Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
- абсолютистские диктатуры – власть осуществляется на основе строгих правил и процедур
- военные режимы – военные управляют государством
- однопартийные режимы – используют одну партию, как средство поддержки правительства.
40. Демократич режим
Демократия – это правление народа, избранное народом и для народа. Осн. черты: юридич признание и институциональное выражение суверенитета верховной власти народа; периодич выборность основных органов власти; равенство прав граждан на участие в управлении государством; принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осущ-нии.
Осн принцип: разрешено все, что не запрещено законом.
Реальные демократии делятся: индивидуалистические, плюралистические (групповые), коллективистские.
Демократия делится:
-прямая- граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений;
- плебисцитарная- граждане имеют право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который готовится президентом, правительством, партией или индивид группой;
- представительная - опосредованное участие граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.
26. Властвующая полит. элита: структура, ф-ции.
Элита - группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в полит и других сферах деятельности. Это властвующая часть общества, правящий слой.
Политическая элита – это часть властвующей элиты. Осн. признак властв. Элиты – занятие высших позиций в обществе: в политике, экономике культуре, СМИ.
Структура:
-экономич элита - соц
слой,который вкл представителе
-идеалогич, информационная-
-военная - крупные военачальники.
-культурная - влиятельные деятели искусства, литературы, представители творческой интеллигенции.
-научная –воздействуют на развитеи науки и техники
-политич. – слой общества, группа, которая концентрирует в своих руках госуд власть и занимает командные посты, управляя обществом.
Функции:
1. Стратегическая – разработка стратегии и тактики развития общества
2. Коммуникативная – предусматривает отражение в полит программах интересов и потребностей различных соц-х групп и слоёв населения.
3. Организаторская – необходимость организовывать массы. Сюда входят мероприятия: -законодательные (принятие законов); -мобилизующие (различные формы воздействия на обществ сознание); - регулирующие (распределение ресурсов); - координирующие (координация центральных и региональных действий); -контролирующие; - корректирующие.
46. Механизмы формирования полит элиты.
Элита - группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в полит и других сферах деятельности. Это властвующая часть общества, правящий слой.
Две системы формирования элит: 1)система гильдий – закрытая. Её черты: закрытость (приток за счет из господствующих соц слоев общества); наличие многочисленных формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж работы, образование); небольшой, закрытый круг селектората (тех, кто осущ-ет отбор).
2) Антрепренерская (открытая) система. Черты: открытость, возможность для представителей любых обществ групп занимать лидирующие позиции; небольшое число формальных требований; широкий круг селектората, который может вкл своих избирателей страны; высокая конкурентность отбора; первостепенная значимость личностных качеств.
27. Сущность и природа полит лидерства
Лидерство – один из механизмов организации и интеграции групповой деятельности людей со стороны индивида или части социальной группы и придание этой деятельности определенной направленности.
Природа полит лидерства:
1. Ситуационная концепция (Стогдилл, Хилтон и др) Лидер рассматривается как функция ситуации. Каждая ситуация выдвигает своего лидера, который отвечает именно этой ситуации и никакой другой.
2. Теория определяющей роли последователей (Стэнфорд). Она объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов.
3. Теория черт лидера (Богардус). Объяснение феномена лидерства выдающимися качествами человека.
4. Реляционная теория (Бэсс) синтезирует все предыдущие теории. Лидер – Это 1) человек, обладающий способностями; 2) человек, который выдвигается конкретной ситуацией; 3)человек, который не может быть оторван от определенной группы, выражает ее интересы.
5. Компенсаторная теория, или психологич концепции (Эрих Фромм, Теодор Адорно). В соотв с этой теорией, у многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторные функции, позволяет подавлять или преодолевать различные комплексы, чувство неполноценности.
28. Типология полит лидерства
Лидерство – один из механизмов организации и интеграции групповой деятельности людей со стороны индивида или части социальной группы и придание этой деятельности определенной направленности.
Класс-ция лидерства:
1. М. Вебер выделил
3 типа лидерства: а) традиционно
б) рационально-легальное лидерство легитимируется законом;
в) Харизматическое основано на вере в особый дар человека, его способности эффективно решать все проблемы.
2. Амер политолог Лассуэл в основу кладет склонность лидера к опред-ой модели поведения: лидер-агитатор воздействует силой слова, ораторским искусством; лидер-организатор отдает предпочтение работе с кадрами, использует возможности организации для усиления своего влияния; лидер-теоретик воздействует силой интеллекта, способностью производить идеи.
3. Роберт Такер в
основу кладет приверженность
лидера тем или иным общественн
4. Маргарет Херман выделяет:
- л.-знаменосец, которого хар-ет умение повести за собой (Ленин);
- л.-служитель, который ориентируется на мнение группы и действует от ее имени (Брежнев, Черненко);
- л.-торговец, который старается привлекательно преподнести свои идеи, планы;
- л.-пожарный, который ориентируется на жгучие проблемы, его действия определяются конкретной ситуацией (Горбачёв).
29. Осн. принципы избир.права - это совок-ть юр.норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, орг-цию и проведение выборов, взаимо-отношения между избирателями и представительными учрежд., порядок отзыва депутатов.
