Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 00:55, реферат
Первые годы царствования Александра I характеризовались целым рядом либеральных начинаний. В 1801 г. при императоре был создан Негласный комитет. В комитете обсуждались насущные вопросы русской жизни – крепостничество, проблемы государственных преобразований, вопрос о распространении просвещения.
В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получали право освобождать крестьян с землей за выкуп.
В 1803 г. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к Московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский.
Билет №1
1.Эволюция политической
В
1801 г. при Александре I был учрежден Непременный
постоянный совет из 12 сановников для
рассмотрения законопроектов и обсуждения
важнейших дел по управлению государством,
но фактически этот совет не работал. В
июне этого же года начал свою дея-ть Негласный
комитет.В него входили представители
аристократической молодежи. Из задуманной
программы Комитета была реализована
министерская реформа.Устаревшие коллегии,которые
с петровских времен являлись главными
органами исполнительной власти, были
заменены министерствами.Было учреждено
8 мин-в.В 1807 г. Сперанскому было поручено
подготовить общий проект гос-ых преобразований.
Из всех проектов предложенных Сперанским
в 1810 г. был учрежден лишь Гос-ый совет,
как совещательный орган при императоре,
а также увеличено число министерств с
8 до 11. Государственный совет делился
на 4 департамента. Общее собрание состояло
из министров и членов всех департаментов,
председательствовал сам император.Высшим
административным органом страны в первой
пол. 19 в. стал Комитет министров, учрежденный
в 1802 г. Одно из центр.мест в системе гос-ых
учреждений занимал Сенат. По указу 1805
г. Сенат делился на 9 департаментов. 2-8
департаменты были высшими апелляционными
инстанциями для гражданских и уголовных
дел. Ведущее место в Сенате занимал 1 департамент.
Он ведал обнародованием законов, через
него проходили дела о наградах и определении
чиновников к должности, он руководил
рекрутскими наборами и проводил ревизии
крепостных душ.Министерская реформа
1810-11 гг. поставила губернаторов в двойственное
положение.С одной стороны они назначались
царем, а с другой - являлись чиновниками
Мин-ва иностр.дел и подчинялись министру.
Губернское правление - исполнительный
орган при губернаторе - оставалось подчиненным
Сенату.Вновь встала проблема конституционного
ограничения самодержавия. Были составлены
проекты манифестов, конституции - но ни
манифесты, ни конституция, текст которых
был готов к 1820 г., так и никогда не были
обнародованы. Николай I, вступивший на
престол в 1825 г., продолжая политику Александра
I, стоял на страже наследственной монархической
власти.Собст-ая канцелярия превратилась
в важное правительственное учреждение
и была разделена на шесть отделений: 1)составляло
личную канцелярию государства; 2)производило
кодификацию российского законодательства;3)ведало
политической полицией;4) управляло благотворительными
и образовательными учреждениями;5)управляло
гос-ым имуществом и казенными крестьянами;
6)занималось созданием управления Закавказьем.Вторая
попытка разработки проекта конституции
была предпринята в 1863 г.
№1 — ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ВЛАСТИ
РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Ал1(1801-1825), Ник1(1825-1855), Ал2(1855-1881), Ал3(1881-1894),Ник2(1894-1917)
В 1801 г. при Александре 1 был учрежден Непременный
постоянный совет из 12 сановников для
рассмотрения законопроектов и обсуждения
важнейших дел по управлению государством,
но фактически этот совет не работал. В
июне этого же го-
да начал свою деятельность Негласный
комитет(1801-указ о праве всех дворян кроме
крепостных приобретать собственность,1803-указ
о вольных хлебопашцах,1802-реформы Сената,
министерская реформа, 1803-1804-реформы создания
единой системы образования). Он был создан
с целью разработки плана государственных
преобразований. В него входили представители
аристократической молодежи. Из задуманной
программы Комитета была реализована
министерская реформа. Устаревшие коллегии,
которые с петровских
времен являлись главными органами исполнительной
власти, были заменены министерствами.
