Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
Сущ-ют два уровня полит. социализации:
1. первичный уровень – ближайшее окружение 2. вторичный уровень - взаимодействие с людьми в рамках гос. структур и негос. организаций
Полит. соц-ция осущ-ся на 3 уровнях личности: биологическом (наследственность, темперамент, пол); психологический (воля, память, эмоции); социальный (мировоззрение, интересами, целями).
Полит.соц-ция охватывает весь жизненный путь человека. Политологи выделяют этапы:
1.Начальный – детский возраст, индивид знакомится с полит.понятиями
2.Этап обучения (школа-вуз) формируется мировоззрение.
3. Активная труд.и общ. деят-ть труд.коллектив и общ.объединения
4. Посттрудовой этап – чел-к отходит от активной полит.деят-ти.
17. Типы государств
В типологии государств в марксисткой литературе положен формационный подход. Согласно ему тип государства – совокупность черт, присущих государствам определенной общественно-экономической формации.
Типы гос-ва: - рабовладельческое (античное и азиатское); - феодальное; - буржуазное; - социалистическое
Согласно цивилизационному подходу выделяет типы цивилизаций: - Египетскую; - Китайскую; - Западно-Европейскую; - Исламскую
По отношению к религии гос-ва делят на: - светские и религиозные.
Также выделяют: 1. правовое гос-во – деятельность гос-ва ограничена правом; 2. социальное – гос-во осуществляющее современную соц. Политику; 3. переходный тип гос-ва - существует в трансформирующем обществе и харк-ся формированием осн. органов власти.
13. Функции политической системы
1. выявление и согласование интересов социальных общностей 2. разрешение социальных конфликтов 3. руководство обществом 4. мобилизация ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей 5. объединение людей и координация их действий 6. разрешение социальных конфликтов 7. поддержание преемственности полит. структур и культуры участия граждан в политике 8. издание законов и контроль за их исполнением
Г. Алмонд различает функции на «входе» в полит. систему и на «выходе».
Функции на «входе»:
- полит. социализация и рекрутирование (выполнение полит. ролей)
- артикуляция (выражение) интересов
- агрегирование (обобщение) интересов
- политическая коммуникация
Функции на «выходе»
- нормотворчество (издание законов) – применение правил и норм (реализация решений) – контроль за соблюдение правил и нормМеханизм функц-ния пол. системы рассмотрим на модели Д. Истона: Люди живущие в обществе посылают пол. системе импульсы в виде требований, поддержки. В пол. системе они изучаются и формируется опред. политика, которая обретает форму законов, указов, программ.Их осуществление вызывает новые требования запросы и импульсы снова направляются в полит. систему. Весь цикл повторяется снова.
Схема механизма функц. ПС:
Среда Среда
Обратная связь
Среда
22. Сущность и функции полит. партий (ПП)
Полит. партия – это добровольно организованное объединение граждан, придерживающихся одной идеологии, представляющее интересы определенных классов, групп и слоев и ставящих своей целью их реализацию, путем завоевания и осуществления полит власти.
Признаки ПП: 1. наличие идеологии 2. наличие организационной структуры 3. Наличие сторонников 4. Осн. цель - достижение полит. власти и действия по ее практическому воплощению
Функции ПП: 1. представительская – представляют интересы различных соц. групп 2. идеологическая – выработка установок, полит. линии партии, стратегии 3. посредническая – партия – посредник между государством и гражданским обществом, через партии гражд. общество обращается к гос-ву 4. кадровая – подготовка кандидатов на должности в гос. аппарате 5. функция объединения граждан 6. функция осуществления власти – парламентская работа 7. функция полит. социализации – поли. Воспитание и образование граждан 8. электоральная - обеспечение поддержки со стороны избирателей
23. Классификация полит. партий (ПП)
1. по месту в системе гос. власти: - правящие
- оппозиционные: *легальные; * полулегальные; * нелегальные.
2. по направленности действий: - революционные (стремящ-ся к радикальным изменениям); - реформистские (стрем-ся к улучшению жизни без изменения полит. строя); - консервативные (выступающие за сохранение существующего); - реакционные (стремятся к восстановлению старых порядков)
3. по классвовости
- буржуазные; - рабочие; - крестьянские; - помещичьи; - мелкобуржуазные
4. по месту в системе полит. спектра: - правые (отстаивают сильное гос-во, частную собственность и существующую соц. систему)
- левые (выступают за передачу средств в общественную собственность)
5. с точки зрения внутреннего устройства
- кадровые (имеют мало членов, но много сторонников, дейсвцют во время выюоров)
- массовые (дейсвуют постоянно, имеет большое число членов, финансируется членскими взносами)
6. по идеологической направленности: - коммунистические; - социал-демократические; - либеральные; - консервативные; - национальные; - религиозно-ориентированные
6. по характеру деятельности: - парламентская - связывает свою деят-ть с выборами в парламент, завоевание макс. числа мандатов
- авангардная – осуществляет
идеологическую и воспитательну
7. в соответствии в внутрипартийной структурой
- универсальные - утратившие идеологическую определенность и ориентирующиеся на макс. привлечение избирателей
- новые кадровые или картельные – профессиональные объединения менеджеров по гос. управлению, готовящие выборы и соперничающие в этой области
24. Партийные системы
Партийная система – это совокупность существующих в обществе партий и принципы взаимоотношений между ними.
