Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по политологии.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

8 Сущность политической власти, ее особенности.

ПВ - это реальная способность определенной социальной общности, организации или отдельной личности проводить свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.

Субъекты  ПВ – политические партии и организации, правящие элиты, бюрократия, лобби, политические лидеры, социальные общности, отдельные личности, толпа.

Полем деят-сти  ПВ яв-ся – гражданское общество.

 Формы ПВ: государственная; партийная; власть общественно – политических организаций и движений. Особенности присущие ПВ: 1. суверенитет, т.е. независимость власти. 2. авторитет, т.е. общепризнанное в стране влияние во всех сферах общественной жизни. 3. наличие воли, т.е. наличие программы, цели и готовности их добиваться. 4. принуждение.

 

9. Функции  политической власти

Функции ПВ: 1. поддержание общественного порядка и стабильности. 2. выявление, ограничение и разрешение конфликтов. 3. достижение общественного согласия. 4. принуждение во имя социально значимых целей. 5. сохранение стабильности. 6. управление делами общества и государства.


 

10. Легитимность ПВ. Легитимность – это положительная оценка, принятие населением власти, признание её права управлять и согласие подчиняться ей. Средства легитимации власти: 1. политические средства –научное и техническое обеспечение политического курса

2. идеологические средства – пропаганда ценностей данной политики, оправдание власти с помощью идеологии.

3. правовые средства – укрепление общественного порядка, законности.

4. этические средства – подчеркивание культурных достоинств власти, её справедливости, человечности

 5. психологические средства – апелляция к истории, воле народа, национальным традициям, использование методов убеждения

 Макс Вебер выделил 3 главных типа легитимности власти: 1. традиционная легитимность – это власть вождей, монархов. Легитимность их власти основывается на вере, что институт власти сущ-ет в соответсвии с обычаями предков. 2. харизматическая легитимность - основывается на вере в харизму руководителя, кот иногда даже обожествляют. 3. легальная легитимность – основана на законной власти. Д. Истон выделяет тоже три типа легитимности: 1. идеологическая – основана на соответствии власти определенной идеологии. 2. структурная – основана на доверии граждан существующей системе власти с отработанными механизмами формирования её институтов. 3. личная – базируется на авторитете лидера, на одобрении массами его власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

14 Сущность и признаки государства. Появляется понятие «гос-во» в период итальянского Ренессанса в 16 веке. Понятие «гос-во» трактуется в 3-х значениях: 1) в широком смысле – это обозначение отношений политической власти, т.е. отношений господства и подчинения между различными группами граждан.

2) в узком смысле  – это обозначение представительных и исполнительно - распорядительных органов власти и система правовых норм, определяющих их функционирование.

3) в обыденной речи - как синоним понятий «страна», «отчизна», «общество».

Гос-во – это исторически обусловленная, выделившаяся из общества, детерминированная его экономическим строем организация, кот осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные отношения, выступая вместе с тем, как официальный представитель всего общества. Признаки: 1. территория - пространство (суша, недра, водное, воздушное пространство). 2. население – совокупность людей, проживающих на данной территории. 3. наличие специального гос-ого аппарата – включает представительные учреждения, исполнительно - распорядительные органы, органы прокуратуры, суды, органы контроляи т.п. 4. право – оно закрепляет соответствующую систему норм, санкционированных гос-вом. 5. суверенитет – независимость и верховенство гос-ва.

 

15 Характерные  черты государства

Характерные черты гос-ва: принадлежность; монопольное право на применение принуждения; всеобщность – право на издание законов и правовых актов на находящейся территории; управление делами общества и распоряжение людскими, материальными и природными ресурсами данного общества.

