Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 19:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
Функции политической культуры:
1. Познавательная (формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, повышение политической образованности);
2.Интегративная (достижение согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединение усилия для достижения определенных социально значимых целей);
3.Коммуникативная (связь между участниками политического процесса, а также передача элементов политической культуры от поколения к поколению и накапливание политического опыта);
4.Регулятивная (закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, целей и норм поведения);
5.Воспитательная (формирование гражданина, личности как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).
Вопрос 18 .
Государство, его происхождение, признаки(элементы) и функции. Национальное государство, или нация-государство.
Государство — особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп, классов.
Основные теории происхождения государства:
1.Теологическая теория (представитель:Фома Аквинский, XIIIв.). Государство – результат «божественного промысла», оно вечно, как и сам Бог, государь наделялся церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле, народ должен беспрекословно подчиняться воле государя, но лишь до сих пор, пока его веления не противоречат божественному закону.
2. Патриархальная теория (представитель:Роберт Фильмер, XVII в.). Процесс создания государства шёл по патриархальному типу, т.е. по пути разрастания семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха.
3. Договорная теория (представители:Томас Гоббс, Джон Локк, XVII в.). Государству предшествует естественное состояние, характеризующееся соперничеством и борьбой между людьми. Для прекращения конфликтов люди заключают общественный договор – всеобщее соглашение о соблюдении общей пользы. В силу этого договора они отказываются от части своих естественных прав в пользу суверена - государства. На основе таких «перенесенных прав» формируется государственное законодательство. Государство имеет право использовать меры принуждения ради достижения общего блага, предусмотренного условиями общественного договора.
4. Теория насилия (представитель:Людвиг Лумпович, XIX в.). Общественные явления уподобляются биологическим, а борьба за существование представляет собой главный фактор общественной жизни, основной стимул исторического развития. Государство возникло в результате завоевания одного народа другим. Оно обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после – для поддержания безопасности. Господствующий в государстве слой является потомком народа-завоевателя.
5. Классовая теория (представитель:Карл Маркс, XIXв.). В основе общества лежат производственные отношения, которые определяют надстройку общества – его политические и культурные институты (включая государство). Любое общество, в котором, существует частная собственность, делится на два класса – эксплуататоров и эксплуатируемых. Государство представляет интересы эксплуататорского класса, который владеет основными средствами производства. Поэтому оно является прежде всего аппаратом насилия, подавления эксплуатируемых масс.
6. Инцестная теория (представитель:Клод Леви-Стросс, XX в.). Исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы явилось введение запрета на инцест(кровосмешения). Поддержание этого запрета требовало наличия особой группы людей, которые бы контролировали его соблюдение и в случае необходимости применяли санкцию. В дальнейшем их функциональные обязанности расширились до управления обществом.
Элементы государства:
1.Территория -область, занимаемая государственным союзом, т. е. то пространство суши, воды и воздуха, на котором государство осуществляет свое господство.
2. Население - совокупность людей, живущих в пределах государственной территории и объединенных подчинением государственной власти.
3. Публичная власть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя.
4. Суверенитет– независимость государства во внешней политике и верховенство власти внутри страны.
Функции государства:
Внутренние функции:
1.экономическая, которая
сводится к формированию и
исполнению бюджета, определению
стратегии экономического
2.социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;
3. правоохранительная, которая
направлена на укрепление
4. культурно-просветительная,
призванная обеспечить
Внешние функции:
1. экономическое сотрудничество с другими странами;
2. оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;
3. участие в межгосударственных
мероприятиях по
4. борьба за мир и мирное существование;
5. научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;
6. взаимодействие с другими
странами по защите окружающей
среды и созданию необходимых
условий для экологического
Национальное государство - характеристика конституционно-правового статуса государства, означающая, что оно является формой самоопределения конкретной нации (в этно-культурном смысле слова), выражает прежде всего волю именно этой нации.
Система национальных государств начала складываться после Вестфальского мира (1648), подведшего итоги Тридцатилетней войны и Реформации и закрепившего в международных договорах международно-правовые положения нового мироустройства в Европе: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории.Появление национальных государств ознаменовало конец политического господства папства, фактический распад Священной Римской империи и выход на арену новой социально-политической силы — буржуазии. Буржуазные революции и последовавшее распространение национализма в XIX веке способствовали повышению эффективности национальных государств и росту их экономической мощи.
Политико-философское обоснование концепции национальных государств было дано в трудах Ж. Бодена («Книга шести государств»), сформулировавшего понятие «суверенитет», Н. Макиавелли («Государь»), разработавшего категорию «государственный интерес» и Г. Гроция («О праве войны и мира»), заложившего основы корпуса международного права; а также в сочинениях Т. Гоббса и Б. Спинозы.
Вестфальская система национальных государств подвергается критике в двух аспектах: «во-первых, права человека и права нации на самоопределение противопоставляются принципам государственного суверенитета и территориальной целостности. Во-вторых, национальные государства упрекают в неспособности обеспечить эффективное управление в условиях глобализации.»
Вопрос 19.
Понятие формы гос-ва. Форма правления и ее виды. Форма гос. устройства и ее разновидности. Особенности формы правления и формы гос. устройства РБ.
Форма государства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.
Форма государственного правленияпредставляет собой систему формирования взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.
Монархия (лат. monarchia от др.-греч.μοναρχία — «единовластие»:
μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление,
власть») — форма правления, при которой верховная государственная
власть частично или полностью принадлежит
одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и, как правило, передаётся
по наследству.: Абсолютная:Теократическая (Халифат);Ограниченная: Сословно-представительная;Конс
Республика (лат.respublica, «дело народа») такая форма правления,
которая характеризуется выборностью
главы государства, именуемого обычно
президентом. Парламентская;Президентская;См
Форма государственного устройства - структура государства и взаимосвязь его высших и центральных органов с органами составных частей государства (например, штатов, республик, административных областей, департаментов, округов).
Унитарное
государство (фр.unitarism от лат.unitas — единство)предполагает существование
слитного государства, подразделяющегося
лишь на административно-
Федерация (фр.federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз)сложное
государство, субъекты которого, обладая
государственным суверенитетом, объединялись
в общее государство для решения общих
долгосрочных задач:Территориальная (административная);
Конфедерация (лат.confoederatio — союз, объединение)- это союз государств, образующийся на основе договора. Традиционно конфедерация рассматривается наряду с формами государственного устройства, хотя государством этот союз не является.
Форма государственного правления РБ.
Формой гос. правления в РБ является Президентская Республика. Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.Характеризуется еще внепарламентским методом избрания президента (либо населением — Беларусь, либо коллегией выборщиков — США),и в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой.
Форма государственного устройства РБ.
РБ- простое унитарное государство, т.е. в составе нет автономных образований и состоит только из административных единиц (столица и 6 областей).
Вопрос 20
Теория разделения властей и ее реализации в системе органов государственной власти и управления.
Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.Как политико-правовая идея принцип разделения властей предполагает, что само их наличие в праве и практическая реализация являются основой для построения и функционирования современного государства.
Принципы предусматривают необходимость построения такого механизма осуществления власти, в котором ветви будут взаимно сдерживать друг друга за счет законодательно распределенных полномочий взаимоконтроля и уравновешивать путем четкого установления для каждой ветви предмета своего ведения.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.
Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Судебная власть-представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом.