Характеристика основных направлений внешней политики РФ в 90 – е годы. Оценка деятельности Е. М. Примакова на посту МИД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 07:10, курсовая работа

Краткое описание

Как известно, окончание «холодной войны» привело к кардинальным изменениям в расстановке сил на мировой арене, к серьезной реструктуризации всей системы международных отношений. И снова перед Россией, как и перед другими странами мирового сообщества, возникли непростые вопросы: действительно ли мир стал безопаснее, и в какой степени, после того как из биполярного превратился в многополюсный? Что следует предпринять, чтобы так или иначе не повторился печальный опыт «холодной войны»?

Содержание

Введение 3
I. РФ и США. 7
II. РФ и Западная Европа 15
III. РФ и страны Востока 20
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Политика Е. Примакова по отношению к Ирану  также была неоднозначной. С одной  стороны, министр видел в этой стране стратегического союзника в  регионе. С другой, не хотел его чрезмерного усиления. Тем более открытая поддержка Ирана сказалась бы на отношениях с США, которые заявляли, что Иран занимается созданием ядерного оружия. Таким образом, Иранская стратегия Е. Примакова заключалась в выдерживании баланса между активным экономическим сотрудничеством с Ираном и ухудшением отношений с США.

Дипломатия  по отношению к Индии тоже ставила  своей целью установление стратегического  партнерства. Основу для этого правящие круги видели в использовании  старых советских связей по перевооружению Индии. В 1997 и 1998 годах Индия и  Россия заключили несколько многомиллиардных контрактов на закупку вооружений, что сильно улучшило отношение двух стран. В политическом же плане не всё складывалось так удачно. Предложение Е. Примакова о формировании союза Индии, России и Китая не заинтересовало партнёров РФ.

Ирак так же был одним из самых ярких направлений Е. М. Примакова. Его деятельность в этом направлении заслуживает более детального рассмотрения позиции Примакова.

На Совете Безопасности 23 октября 1997 года обсуждался очередной доклад Спецкомиссии, созданный после эвакуации иракских войск с территории Кувейта для инспекции различных объектов Ирака с целью выявления и ликвидации оружия массового уничтожения.

23 октября Совет  Безопасности ООН десятью голосами  при пяти воздержавшихся (Россия, Франция, Китай, Египет, Кения) принял по докладу Спецкомиссии резолюцию №1174, в которой были осуждены неоднократные случаи отказа иракских властей разрешить допуск на объекты, указанные Спецкомиссией, и действия иракцев, создающие угрозу безопасности ее персоналу. 

Известно, что в течение целого ряда лет реальное положение дел в Ираке с ядерным оружием пыталась выяснить Спецкомиссия ООН, но безуспешно. Россия делала все, чтобы создать условия для бесперебойной работы этой комиссии. Усилия в этом направлении оказались необходимы, так как зарывавшийся Саддам Хусейн порой требовал исключить из объектов осмотра президентские дворцы или убрать из комиссии американцев. Положение выравнивалось каждый раз путем настойчивого давления России на Саддама Хусейна в пользу сотрудничества со Спецкомиссией. Примаков Е. М. принимал в этом непосредственное участие в качестве министра иностранных дел.

Поиски Спецкомиссии ООН закончились, как известно, безрезультатно. Им на смену США уготовили свою военную операцию в Ираке. Ее первоначальным обоснованием стали заявления должностных лиц США, что американские военные специалисты, не в пример Спецкомиссии ООН, обязательно обнаружат следы ядерного оружия в Ираке. Но и они ничего не нашли, и созданную с этой целью группу из экспертов американских вооруженных сил пришлось ликвидировать. А глава группы генерал Дэвид Кэй подал в отставку, заявив, что в Ираке не удалось обнаружить ничего, свидетельствующего о наличии в этой стране ядерного, химического или бактериологического оружия.

Можно считать, что все силы американской разведки были задействованы для того, чтобы подтвердить другое обвинение против Ирака, которое послужило бы оправданием военной операции США, - «связи Багдада с международным терроризмом». Официальные лица США заявляли во всеуслышание о тесных отношениях, которые, мол, установил Багдад с «Аль-Каидой». Эти обвинения тоже не выдержали соприкосновения с действительностью. Не кто иной, как директор ЦРУ США, выступая на слушаниях в американском конгрессе, заявил, что у Ирака не было никаких связей с бен Ладеном и его организацией. Таким образом, оказался мыльным пузырем и другой мотив американского вторжения в Ирак. Администрации США, в конце концов, пришлось, по сути, признаться, что Ирак не мог угрожать безопасности США или их союзников.

