Технология создания политического имиджа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:55, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время наблюдается рост общественного и научного интереса к проблематике имиджа в целом. Об этом свидетельствуют как вхождение категории «имидж» в понятийный аппарат различных наук (психологии, социологии, философии, политологии, культурологии, костюмологии и др.), так и появление в начале ХХ столетия первых кафедр и факультетов имиджелогии в отечественных вузах, защиты диссертационных исследований, посвященных проблематике имиджа, рост научных и научно-популярных публикаций в данной области, введение курсов имиджелогии в подготовку широкого круга специалистов и, наконец, увеличение количества специализирующихся в данной сфере организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

технологии политического имиджа.docx

— 100.95 Кб (Скачать файл)

- номинативная - имидж обозначает, выделяет, отстраивает, дифференцирует  личность политика в среде  других, демонстрирует отличительные  ее качества, подчеркивая достоинства;

- мобилизующая, побуждающая  к политической активности;

- эстетическая - имидж призван  облагородить впечатление, производимое  на публику лидером или организацией;

- коммуникативная - имидж  связывает политика и целевую  аудиторию, отвечая на запрос  электората.

Имидж определят отношение  к субъекту политики, как в ситуациях  формирования первого впечатления, так и в контексте последующих  контактов. Основная часть взаимодействий (не считая контактов с близкими людьми и коллегами) строиться именно на основе имиджа. Поэтому политик, владеющий технологией имиджирования, адекватно своим задачам, попадает в ситуацию более легкого прохождения  определенных этапов построения траектории карьеры и судьбы в целом.

Политический имидж - сложный, многофакторный феномен, его специфика  связана с особенностью политики как видом деятельности, ее местом в жизни людей и характером деятельности политического лидера или организации. Роль эффективного политического имиджа проявляется  как в высоком рейтинге популярности его носителя, так и в возможностях влияния на формирование общественного  мнения, действенного формирования политической деятельности государства в целом.

Таким образом, имидж, влияя  на судьбу политика, как содержательно, через те социальные роли и позиции, уровень которых достигается  субъектом, так и в темпокорректирующем  плане - облегчая или затрудняя продвижения  человека к достижению центральных  смыслообразующих целей его жизни. Роль имиджа в жизни и объясняет  интерес к данной проблематике, как  у политических деятелей, так и  у широкого круга профессионалов и обычных граждан.

Говоря о генезисе имиджа, ученые выделяют два основных механизма  формирования политического имиджа: «стихийный» и «искусственный».

В первом случае подразумевают  естественное формирование политического  имиджа «в головах» избирателей, происходящее с помощью социально-перцептивных механизмов восприятия.

Под «искусственным» подразумевают  такое формирование имиджа личности, которое производиться опосредовано, целенаправленно и сознательно  имиджмейкерами, специалистами из области PR или самим политиком (который  хочет целенаправленно создать  определенное мнение о себе в значимой для него группе).

При формировании имиджа на начальном этапе доказана ведущая  роль визуальной информации. В первую очередь, внешний вид человека содержит индикаторы таких характеристик  человека, как пол, возраст, национальная принадлежность, эмоциональные состояния  и ряд индивидуально-психологических  свойств: тревожность, уверенность, экстраверсия - интроверсия и др. (А.А. Бодалев, В.Н. Панферов, Е.А. Петрова, В.А. Лабунская).

На стадии первого впечатления  создается обобщенный имидж политика, выражающийся в наиболее простых  характеристиках: привлекательный - непривлекательный, добрый - злой и т.п. Происходит его  отнесение к определенному типажу. Типаж— это своего рода одномерный имидж. По мнению А.А. Максимова, на политическом рынке России сегодня сформировались следующие основные типажи политиков [6]: 1. Гуманитарий (ученый, преподаватель, врач, экономист, юрист).

Примеры — Г. Явлинский, Р. Хазбулатов, Г. Селезнев, С. Федоров. 2. Хозяйственник.

Примеры — Ю. Лужков, Ю. Маслюков, В. Стародубцев, Ю. Скоков. 3. Борец.

Примеры— В. Анпилов, С. Ковалев, В. Новодворская, В. Жириновский,

А. Макашов, Т. Гдлян.

4. Человек власти (вождь нации, государственный человек, крупный чиновник).

Примеры— Б. Ельцин, Е. Примаков, В. Черномырдин, М. Шаймиев, М. Николаев (Президент Якутии).

5. Силовик (генерал).

Примеры — А. Лебедь, А. Николаев, Р. Аушев, А. Руцкой, Я. Рохлин. 6. Технократ (менеджер западного типа).

Примеры — А. Чубайс, С. Кириенко.

7. Бизнесмен.

