Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 19:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 179.96 Кб (Скачать файл)

2)В начале XIX в. начинает постепенно складываться политическая социология. В 1857 г. Фрэнсис Ливер создал при Колумбийском университете первую кафедру политических наук, на базе которой в 1980 г. была создана школа политических наук. Со второй половины XIX в. политическую науку стали преподавать в большинстве университетов США, а начиная с 1870-х – и в Европе.

3) В конце 1870-х гг. ХIХ в. политическую науку стали преподавать в университетах России. В то время она включала в себя четыре течения:

 •     либерализм (Б.Н. Чичерин и П.И. Новгородцев);

 •     консерватизм (В.С. Соловьев);

 •     радикализм (представлен большевизмом и анархизмом  – В.И. Ленин, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров);

•     социал-реформизм и меньшевизм (Ю. Мартов, Г. В. Плеханов).

 После победы Октябрьской  революции в связи с политизацией  и крайней идеологизацией всех общественных наук политическую науку перестали преподавать как самостоятельную и такая ситуация сохранялась в вузах России до 1990 г.

 

Вопрос 5.

ПОЛИТИКА: ЕЁ ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СУБЪЕКТЫ, ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА, ПРЕДЕЛЫ, ЭЛЕМЕНТЫ, ВИДЫ И УРОВНИ.

Политика – деятельность, направленная на власть, её обретение (захват), распределение, удержание, использование и неизбежная потеря.

В современной политологии существуют две основные точки зрения на генезис политики: западная (либерально-консервативная) и марксистская.Согласно первой, политика возникает вместе с обществом (возникают отношения господства и подчинения), постепенно формируются соответствующие органы политической власти и политические институты, регулирующие человеческие взаимоотношения.Согласно марксизму, политика возникает с расколом общества на классы, их непримиримыми противоречиями. Она охватывает отношения между классами, нациями и государствами.

Огромная роль политики в общественной системе обусловлена тремя её свойствами:

1) универсальностью - всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, события, отношения;

2) инклюзивностью - безграничным проникновением во все сферы общественной жизни;

3) атрибутивностью - способностью сочетаться с неполитическими общественными феноменами, отношениями и сферами.

Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию её структурных элементов. К основным элементам политики относятся:

1.Субъекты политики: индивиды, социальные  группы, слои, массы, организации, соц.институты, участвующие в процессе реализации гос.власти.

2. Политическая организация:т.е. совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества (гос-во, министерства, армия, партии, общ.движения, СМИ и т.д.)

3. Политические отношения: отношения  согласия, партнерства, конфликта, господства, подчинения между участниками  политической жизни.

4. Политическое сознание:включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, политические взгляды и теории и т.д.

Функции политики:

Регулятивная– отображение властно значимых интересов всех групп населения. Политика выступает как средство предоставления людям дополнительных возможностей удовлетворения всех потребностей и изменения социального статуса;

Функция рационализации – изучение и рациональное решение противоречий, возникающих при реализации разносторонних интересов граждан;

Человекообразующая:предполагает превращение человека вгражданина(самореализация);

Обеспечение инновационности социального развития общества и человека;

Функции мобилизации и эффективности общей деятельности.

Виды политики (по сферам общественной жизни): экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;  
социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе; национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами; культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни; государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере.

Политика в практическом смысле может осуществляться на нескольких уровнях: 
1. Низший - решение местных проблем (ЖКХ, школа, общественный транспорт и т.д.)  
2. Локальный- требует государственного вмешательства. Политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона. 
3. Национальный- занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов. 
4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.

 

 

 

Вопрос 6.

 Власть как общественное явление. М. Вебер о соотношении власти и господства.

Понятие власти и проблемы выяснения ее сущности занимают центральное место в политологии. Власть проникает во все сферы человеческих отношений. Без властных отношений нет общества как социума и абсолютно немыслима политика.

Исследователи власти отмечают, что она является выражением объективной необходимости в организации, саморегуляции и сохранении целостности любой социальной системы, так как в ней всегда существуют разные интересы. Возникает потребность в соподчинении этих интересов для обеспечения общих интересов в социальной общности.

В большинстве классических исследований, посвященных анализу феномена власти, власть рассматривается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия.

Для понимания сущности власти необходимо выделить основные составляющие данного феномена:

1. Источник власти (авторитет, сила, закон). 
2. Субъект власти. Субъект власти воплощает в себе активное, направляющее начало. Им может быть личность, opган, организация, социальная общность, государство и др. Субъект определяет содержание властного отношения через: 
- приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 
- подчинение, как подведение частной воли под всеобщую волю власти; 
- наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 
- нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

3. Объект власти - тот, на кого направлены усилия  со стороны субъекта власти. Объектом  может быть личность, а так  же общество, класс, группа.

Классификации власти: 1)В области функционирования власть различают как политического экономическую, юридическую, светскую, религиозную, криминальную. 2) По объему прерогатив: семейная, групповая, государственная, международная. 3)По объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная. 4)По режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, либеральная, демократическая. 5)По социальному признаку: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая. 

