Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 07:48, курсовая работа
Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом.
Введение………………………………………………………………………………………..2
Раздел I Основы предпринимательства в РФ………………………………………………..4
1.1.Сущность и основные черты предпринимательской деятельности…………….4
1.2.Организационные формы предпринимательства………………………………...7
1.3.Участники предпринимательской деятельности в России…………..…………12
1.5.Принципы ведения коммерческой деятельности предприятия………………..23
1.6.Предпринимательский риск……………………………………………………...25
1.6.1.Предпринимательский риск: сущность………………………………………..25
1.6.2.Виды предпринимательского риска…………………………………………...26
Раздел II Анализ возможностей развития предпринимательства в РФ и оценка факторов препятствующих развитию………………………………………………………………….28
2.1.Анализ перспектив развития малого предпринимательства в России………..28
2.2.Анализ поддержки предпринимательства…………………………………….....33
2.3.Анализ факторов, препядствующих развитию российского бизнеса……...….34
Раздел III Состояние и перспективы……………………….………………………………..37
З.1.Доступность инструментов финансирования для малого бизнеса……………37
3.2.Перспективы кредитования ……………………………………………………...39
3.3.Проблемы социально ответственного поведения предпринимательства и перспективы его развития……………………………………………………………………41
3.4.Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды…………………………………………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………………………45
Список использованных источников и литературы………………………………………..46
Управление унитарными предприятиями осуществляется единоличным руководителем, назначаемым собственником и действующим в соответствии с уставом предприятия и указаниями собственника. Предмет деятельности, ее цели, механизмы управления и контроля определяются собственником. Сохраняя за собой собственность на имущество предприятия, собственник приобретает право на присвоение части полученной предприятием прибыли. Вопросы реорганизации и ликвидации предприятия также находятся в компетенции собственника
Казенное предприятие - это предприятие, основанное на праве оперативного управления обособленной частью собственности государства, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия
Казенное предприятие находится под наиболее жестким контролем государства. Распоряжаться движимым, иногда включая даже продукцию, и недвижимым имуществом оно может только с согласия собственника. Напротив, собственник по своему усмотрению может изъять часть имущества у предприятия и передать его третьим лицам. С другой стороны, государство несет и ответственность по имущественным и иным обязательствам казенного предприятия, покрывая возникающие убытки из бюджетных средств. Ликвидируются казенные предприятия только по решению правительства Российской Федерации.
Некоммерческой организацией является образование, не имеющее извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль среди участников. Она может быть представлена общественными и религиозными организациями, учреждениями, потребительскими кооперативами и благотворительными фондами, различными союзами и ассоциациями юридических лиц.
В индустриально развитых странах некоммерческие организации действуют очень активно, и их роль постоянно растет. Важнейшим аспектом деятельности некоммерческих организаций являются координация действий и защита интересов различных групп населения. Чрезвычайно активны эти организации в научной и образовательной сферах, а также в области инвестиционного посредничества, где они осуществляют подбор и экспертизу проектов, проведение исследований на рынке ценных бумаг и формирование фондовых портфелей
Хотя в России деятельность некоммерческих организаций не столь ощутима и они занимают пока скромное место в хозяйственной системе, становление их идет довольно быстрыми темпами. Между тем, должного законодательного обеспечения деятельности этого типа организаций пока нет, а новый Гражданский Кодекс России дает лишь общие принципы их организации.
Статус некоммерческой организации
не означает, что она не может
заниматься предпринимательской
К некоммерческим организациям относятся: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, учреждения, союзы и ассоциации юридических лиц.
Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников.
Под данную хозяйственно-правовую форму подпадают различного рода потребительские союзы и общества, образуемые путем объединения паевых взносов участников. Потребительские кооперативы занимают особое место среди некоммерческих организаций. И связано это с тем, что в отличие от других некоммерческих организаций, в отношении кооператива как юридического лица его члены сохраняют имущественные права и обязательства. Это означает, что они, с одной стороны, несут солидарную и субсидиарную имущественную ответственность по его обязательствам и должны покрывать возникающие убытки за счет дополнительных взносов, а с другой, имеют право на распределение полученной от деятельности кооператива прибыли среди своих членов.
Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан на основе общности интересов с целью удовлетворения нематериальных потребностей.
Собственность этих организаций
образуется за счет передаваемого их
участниками имущества и
Фонд - не имеющая членства организация, образованная на основе добровольных имущественных взносов граждан и юридических лиц и преследующая в своей деятельности общественно полезные цели.