Примеры — Б. Березовский, К. Илюмжинов, К. Боровой, А. Тарасов. 8. Экзотик (полярники, звезды эстрады, спорта и т.п.).

Примеры - А. Чилингаров, И. Кобзон.

В основе дальнейшего формирования имиджа лежат широко описанные в  социально-психологической литературе механизмы (установки, стереотипизации, идентификации, физиогномической редукции и др.) и эффекты («ореола», «первичности» и «новизны», «пигмалионна» и др.). Типичным, например, является действие механизма стереотипизации, проявляющемся в отнесении политика к определенной социальной категории и приписывании ему всех ее типичных особенностей. Так политический деятель, указывая свою профессию, неизбежно актуализирует у населения существующее мнение о представителях данной профессиональной сферы.

На формирование имиджа оказывают  влияние существующие у населения  коммуникативные барьеры, фильтры («доверия»  и «недоверия»), степень согласованности  всех вербальных и невербальных аспектов коммуникации. Все эти явления  универсально влияют на «естественный» процесс познания людьми друг друга  и тем самым - на формирование имиджа политика также.

Можно выделить три точки  зрения мнения на природу сущности политического имиджа[6], [8].Первая состоит  в том, что имидж может быть вообще не связан с реальными характеристиками субъекта, которому он принадлежит. Вторая - имидж является определенным отражением сущности личности. Третья точка зрения признает двойную детерминацию сущности имиджа: зависимость как от реальности, так и от целенаправленного формирования.

Имидж политика – это  сформированный у избирателей образ, являющийся результатом его непосредственного  восприятия, его политической деятельности и продвижением в результате PR- деятельности в СМИ. Рассматривая содержание имиджа личности политика, авторы (Е.В. Егорова, О.В. Иванникова, А.И. Ковлер, Г.Г. Почепцев, Е.Б. Шестопал и др.) предлагают различные  варианты трактовки его составляющих.

По мнению известного политолога Е.В. Егоровой, можно говорить о его  трехкомпонентной структуре. Первой составляющей структуры имиджа становятся персональные характеристики его как человека. Второй составляющей структуры имиджа будут его социальные характеристики. Третьей компонентой имиджа являются символические характеристики имиджа, которые являются составляющей частью менталитета[6].

В работах другого не менее  известного автора Г.Г. Почепцева выделяются следующие компоненты содержания имиджа политика: прошлое, семья, спорт, домашние животные, хобби, слабости. Эти компоненты очень важны, т.к. их заполнение делает имидж политического деятеля  более живым и приближает его  к «населению». Следует отметить, что при отсутствии информации о  «простых человеческих слабостях», они  заполняются массовым сознанием  произвольно [9].

В работе социального психолога  О.В. Иванниковой предложена четырехкомпонентная  модель структуры имиджа личности политического  лидера, где включены моральные, деловые  качества, качества сильного лидера и  качества заботливого лидера[6]. Автором  выделены три основные факторы формирования имиджа политика.

Первый фактор - реальные особенности политика: внешние данные, привлекательность, возраст, здоровье, манера одеваться, жесты, мимика, наличие  или отсутствие харизмы, темперамент, характер, способности, а также особенности  мотивации участия в политической деятельности. Не менее важны: политическая позиции (принадлежность к той иной партии, движению), предвыборная программа  и деятельность политика.

Второй фактор формирования имиджа политика образует способ и  формы получения информации о  деятельности и личности политика. Важно соотношение информации и  ее непротиворечивость при поступлении  по каналам межличностного взаимодействия, получения от PR-воздействий и  от независимых СМИ, а также расхожих суждений, слухов, сплетен и т.д.

Третий фактор – особенности  электората в конкретной социальной ситуации развития общества. Здесь  важны особенности менталитета  в целом, текущие социальные ожидания, преобладающие настроения, состояние  социального самочувствия в обществе. Важным является идеализированное представление  о подходящем на определенную должность  кандидате, соотношение с ним  формируемого образа может как усилить, так и уменьшать привлекательность  и повышать шансы на успех кандидата [6].

Говоря о содержании корпоративного политического имиджа (политической организации, любого современного политизированного  движения) необходимо так же отметить его многокомпонентность. В литературе существует значительное многообразие структурных моделей имиджа политической партии (И.Э. Белоусова, В.Г. Зазыкин, С.Е. Захарова, Э.Ю. Саламов, Р.Ф. Фурс и др.). Согласно одной из недавно предложенных точек зрения (В.Г. Зазыкин, С.Е. Захарова), имидж политической партии может описываться с помощью десятикомпонентой модели[8]. В порядке убывания в ней представлены по степени      значимости: • имидж лидера, сила личности лидера, выраженность харизматичности лидера партии;

• идеология партии;

• образ деятельности партии;

• имидж членов партии (возможно, ее ярких сторонников);

• политические, административные и финансовые ресурсы и возможности  партии;

• имидж электората партии;

• история партии (или  история идеи, принятой партией за основу);

• особенности партийного политического РR и рекламы;

• особенности партийной  риторики (яркая образность, простота и доступность понимания, внутренняя непротиворечивость выдвигаемых идей, обладающих консолидирующими свойствами);

• символика партии [6], [8].