Эта мера привела к замене коллегиальности
единоначалием, к прямой ответственности
министров перед императором, усилению
централизованной
власти. Было учреждено 8 министерств -
Военно-сухопутных сил, Морских сил, Иностранных
дел, Юстиции, Внутренних дел, Коммерции,
Финансов и Народного просвещения. Сенату
предоставлялось право контролировать
деятельность министерств. С 1807 г. на сцену
политической жизни страны выдвигается
Сперанский - ему было поручено подготовить
общий проект государственных преобразований.
Из всех проектов предложенных Сперанским
в 1810 г. был учрежден лишь Государственный
совет, как совещательный орган при императоре,
а также
увеличено число министерств с 8 до 11 и
уточнены их функции. Государственный
совет делился на 4 департамента: законов,
военных дел, дел гражданских и духовных,
государственной экономики. Общее собрание
состояло из министров и членов всех департаментов,
председательствовал сам император. В
1810-12 гг. были преобразованы министерства,
учрежденные в 1802 г., министерства делились
на департаменты во главе с директором,
департаменты на отделения. Высшим административным
органом страны в первой половине 19 в.
стал Комитет министров, учрежденный в
1802 г. В состав Комитета министров вошли
и председатели департаментов Государственного
совета, а председатель Госсовета
стал председателем Комитета министров.
Одно из центральных мест в системе государственных
учреждений занимал Сенат. Созданный Петром
1 как высший административно-судебный
орган, Сенат со временем изменил свою
структуру и функции. По указу 1805 г. Сенат
делился на 9 департаментов. 2-8 департаменты
были высшими апелляционными инстанциями
для гражданских и уголовных дел. Ведущее
место в Сенате занимал 1 департамент.
Он ведал обнародованием законов, через
него проходили дела о наградах и определении
чиновников к должности, он руководил
рекрутскими наборами и проводил ревизии
крепостных душ. Вся полнота реальной
власти на местах принадлежала губернаторам.
Министерская реформа 1810-11 гг. поставила
губернаторов в двойственное положение.
С одной стороны они назначались царем,
а с другой - являлись чиновниками Министерства
иностранных дел и подчинялись министру.
Губернское правление - исполнительный
орган при губернаторе - оставалось подчиненным
Сенату. Все передовые слои общества ждали
перемен, вновь встала проблема конституционного
ограничения самодержавия.
Длительное время разрабатывались проекты
Государственной Уставной грамоты для
России. Были составлены проекты манифестов,
конституции - но ни манифесты, ни конституция,
текст которых был готов к 1820 г., так и никогда
не были обнародованы. Николай 1, вступивший
на престол в 1825 г., продолжая политику
Александра 1, стоял на страже наследственной
монархической власти. Он решил провести
необходимые изменения силами бюрократии
под своим непосредственным руководством.
Поэтому Собственная канцелярия превратилась
в важное правительственное учреждение
и была разделена на шесть отделений:
1 отделение составляло личную канцелярию
государства;
2 отделение производило кодификацию российского
законодательства; 3 отделение ведало
политической полицией;
4 отделение управляло благотворительными
и образовательными учреждениями;
5 отделение управляло государственным
имуществом и казенными крестьянами;
6 отделение занималось созданием управления
Закавказьем.
Вторая попытка разработки проекта конституции
была предпринята в 1863 г. Но этот проект
также не был реализован. 20 февраля 1906
г. был издан акт " О переустройстве
Государственного совета", в соответствии
с которым Госсовет был
поставлен над Думой в качестве второй
верхней палаты. Император был главой
государственной и исполнительной власти.
