой третьего этапа стали продолжение реформ в системе государственных институтов и процесс создания сегодняшнего стержня государственно-политического устройства Казахстана. 4)К 1999-2000 годам основные реформы в экономике были завершены, и в целом в Казахстане была создана рыночная экономика с соответствующей инфраструктурой. Параллельно в стране шло создание среднего класса, начали появляться более или менее высокодоходные страты. В этих условиях сильная централизация государственной власти начала играть роль сдерживающего фактора в дальнейшем развитии страны. В такой ситуации Казахстан перешел к реализации нынешнего, четвертого, этапа реформирования своей системы государственного управления.
II. Структура государственного управления РК
ПрезидентПервым концептуальным
документом, позволившим осуществлять
собственное государственное строительство,
стала «Декларация о государственном
суверенитете Казахской Советской Социалистической
Республики», принятая 25 октября 1990 года.
Главой республики стал президент, который
обладал высшей распорядительно - исполнительной
властью. Пост президента был учрежден
Законом Казахской ССР от 24 апреля 1990 года.
В нем указывалось, что президент является
главой Казахской Советской Социалистической
Республики. Президент не относится к
исполнительной власти. Он имел право
предоставлять Верховному Совету Казахской
ССР кандидатуру на пост Председателя
Совета Министров Казахской ССР, а также
ставить перед Верховным Советом КазССР
вопрос об отставке либо о принятии отставки
Совета Министров. В тот период президент
был главой Казахской ССР, являющейся
частью Советского Союза, поэтому его
статус отражал особенности взаимоотношений
Союзного государства с его частью - союзной
республикой. 20 ноября 1990 года был подписан
Закон «О совершенствовании структуры
государственной власти и управления
в Казахской ССР и внесении изменений
и дополнений в Конституцию (Основной
Закон) Казахской ССР», согласно которому
было установлено, что президент Казахской
ССР является главой высшей исполнительной
и распорядительной власти. в конце 1993
года Верховный Совет самораспустился,
после чего законодательные полномочия
перешли к президенту. Конституцией 1993
года было установлено четкое подчинение
правительства президенту, ставшему одновременно
главой государства и лицом, возглавляющим
единую систему исполнительной власти.
Таким образом, в указанной Конституции
не говорилось об установлении президентской
формы правления, однако в ней все же были
закреплены важные начала президентской
республики. Конституция 1995 года юридически
закрепила переход страны к президентской
форме правления, в соответствии с которой
произошел кардинальный пересмотр существовавшей
в Казахстане схемы распределения властных
полномочий. Основной Закон выступил в
качестве инструмента сосредоточения
власти в исполнительной ветви. Она существенно
усилила президентскую власть, что нашло
свое выражение в определенной централизации
властных полномочий. По мнению ряда исследователей,
Конституция 1995 года «окончательно установила
в Казахстане президентскую республику
со всеми вытекающими отсюда политическими
последствиями. ПарламентСовременный
казахстанский Парламент сменил однопалатный
орган представительной власти - Верховный
Совет, который впервые был сформирован
на основе Конституции Казахской ССР 1937
года, а затем - на основе Конституции Казахской
ССР 1978 года и Конституции Республики
Казахстан 1993 года. Конституция 1995 года,
провозгласившая Казахстан президентской
республикой, а Конституционные законы
«О Парламенте Республики Казахстан и
статусе его депутатов», «О Правительстве
Республики Казахстан», «О судебной системе
и статусе судей» урегулировали статус
и функции каждой ветви власти. В Конституции
Республики Казахстан 1995 года закреплено,
что Парламент является высшим представительным
органом Республики, осуществляющим законодательные
функции. Парламент состоит из двух Палат:
Сената и Мажилиса, действующих на постоянной
основе. Сенат образуют депутаты, избираемые
по два человека от каждой области, города
республиканского значения и столицы
Республики Казахстан на совместном заседании
депутатов всех представительных органов,
соответственно области, города республиканского
значения и столицы республики. Семь депутатов
Сената назначаются Президентом республики
на срок полномочий Сената.Мажилис состоит
из семидесяти семи депутатов. Шестьдесят
семь депутатов избираются по одномандатным
территориальным избирательным округам,
образуемым с учетом административно-
Ш. Уровни государственного управления РК
ПрезидентПрезидент Республики
Казахстан - Президент Республики Казахстан
высшее должностное лицо и главнокомандующий
Вооруженными силами Республики Казахстан
<#"justify">Премьер-
1) журнал: Вестник КАСУ-2008,№3
2)Оспанов К. Основы права. Алматы: Жеты Жаргы 2006
3) Основы государства и
права Республики Казахстан.
Отв. ред. Г.С.Сапаргалиев - Алматы: Жеты Жаргы, 1999.
) Концепция правовой политики Республики Казахстан от 20 сентября 2002 г. // Юридическая газета. - 2002.
5) Дауранов И.И. Организация государственного управления: Монография - Алматы: Издательство НВГИГУ, 1997. -- 156 с, приложения
Информация о работе Структура и полномочия органов государственной власти