 

16. Функции  государства Функции гос-ва делятся на: внутренние и внешние. К внутренним: - политическая; - правовая; - регулирование хоз-ой деят-сти и соц.отношений; - организаторская; культурно-воспитательная; - социальная; - защита существующего способа производства, экономической и социально - политической системы; - образовательная. К внешним: - развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции, участие в международном разделении труда, международных организациях; - защита экономических и политических интересов гос-ва на международной арене; - обеспечение обороны страны.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Формы гос-ого устройства. Форма гос-ого устройства – это национально - территориальная форма гос-ва.. Она дает ответ на вопрос из каких частей состоит территория страны и их правовое положение, каковы взаимосвязи центральных и региональных органов власти. Гос-ва подразделяются на: 1. унитарное гос-во – это гос-во с единой конституцией, системой высших органов власти, права и судопроизводства (РБ, Польша, Япония). 2. федерация – это гос-во, кот имеет в своем составе гос-ные образования (республики, штаты, земли и т.п.) обладающие определенной политической самостоятельностью, своим территориальным делением и законодательством (Россия, Германия, США, Канада).

3. конфедерация – это союз юридически и политически самостоятельных гос-ных образований для осущ-ния конкретных совместных целей. Конфедерация - неустойчивая форма гос-ности. Конфедерации существовали в США, Швейцарии


 

18. Формы правления гос-ва – понимается организация верховной гос-ной власти. Выделяют две основные формы правления: монархия и республика. Монархия – это форма правления, при кот власть сосредоточена в руках единоличного главы гос-ва – монарха, кот, как правило, передается по наследству. Формы монархии: 1. неограниченная (абсолютная) – особенность - неограниченная власть монарха (Саудовская Аравия, Арабские эмираты). 2. ограниченная (конституционная) – ограниченная власть (Дания, Швеция). Выделяют монархию: 1) дуалистическую - полномочия главы ограничены в сфере законодательства. 2) парламентская – власть главы не распространяется на сферу завконодательства. Тем самым монарх царствует, а не правит.

 Республика – это форма правления, при кот глава гос-ва яв-ся выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Выделяют: 1. президентская р-ка – хар-тся тем, что президент одновременно яв-ся главой гос-ва и главой правительства. Он формирует правительство, возглавляет его, ведет заседания и обладает решающим голосом.(США, Бразилия, Венесуэла) 2. парламентская р-ка -  в этой р-ке избирается парламент. Глава парламента реально яв-ся главой гос-ва. Президент, кот избирается парламентом, либо коллегией выборщиков занимает более скромное место в политической иерархии.(Германия, Турция, Израиль) 3. смешанная полупрезидентская р-ка – сочетание сильной президентской власти с эффективным контролем парламента за деят-стью правительства. Её отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Сущность, признаки и условия формирования правового гос-ва. Правовое гос-во – это гос-во, деят-сть кот  подчинена установленному демократическим путем закону, защищающее свободу личности и подчиняющее власть воле суверенного народа. Отличительные признаки правового гос-ва: 1. суверенитет народа - народ является источником власти

2. верховенство закона во всех сферах общественной жизни. 3. подчинение праву гос-ва и его органов. 4. гарантии прав и свобод человека. 5. незыблемость чести и достоинства личности. 6. взаимная ответственность личности и гос-ва. 7. наличие эффективных форм надзора за соблюдением законов (суд, прокуратура, и др.органы контроля). 8. осуществление принципа разделения властей.             Формирование правового гос-ва имеет глубокие исторические корни. О нем писали Плато, Аристотель, Гоббс, Руссо и др мыслители. Кант сформулировал основополагающую идею правового гос-ва. Ее суть: Законодатель так же подзаконен, как и отдельный гражданин.  Гос-во связано с правом; оно вправе разрабатывать и принимать законы, обязано уважать эти законы, пока оно существует и действует, хотя оно правомочно их пересмотреть и даже отменить. Оно подсудно своему собственному суду и может быть осуждено им.


 

21. Сущность и условия формирования гражданского общества (ГО). Гегель, понимал ГО не только как совокупность индивидов и отношений, но и сферу деят-сти различных общественных институтов. Токвиль тоже ставит вопрос о защите общества от власти гос-ва. Маркс и Энгельс рассматривали ГО как совокупность  материальных жизненных отношений, как основу, кот составляет сущность жизнедеятельности человеческого общества