Типы партийных систем:
1. Однопартийная – хар-ся монополией на власть со стороны одной партии. Партия срастается с государством и выполняет в нем главную роль либо выполняет роль поддержки существующего режима власти. Последствиями этого становятся: отчуждение народа от власти, вседозволенность носителей власти, субъективизм При таких парт. системах в обществе устанавливается тоталитарный или авторитарный полит. режим.
2. Двухпартийная система (бипартизм) – наличие в стране двух сильных партий к-ые сменяют друг друга у власти. Они посменно явл-ся правящими и оппозиционными. Бипартизм не исключает существования более мелких не влиятельных партий. Вариантом бипартизма явл-ся система «двух с половиной партий» - если ни одна из двух правящих партий не могут прийти к власти, не имеют абсолютного большинства, то одна из партий вступает в коалицию с третьей немногочисленной партией, представленной в парламенте.
3. Многопартийная – хар-ся наличием нескольких полит. партий соревнующихся за власть, но ни одна не может прийти к власти самостоятельно. Поэтому создаются коалиции и блоки. Партийная коалиция – это союз равноправных полит. партий для достижения общих целей на основе компромисса и баланса интересов. В партийных блоках наблюдается соподчинение партий.
В многопартийной системе выделяется двублоковая система или поляризованная многопартийность, многопартийная система с доминирующей партией.
38. Либеральный полит. режим
Либеральный режим носит переходный характер. Этот режим устанавливается в обществе на этапе его трансформации из тоталитарных и авторитарных в демократические. Он существует недолго и сочетает черты старого и нового. Его черты: - сокращается прямое вмешательство власти в общественную жизнь (ослабляет контроль над всеми сферами и допускает вмешательство граждан в политику)
- двойственность при формировании органов власти (народ может выбрать своих представителей, но выдвинутые народом кандидаты не пользуются поддержкой власти)
- меняется соотношение органов власти (разделение законодательной и исполнительной, центральной и местной власти)
- появляется множество мнений, концепций, гластность.
- появляются новые полит. институты
- либерал либерален. Его сила в личном авторитете, он поощряет свободу, но не хочет уступать власть.
Основной принцип: разрешено все кроме смены власти
30. Абсентеизм и его причины
Абсентеизм – это равнодушное отношение населения к полит. жизни, уклонение от участия в ней. Это явление широко распространено. Его причины: отсутствие норм полит. культуры, недоверие к власти, высокая степень удовлетворения личных интересов, протест против власти, разочарование в партийных программах. В некоторых странах вводят обязательное голосование, за уклонение налагаются штрафы, ограничивается предприним. Деятельность, поступление на гос. службу, применяется тюремное заключение. В РБ выборы свободные – избиратель решает голосовать ему или нет.
45. Источники и ресурсы власти
Власть имеет определенные источники властвования и использует определнные ресурсы.
Источники или основания власти – это средства, инструменты, к-ые используется для воздействия на объекты власти.
Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, средства к-ые могут быть использованы для укрепления власти.
Основания и ресурсы делятся по сферам жизнедеятельности общества:
- экономические
*основания – объем валового нац. Дохода, золотовалютные запасы страны, природные ресурсы, технологический уровень производства
*ресурсы – инвестиционная
, налоговая, научно-техническая,
- социальные
*основания – группы населения, на которые опирается власть
* ресурсы - мероприятия
по расширению численности
- административно-силовые
*основания – учреждения гос-ва, обеспечивающие его внутреннюю и внешнюю безопасность
* ресурсы – мероприятия по совершенствованию деятельность этих учреждений
- культурно-информаци-онные
*основания – учреждения, сохраняющие и накапливающие культурные ценности, СМИ, компьютерные сети.
* ресурсы - совершенствование их деятельности
- юридические
* основания - законодательство и организации обеспечивающее его применение
* ресурсы – расширение и совершенствование юрид. базы
По характеру воздействия ресурсы делятся на:
- организационные – создание оптимальных организ. структур управления;
- поощрительные – это материальные и социальные блага
- принудительные ресурсы
– меры силового и администрати
- нормативные ресурсы – ценности, морально-этические нормы
33. Понятие, стр-ра и функции полит.культуры. Политическая культура – система исторически сложив-шихся устойчивых предста-вителей, убеждений, уста-новок, позиций, оценок, моделей поведения, прояв-ляющихся в способах и результатах деят-ти субъектов политики.
Субъекты полит.культуры- соц. группы, слои, общ-во, индивиды.
Факторы, воздействующие на полит.к.: историч-ие, этнические (традиции, обычаи, менталитет), религиозные, идеологические, георгаф., эконом.
Стр-ра полит.к.состоит из элементов (выделил Е.Вятр): - когнитивный (познават-ный) – знания о политике, полит. жизни, явлениях и процкссах. - аффективный (эмоц-ный) – чувства, эмоции, настроения полит лидеров, институтов.
- аксиологический (оценочный) – ценностное отношение к политике и полит. явлениям. - поведенческий элемент – особенности полит. поведения в данном обществе.
Функции:
- познавательная усвоенине знаний о политике и полит. власти. - коммунакативная передача из поколеня в поколение полит. опыта, традиций. - интегративная достижение согласия в обществе на основе общепринятых полит. ценностей.
- нормативно-регулятивная регулирование полит. отн. на основе полит. решений гос. органов. - воспитательная целена- правленное на полит.сознание и поведение граждан со стороны разл. полит. инст-ов.