Он назначал всех важных чиновников госаппарата,
имел право издавать в порядке управления
указы и повеления. В его исключительной
компетенции находились вопросы внешней
политики. От его имени действовали суды,
он же назначал судей. Ему принадлежало
право помилования и амнистии. До эпохи
Александра 2 все органы самоуправления
носили сословный характер. После освобождения
крестьян возникла необходимость в создании
всесословных органов для управления
местными делами. 1 января 1864 г. было издано
"Положение о губернских и уездных земских
учреждениях", вводившее
всесословные выборные органы местного
самоуправления - земства. Они избирались
всеми сословиями на трехлетний срок и
состояли из распорядительных органов
(уездных и губернских земских собраний)
и исполнительных (уездных и губернских
земских управ). Выборы в уездные земские
собрания проводились на трех избирательных
съездах по куриям:
1) уездных землевладельцев (преимущественно
из помещиков),
2) городских избирателей, обладавших определенным
законом имущественным цензом (городской
торговой и промышленной буржуазии)
3) выборных от сельских обществ (преимущественно
от крестьян).
На уездном земском собрании проводились
выборы в уездную земскую управу, ее председателя
и депутатов в губернское земское собрание.
Последнее избирало губернскую земскую
управу и ее председателя. Земства были
лишены каких-либо политических функций,
и по закону сфера деятельности земств
ограничивалась исключительно вопросами
местного значения. В ведение земству
отдавались устройство и содержание местных
путей сообщения, земской почты, земских
школ, больниц, богаделен и приютов, ветеринарная
служба, постройка церквей и др. Однако,
работа земств была поставлена под контроль
центральной власти - губернатора и министра
внутренних дел. Земства не обладали исполнительной
властью, поэтому для проведения своих
постановлений они обращались за помощью
и содействием к местной полиции. 16 июня
1870 г. было издано новое "Городовое положение",
по которому вводилось городское выборное
самоуправление - городские думы, избираемые
на 4 года. Право избираться имели только
жители, которые обладали определенным
имущественным цензом: владельцы домов,
банков и пр. В компетенции городского
самоуправления были вопросы благоустройства
городов, устройство рынков и базаров,
попечение о торговле и промышленности
и др. В результате проведения судебной
реформы вводился все сословный гласный
суд с участием присяжных заседателей,
адвокатурой и состязательностью сторон.
Учреждались две судебные инстанции -
окружной суд и судебная палата. Для разбора
мелких проступков и гражданских дел в
уездах и городах вводился мировой суд.
Судебные уставы 1864 г. вводили институт
присяжных поверенных - адвокатуру, а также
институт судебных следователей. Председатели
и члены окружных судов и судебных палат,
присяжные поверенные, их помощники и
судебные следователи должны были иметь
высшее юридическое образование. Председатели
и члены окружных судов и судебных палат
утверждались императором, а мировые судьи
- Сенатом. После этого по закону они не
могли быть уволены или отстранены должности
в административном порядке, а лишь в случае
привлечения их к уголовной ответственности.
Решение об устранении их от должности
мог принять только
суд - так закон вводил важный принцип
несменяемости судей, обеспечивая их независимость.
В 1861-1874 гг. была проведена серия военных
реформ. Реорганизуется система военного
управления. Страна разделена на 15 военных
округов. В 1867 г. был принят военно-судебный
устав, построенный на принципах судебной
реформы 1864 г. В середине 60-х годов была
проведена реформа военно-учебных заведений:
создавались военные гимназии и юнкерские
училища для подготовки младших офицеров,
учреждались новые военные академии для
среднего и высшего командного состава.
27 апреля 1906 года начала свою деятельность
Государственная Дума. В истории в царской
России состоялось 4 созыва:1)72 дня с 27.04.-26.07.1906;главная
фракция кадеты, выражавшая интересы крестьян
2)20фев.-3июня 1907;(эсеры и социал-демократы)
3)ноябрь 1907-июль 1912г.(правооктябристское
и кадетско-октябристское);4)
Информация о работе Эволюция системы политической власти в России в XIX - начале XX вв