Проведенное авторами исследование позволило выявить специфику  восприятия имиджа современных российских политических партий («Коммунистическая  партия Российской Федерации», «Единство», «Отечество», «Союз правых сил», «Либерально-демократическая  партия России», «Яблоко»), которое  заключается в высокой степени  персонификации, т.е. отождествление партии с ее лидером. Полученные учеными  данные свидетельствуют о том, что  в современном российском обществе вне зависимости от половозрастных и региональных особенностей электората восприятие и отношение к ведущим  современным политическим партиям  Российской Федерации зависит прежде всего от отношения лидера партии и ее членов к людям, а также  от того, какую реальную деятельность партия осуществляет, чем и как  она занимается и каков результат  ее деятельности.

Очень важным выводом является представление о том, что формировании эффективного имиджа политической партии особую роль играют такие социальные ожидания и в первую очередь, стабильность, позитивные сдвиги в социально-экономической  жизни общества, определенность будущего. При голосовании выбор осуществляется скорее не за ту партию, которая соответствует  принятым нормам о политике, а за ту, которая эмоционально приемлема  и возглавляется привлекательным  лидером. Характерная психологическая  особенность восприятия российских политических партий - отождествление партии с ее лидером [6], [8].

Таким образом, даже беглый обзор наиболее заметных исследований, проведенных по политической имиджелогии  последние годы показывает, что основные научные проблемы, которые привлекают исследователей это:

1) Выявление как роли  и функций политических имиджей  в общественном бытие и менталитете  культуры, так и особенных и  частных функций конкретных имиджей  в различных сферах общественной  практики;

2) Составление типологии  политических имиджей и анализ  всего существующего в данный  исторический момент времени  открытого (это важно подчеркнуть) поля политических имиджей, различающихся как содержательно, так и мерой семиотичности, динамичности и других входящих в него характеристик;

3) Раскрытие закономерностей  освоения существующего поля  имиджей, их присвоения личностью  политика;

4) Изучение специфики  феномена политического имиджа  на каждом из трех уровней  (политик, партия-движение, общество), раскрытие их структурно-содержательного  наполнения;

5) Описание закономерностей  формирования и трансформации  политического имиджа при переходе  от индивидуального, к групповому  и массового сознанию и обратно;

6) Анализ исторических  и социально-ситуативных предпосылок,  условий, движущих сил и закономерностей  формирования, функционирования политических  имиджей разного типа;

7) Описание взаимосвязей  между различными имиджами (людей,  организаций, общественных и политических  движений) как внутри одной категории,  так и между классами;

8) Раскрытие всех возможных  механизмов формирования и трансформации  политического имиджа;

9) Поиск способов коррекции  и управления политическим имиджем

2. Современные  технологии формирования политического  имиджа

 

Развитие практики управления имиджем в современных условиях развития общества привело к появлению  специальной дисциплины, получившей название – паблик рилейшенз или «связь с общественностью». Паблик рилейшенз объединяет такие формы управления имиджем как технологии формирования общественного мнения по отдельным вопросам деятельности учреждения и профессиональной подготовки, рекламе, эффективного взаимодействия со сторонними организациями, прессой, телевидением и т.д.

Назначение мероприятий  по созданию управляемого имиджа в  целом – повышение конкурентоспособности  политика или организации. Считается, что PR-технологии направлены на достижение пяти основных целей: 1) позиционирование, 2) возвышение имиджа, 3) снижение имиджа конкурентов, 4) отстройка от конкурентов, 5) контрреклама.

Позиционирование включает констатирование своего существования, создание и поддержание понятного окружению имиджа. Отсутствие такой деятельности у объекта восполняется стихийным формированием имиджа.

Мероприятия по возвышению имиджа способствуют «раскрутке» объекта. При взаимодействии с прессой и представителями других общественных и административных учреждений объекту не просто создается положительный образ, а часто имидж более значительный, чем это есть на самом деле.

Снижение имиджа конкурентов – предполагает введение сомнения в верности информации, известной о конкуренте, выявление противоречий в его имидже.

Отстройка от конкурентов предполагает комбинацию возвышения своего имиджа при снижении имиджа конкурентов. Отстройка может быть явной и неявной. Это могут быть как сравнительная информация, показывающая насколько мы лучше их, так и суждения на тему: «Ну что тут сравнивать!».

Информация о работе Технология создания политического имиджа