Потерпев неудачу с  версиями тайного выхода Ирака на обладание ОМУ и его связей с «Аль-Каидой», США стали мотивировать свои действия уже не угрозами безопасности, исходящими из Ирака, а стремлением  распространить демократию на эту страну. При этом подразумевается американская модель демократии, не имеющая, как уже говорилось, ничего общего ни с историческими, ни с религиозными традициями, ни с социально-экономическим положением, ни со сложившимся менталитетом иракского и других арабских народов.

Как показали события в Ираке, сам механизм определения реальных вызовов и опасностей, содержащийся в доктрине унилатерализма, служит исключительно политике одного государства - Соединенных Штатов. Об одном из мотивов этой политики на иракском направлении авторитетно и откровенно заявил бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен, назвав в качестве истинной причины вторжения в Ирак «поход за нефтью».12

Иракский парламент 27 октября принял решение рекомендовать Совету революционного командования заморозить сотрудничество со Спецкомиссией. Россия, а в частности Примаков, считал такое решение абсурдным, заводящим ситуацию в тупик. Поэтому на следующий день на брифинге в МИДе было подчеркнуто, что Россия выступает за строгое выполнение резолюции Совета Безопасности по Ираку. Но Ирак начал нагнетать обстановку. 29 октября иракское руководство приняло решение не допускать участия американских граждан в деятельности Спецкомиссии в Ираке и потребовать прекращения полетов американского самолета У-2 и замены его на самолеты других государств.

8 ноября президент Б. Клинтон  сказал, что не исключает принятия  «любых мер» против Ирака в  ответ на его нарушение резолюции  СБ. Премьер министр Великобритании  Т. Блэйр в послании Б. Клинтону  заверил его в полной поддержке американской позиции в отношении Ирака.

Из-за отказа иракцев в допуске  на объекты американцев инспекционные  работы Спецкомиссии были фактически заморожены. В результате была принята  резолюция № 1137 Совета Безопаснсти  с осуждением Ирака и введением  запрета на поездки за рубеж иракских официальных лиц и военнослужащих, которые несут ответственность за невыполнение обязательств по резолюциям СБ.

США начали интенсивную подготовку военного удара по  Ираку. Евгений Максимович подробно изложил свое видение обстановки на Ближнем Востоке Б. Ельцину. Нужно предпринять экстраординарные меры для того, чтобы сбить напряженность и одновременно заставить Ирак выполнять предписания мирового сообщества, зафиксированные в резолюциях СБ ООН. Так родилась идея направить послание Б. Н. Ельцина лидеру Ирака Саддаму Хусейну.

Послание было коротким: «Просил  бы вас не только публично подтвердить  то, что Ирак не отказывается от сотрудничества со Спецкомиссией, но и предложить инспекторам  Спецкомиссии вернуться в Ирак для  нормального продолжения работы. Естественно, при этом имелось бы в виду возвращение их в прежнем составе».13

После этого послания, в результате переговоров Примакова Е. М. и  Т. Азиза, Ирак заявил о согласии на возвращение Спецкомиссии в полном составе, включая американцев.

В ночь на 20 ноября в Женеве состоялась встреча министров иностранных  дел Великобритании, Российской Федерации, США, Франции и представителя  министра иностранных дел КНР.

Участники встречи подчеркнули  важность солидарных усилий пяти постоянных членов СБ ООН в целях безусловного и полного выполнения Ираком всех соответствующих резолюций СБ ООН.

Они приветствовали дипломатическую  инициативу, предпринятую Россией в  контакте со всеми остальными постоянными  членами СБ, которая, как надеются участники встречи, приведет к безусловному решению руководства Ирака о возвращении персонала Спецкомиссии СБ ООН в прежнем составе для работы на основе резолюции Совета Безопасности № 1137. 

Таким образом, одна из опаснейших страниц  в кризисе вокруг Ирака была закрыта. но, к сожалению, эта страница оказалась далеко не последнее.

В середине декабря в Богдад вылетела делегация Спецкомиссии во главе  с Батлером. По докладу Батлера  было принято заявление председателя СБ ООН, в котором отказ Ирака  предоставить Спецкомиссии безоговорочный доступ на любые объекты квалифицировался как неприемлемый и нарушающий резолюции СБ.

24 ноября Б. Клинтон одобрил  план военной операции против  Ирака. Проект под названием  «Гром в пустыне» предусматривал  четырехдневные круглосуточные  бомбардировки иракских военных объектов с использованием самолетов и крылатых ракет.

28 января Е. М. Примаков вылетел  в Париж, где состоялись переговоры  с Ю. Ведриным. Затем был принят  президентом Ж. Шираком. Ж. Ширак  заявил о готовности объединить  усилия Франции и России для того, чтобы вновь добиться политического результата без применения силы.