Принципы:
Всеобщности, равенства, тайного и прямого голосования (заложены в Констит.РБ). озн., что все совершеннолетние граждане страны независимо от пола и возраста, места жительства, расы, Националь-ности, соц. принадлежности напрямую выбирают всю вертикаль власти, каждому предоставлено равное кол-во голосов. Голосование осущ. тайно, т.е. никто не вправе без ведома самого гражданина знать, за кого он голосовал.
Разл.
- активное (право граж-данина избирать, лично участвовать в выборах) в некот. странах сущ. ограничения (цензы) по полу, оседлости, профессии. Может быть прямым, когда граждане выбирают депутатов и косвенным, когда граждане выбирают выборщиков, к-ые затем решают кого назначить.
- пассивное (право быть избранным, быть кандидатом в органы власти или на должность)
31. Мажоритарная изб. система. В ее основе лежит принцип большинства при определении результатов голосования. От каждого избир.округа избираетя 1 депутат. Победителем считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов.
Сущ.2 разновидности маж.системы:
1.Мажор.система абсолютного большинства- избранным считается кандидат собравший абсолютное большинство голосов – 50%+1голос. Если никто не получил, то проводится 2тур. В РБ во 2-й тур выходят 2 кандидата, набравшие наибольшее кол-во голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов.
2.Мажор.система относит. большинства- кандидату для победы необх.набрать дольше голосов чем кому-либо из его конкурентов и не обязательно больше половины.
Достоинтва маж.системы:
- учет мнения большинства избирателей опред.округа при формировании органов гос.власти;
- предопределяется господство крупных партий.
Недостатки: - она не полностью выражает полит.волю населения (практически 49% голосов может не учитываться);
- не дает адекватного соотношения м-ду поддержкой, кот.получает партия в стране и числом ее представителей в парламенте. (мелкая партия может получить несколько мест , а крупная ни одного).
обществ.
32. Пропорцион.и смешанная избирательная система.
Пропорциональная - основана на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распред-ся не м-ду индивид. кандидатами, а м-ду партиями. От избир. округа избирается я не один, а несколько депутатов. Избиратели голосуют не за кандидата, а за партию. Партии сост.избир. списки куда вкл. наиболее извес-тных и авторитетных членов партии.
Достоинства: - позв.наиболее точно учитывать все полит. симпатии и предпочтения населения.
- стимулирует многопартийность, создавая благопр. условия деят-ти для небольших полит. партий.
Недостатки: - трудности при формировании парламента когда представлено около 10 разл.партий.
- не дает возм.оценивать личные достоинства кандидата.
- возрастает роль мелких партий.
Смешанная – объед.пропорцион. и мажоритарную системы. При ней половина депутатов избирается по мажор.системе относительно большинства голосов, а др. – по пропорц. системе. Каждый избиратель имеет 2 голоса.: 1й- за кандидата, 2й – за партийный список. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритатрных и пропорц. Мандатов. Выборы проходят в один тур.
34. Типология полит. культ-ы. Родоначальниками явл. Г.Алмонд и С.Верба (3 типа) 1. Патриархальная -приходская – это полит.культура, сущест-вующая в обществе в кот.либо еще не сформировалась, либо только стала формир-ся полит. система. 2. Подданническая (культура подчинения) характерно пас-сивное отношение граждан к полит. системе, нежелание участвовать в ее функционировании 3. Активисская (культ. участия) активная роль индивида в полит.системе. Из смешения этих типов возникли:
- патриархально-подданич. - подданически-активистская. -патриархально-активист.
- культура гражданина
Поляк А.Бондервыделяет
-замкнутая
-открытая
Др. политологи выделяют:
- тоталитарная
- плюралистическая.
В.Амелин выделяет:
- радикальная (носители- неформалы)
-реформистская (носители – интеллигенция)
-оппортунистичекая (носители – творческая элита)
- лояльная (носители - широкие слои населения)
- конформистская (носители - бывшие партократы)
Э.Баталов:
-рыночная ориентация на конкуренцию, саморегулирование
- этатисткая ориентирована на гос.регулирование и контроль над полит.процессами.
Фрагментарная полит. культура (для переходных обществ, когда рушаться привычные представления и установки).
Полит.субкультура – это совок-ть полит.ориентаций, значительно отличающихся от культ.ориентаций, домини-рующих в обществе.
Типы: - региональная субкультура – обусловлена экологич., географ. разл-ями: климат, ландшафт.
- этно-лигвинстическая
- соц-эконом. - религиозная
- женская - молодежная.
35. Полит. социализация:
Это процесс усвоения личностью соц-полит.знаний, ценностей, норм и образцов поведения, необх.для норм. функцион-ния присущих данному обществу полит. решений.
Разл.прямую(непосредственная передача инф., ценностей, мнений о политике) и косвенную социал-цию (формров-ние полит. взглядов непреднамеренно под влиянием опыта).
Вертикальн (передача ценностей и норм от старшего поколения к младшему); горизонт. (в пределах одного поколения – братьев, сестер, друзей).