ГО  – это форма самоорганизации людей, включающая добровольно сформировавшиеся негос-ные социальные, экономические, профессиональные, образовательные, религиозные, культурные и иные институты, организации, объединения, союзы. Институтами ГО яв-ся семья, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения и т.д. Черты - предпосылки формирования ГО: 1. частная собственность – она яв-ся средством получения доходов, средством к жизни их семей. 2. свободная рыночная экономика – её присуща конкуренция. Противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Различные орг-ции ГО призваны облегчить эту задачу. 3. наличие развитой соц.структуры и мощного среднего класса – удовлетворение государством интересов и потребностей ГО. 4. в политической сфере – основой ГО яв-ся многопартийность, наличие массовых демократических движений, орг-ций и др групп по интересам. Условия существования ГО: 1. наличие правового гос-ва – кот стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования. 2. в сфере духовной жизни – необходим высокий уровень гражданского сознания и политической культуры, реальная свобода слова, совести.

25. Политический процесс сущность , этапы становления Мнения о сущности ПП: сторонники системного подхода (Истон) понимают ПП как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Представитель институционального подхода ( Хантингтон) связывают ПП с функционированием и трансформацией институтов власти. Большинство российских ученых рассматривают ПП как совокупность действий субъектов политики по осуществлению специфических ф-ций в сфере власти. ПП – это последовательность событий, в кот усилиями людей воспроизводятся и создаются политические структуры, а также реализуются интересы индивидов и социальных групп. Основные особенности ПП: 1. ПП подразделяются на: - базовые (процессы политического участия и гос-ого управления – принятие решений, законодательный процесс). – периферийные ( ПП хар-уют динамику формирования отдельных политических институтов – партий, общественных орг-ций и т.д.). 2. ПП обладает пространственно – временной обусловленностью – это значит, что любое событие происходит в определенное время и в опр-ом месте пространства. 3. конкретность ПП – он всегда складывается из действий конкретных субъектов. 4. ПП обладает собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основных стадий взаимодействия своих субъектов, институтов. 5. сложность, многоуровневость и многообразие ПП.

По своей структуре ПП состоит из след-их элементов: 1. субъекта носителя власти. 2. объекта, кот должен быть создан или достигнут как цель процесса. 3. средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса. Ресурсами ПП м.б. наука, финансовые и технические средства, знания, общественное мнение и т.п.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Политическая идеология: сущность, особенности функции, типы.

 Ввел термин французский философ Дестют де Траси Идеология - это целостная система взглядов на мир.

Политическая  идеология - это совокупность взглядов и идей, в которых осознаются политические позиции и интересы социальных групп, классов, наций, общества. Обязательным компонентом ПИ явл. политическая программа. ПИ закрепляется в виде концепций, теорий , доктрин. ПИ – это сложное явление, включающее в себя идеалы, мифы, эмоции, чувства знания, представления. Функции идеологии: 1. Ориентационная. Она формирует взгляды человека на мир, основополагающее представление об обществе, социальном прогрессе

2. Интегративная. Идеология сплачивает, объединяет людей со сходными взглядами. 3. Оценочная. Она объясняет и оценивает происходящие события. 4. Мобилизационная. Мобилизует социальные группы на реализацию определенного идеала, подталкивает к действию массы людей.

5. Амортизационная. Служит ослаблению социальной напряженности в ситуациях, когда возникает несоответствие между потребностями и возможностями группы или индивида 6. Охранительная. Это выражение и защита интересов определенной социальной группы. 7. Прогностическая. - определяет приоритетные цели и задачи развития общества и пути их достижения.

Типы идеологий: либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм, социализм и демократический социализм, национализм, фашизм, феминизм, анархизм и др.


 

11. Системность  в обществе. Понятие политической системы. Система - это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и в связях друг с другом. Любая система от самой простой до самой сложной характеризуется следующими признаками. Она имеет: - несколько составляющих элементов; - определенный принцип связи между элементами; - границу, отделяющую ее от среды. Подходы к определению политической системы (ПС): 1.   Функциональный п-д: ПС - механизм принятия решений (Уорд, Лапьер, Дойч.) 2.  Ролевой подход: ПС - система политических ролей (Парсонс, Алмонд).3.  Коммуникативный подход: ПС - система отношений и взаимодействий (Даль). 4.  Институциональный подход: ПС - это система политических институтов. Политическая система общества - это совокупность государственных и негосударственных институтов, норм и механизмов, посредством которых реализуются политико-властные отношения.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"