23 февраля К. Аннан и Т. Азиз  подписали Меморандум о взаимопонимании.  Ирак подтвердил свои обязательства  о сотрудничестве со Спецкомиссией  и дал согласие на проведение полновесной инспекционной деятельности по всей стране.

С. Хусейн передал глубокую благодарность  Президенту России за его внимание и последовательную позицию в  дипломатической развязке кризиса.

Но 5 августа Багдад вновь ограничил деятельность Спецкомиссии. Безусловно, появилась и проявляется общая заинтересованность в том, чтобы Ирак выполнил разоруженческие резолюции Совета Безопасности и ликвидировал оружие массового уничтожения. Однако, к этой цели можно идти по-разному. Россия стоит за то, чтобы осуществлять это последовательно, шаг за шагом. По мере исчерпывания вопросов к иракской стороне и удовлетворительных ответов, полученных на эти вопросы, переходить по каждому разоруженному досье от стадии инспекции к постоянному мониторингу. Такая тактика показывает, что происходит движение, открывающее перспективы отмены санкции с экспорта иракской нефти. Это подтолкнет Багдад к конструктивному сотрудничеству.

Другая точка зрения заключается  в том, чтобы дотянуть до того момента, когда созреют условия для  постоянного мониторинга по всем четырем разоруженческим досье вместе взятым. Эта тактика чревата осложнениями, ведь Ирак не получает должного стимула. Более того, события показали, что это провоцирует такие импульсивные, мало продуманные действия Багдада, как отказ от сотрудничества со Спецкомиссией и даже с представителями МАГАТЭ, пока они не выполнят ультимативные требования иракской стороны.

Очередной кризис вокруг Ирака возник в самом конце октября 1998 года. З0 октября СБ одобрил предложение  Генерального секретаря ООН о проведении обзора выполнения Ираком резолюций СБ. Основные параметры такого обзора были согласованы с иракской стороной. К этому времени Примаков Е. М. был уже Председателем правительства, работал в Белом доме, а министром иностранных дел стал  И. С. Иванов. Но он продолжал внимательно следить за событиями, и с Ивановым не раз обсуждали ситуацию вокруг Ирака.

5 августа иракское руководство  31 октября объявило о полном  прекращении деятельности Спецкомиссии  ООН на иракской территории. иракцы сослались на то, что под давлением англосаксов Совет якобы отверг возможность снятия санкций.

Совет Безопасности в заявлении  председателя для печати незамедлительно  отреагировал на возникшую ситуацию единогласно, включая Россию, Китай  и Францию, осудив шаг Ирака и квалифицировав его как нарушение резолюции Совета.

5 ноября единогласно была принята  резолюция СБ № 1205, в которой  осуждалось решение Ирака, квалифицированное  как вопиющее нарушение резолюций СБ.

13 ноября С. Хусейну было передано  послание Б. Н. Ельцина, сопровождаемое обращением Е. М. Примакова с настойчивым призванием немедленно восстановить в полной мере сотрудничество со Спецкомиссией ООН и МАГАТЭ.

15 ноября Б. Клинтон заявил, что  США и Великобритания уже отдали  приказ о нанести удары по Ираку. Через месяц, на этот раз без видимых причин, США и последовавшая за ними Великобритания напали на Багдад.

Если в Вашингтоне надеялись, что  военные удары ослабят режим  С. Хусейна, то вышло все наоборот – Багдад получил дополнительную поддержку и в арабском мире.

Евгений Примаков считает, что Ирак находится на грани территориального развала. В Ираке идут гражданская  война, религиозные столкновения, государство - на грани территориального развала, отмечая, что все это - результаты военной операции США. Попытка США решить проблему Ирака дополнительным силовым давлением не увенчалась успехом - об этом свидетельствуют и нарастающие потери американцев.14

Он отметил, что американская операция в Ираке поставила Россию перед тяжелым выбором. Отказаться от своей принципиальной позиции против силовых приемов США при игнорировании роли ООН Россия не могла. Вместе с тем, по его словам, антиамериканизм в политике мог бы ослабить борьбу против международного терроризма и распространения ядерного оружия. В таких условиях Россия заняла единственно правильную позицию.

На пространстве бывшего СССР Россия оставалась самой влиятельной и  развитой страной региона, была значительно  мощнее своих соседей как в  военном отношении, так и в  экономическом. Это давало РФ преимущество и возможность эффективно влиять на процессы, происходящие в этом регионе, а также сформировать своего рода буфер дружественных государств и предотвратить расширение НАТО вплоть до Российских границ. Пришедшие к власти государственники, в отличие от своих предшественников, решили воспользоваться данными возможностями для усиления позиций России на международной арене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Характеристика основных направлений внешней политики РФ в 90 – е годы. Оценка деятельности Е. М. Примакова на посту МИД