Важной характеристикой власти является ее объем. Она может быть единоличной, групповой, коллегиальной. На государственном уровне – монархической, президентской, парламентской, теократической, а также центральной, региональной, местной и др.

Рассмотрим основные концепции (мысли, понятия) власти:

1) Теологическая (греч. Theos — Бог) - всякая государственная власть происходит от Бога. «Источник власти в Боге» — Фома Аквинский (1225 – 1274). Он признавал положительную роль Бога, поскольку государство выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Обосновал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже воспитание — против тирании.

2) Телеологическая (греч. Telios — цель) - реализация намеченных целей. Характеризует власть, как способность достижения определенных целей, получение намеченных результатов: служить обществу; иметь привилегии, престиж, положение в обществе; наслаждаться, находясь у власти.

3) Биологическая концепция – власть для обуздания человеческой агрессии, как биологического существа.

4) Бихевиористская (англ.behaviour — поведение) – человек — «властолюбивое животное». Власть - средство улучшения жизни, приобретение богатства, престижа, свободы безопасности. Его представители: Лассуэлл, Мерриам и др., трактуют власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти.

Вебер определял власть как способность данного лица в рамках определенного социального отношения навязывать свою волю другим участникам этого отношения, несмотря на сопротивление с их стороны. 
Вебера интересовала особая форма власти— легитимная: власть признанная теми над кем она осуществлялась. Такую признанную легитимную власть он обозначал понятием господство. 
В структуре господства Вебер выделял три элемента: 
1. глава политического объединения, политический лидер (монарх, президент, лидер партии) 
2. аппарат управления на который опирается лидер 
3. подчиненные господству массы. 
В своих работах Вебер исследовал отношение власти, господства, существовавшие в разные эпохи от Древнего Египта и Китая до современных ему государств Запада. Основываясь на обширном историческом материале, Вебер выделил 3 идеальных типа господства и обозначил их: 
1. Легальное. Опирается на рационально сформулированные правила. В условиях легального господства подчиняться следует не столько лицу, обладающему властью, сколько тем формальным правилам, законам, в соответствии с которыми данное лицо получило свои полномочия 
2. Традиционное. Основывается на вере в неизменность существующих общественных отношений, которые освещены авторитетом традиций. 
3. Харизматическое. Основывается на вере в необычайные, исключительные качества политического или религиозного лидера.

Следует учитывать, что выделенные Вебером три типа господства представляют собой идеальные типы, то есть реально существующие формы отношений и власти могут включать в себя различные сочетания этих типов.

 

Вопрос 7

Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Это реальная способность социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и в сфере правовых норм. В политическойвласти можно выделить три элемента: директивный – наличие приказа политических решений; функциональный – обеспечение определенной потребности социального целого, в масштабах которого она осуществляется; коммуникативный – обмен информацией, налаживание взаимопонимания и эффективного общения между участниками властных отношений.

Политическая власть обладает рядом особенностей. К относятся следующие:1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. 2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. 3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. 4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан.В современном обществе задачи политической власти след: 1. поддержание общественного порядка и стабильности 2. выявление ограничений и разрешение конфликтов 3. достижение общественного согласия4. применение насилия и принуждения во имя сохранения стабильности общества5. управление делами общества и т.д.

Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Субъекты политики – это те, кто участвует в политике. К первой группе субъектов пол. относятся осн. соц. общности. Это народ, классы, нации, народности, соц. группы, слои, индивиды. Каждый из этих соц. субъектов облад. своим специфич. интересом, кот. и побуждает к участию в политике. Ко второй группе субъектов политики относ.соц. институты и организации, кот. формир. людьми и их общностями с целью участия в политике. Это гос-во, полит. партии, общественные организации и движения. Все они вторичны, так как созданы для выражения полит. интересов индивидов, классов, слоёв, наций. Главным субъектом в политике, источником власти является народ. К субъектам политической власти относятся: 1.Социальные общности(народы, группы, слои) влияют опосредованно. В период радикальных перемен могут взять власть в свои руки.2.Государство – основной главенствующий орган, своеобразная форма организации обществ. Жизни, необходимо для существования и нормального развития страны.3.Политич. партии и организации.4. Правящая элита, бюрократия, лобби.5. Групповое и индивидуальное лидерство 6. Отдельные личности, толпа.

Источники власти – объективные и субъективные условия, служащие причиной неоднородности общества, социального неравенства. К ним относятся: 1. Физическая либо социальная сила. Сила и принуждение рассматриваются как конечное и наиболее эффективное орудие власти, ибо все другие средства (влияние, право и др.) срабатывают лишь на фоне этого источника власти.Опирается на страх как факт достижения желаемого поведения. 2. Богатство - владение материальными ценностями в виде денег, собственности или средств производства. 3. Знания и контроль над информацией. Известный американский социолог и футуролог ОлвинТоффлер пишет по этому поводу: «В современном мире знания в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демократичности - подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти».4. Люди, как универсальный, многофункциональный источник власти, который создаёт все другие её источники. 5.Занимаемое положение – принадлежность к привилегированному сословию является гарантом власти. 6.Организация – позволяет людям, её составляющим, ставить перед собой и осуществлять такие цели, которые не могут быть достигнуты никем из них порознь.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"