Фонды создаются для
осуществления
Управление фондом осуществляется через руководящие органы, создаваемые в соответствии с Уставом, утвержденным учредителями. При этом непременным условием является назначение Попечительского совета, осуществляющего надзор за деятельностью фонда. Уставные положения фонда могут быть изменены только в том случае, если это допускается Уставом, в противном же случае право внесения изменений предоставлено только судебным органам. Ликвидация фонда возможна исключительно по решению суда в случае уклонения фонда от выполнения целей, предусмотренных его уставом, или невозможности их выполнения из-за недостатка средств.
Учреждение - организация, созданная собственником для выполнения функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично
По направленности своей деятельности "учреждения" во многом походят на фонды. Однако, в отличие от них, учреждения не являются собственниками переданного им имущества и только распоряжаются им на правах оперативного Управления. Таким образом, собственник сохраняет за собой все права в отношении имущества учреждения и он же несет субсидиарную имущественную ответственность по обязательствам последнего. Учреждение может быть ликвидировано по решению собственника.
Объединения юридических лиц - договорное объединение юридических лиц, создаваемое в целях координации деятельности или защиты общих интересов его участников.
Обычно такие объединения представлены в форме различного рода "ассоциаций" и "союзов". Их имущество образуется из взносов его членов, которые несут имущественную ответственность по обязательствам "объединения" в порядке и размерах, определенных уставом. Осуществлять предпринимательскую деятельность "объединениям" запрещено. Она может вестись ими только через специально создаваемые для этого хозяйственные общества или участие в таковых. Состав "объединения" может изменяться, как пополняясь новыми членами, так и в результате выбытия отдельных участников - выходящих по собственному желанию или исключенных. При этом выбывающий участник несет субсидиарную имущественную ответственность в отношении "объединения" еще в течение двух лет с момента выбытия.
1.5.Принципы ведения коммерческой деятельности предприятия
Итак, существует огромное количество коммерческих предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность в различных областях экономики: производство, сельское хозяйство, строительство, предприятия платных медицинских услуг, оптовая и розничная торговля, кредитование, финансы и страхование и т.д.
Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Вместе с тем ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, таких как:
-увеличение объема продаж;
-достижение более высоких темпов роста;
-увеличение доли рынка;
-увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
-увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);
-увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);
-изменение структуры капитала.
Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия. Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), т.е. продолжение его операций в течение определенного периода времени, часто не столько ради достижения определения уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.
Минимизация убытков является оборотной стороной конечной цели деятельности предприятия, а именно максимизации прибыли. Эти два понятия неразрывно связанны между собой. Будучи ориентированно на высокий положительный результат, в краткосрочном плане предприятие может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится как недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, так и возникновение убытков.
1.6.Предпринимательский риск
1.6.1.Предпринимательский риск: сущность
Предпринимательство любого вида, как правило, связано с риском, который примято называть хозяйственным или предпринимательским. Риск — это вероятность возникновения потерь или снижения доходов по сравнению с допустимым вариантом.
Основной предпосылкой возникновения предпринимательского риска является наличие конкуренции и альтернативных вариантов решения тех или иных вопросов развития предприятия, его активного функционирования.
Различают глобальный (общегосударственный) и локальный (на уровне предприятия) риски. Они обусловливают друг друга, воздействуют друг на друга и в то же время являются автономными.
Риски предприятия подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочный локальный риск связан с перспективами развития предприятия. К нему можно отнести необоснованно малые отчисления на производственное развитие, изъяны кадровой политики предприятия, отсутствие деятельности по созданию новой конкурентоспособной продукции и др.
Краткосрочный, или конъюнктурный, риск может иметь место при выборе нерациональных форм организации расчетов конъюнктуры рынков, необязательного контрагента и т.п.
1.6.2.Виды предпринимательского риска
Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг, осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди причин возникновения такого риска — уменьшение размеров производства, несоответствие качества продукции спросу, рост материальных затрат, уплата повышенных процентов, отчислений, налогов и др.
Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и Услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Истоки этого риска — снижение объема реализации вследствие негативного изменения конъюнктуры или управленческих ошибок, повышение закупочной цены товаров, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, рост издержек обращения.
Финансовые риски — это нередко спекулятивные риски, которые возникают в сфере отношений предприятия с банками и другим финансовыми институтами.
Финансовые риски подразделяются на два вида:
риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные, дефляционные, валютные риски, риски ликвидности)
инвестиционные риски, связанные с вложением капитала (риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь)
Инфляционный риск — это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери.
Дефляционный риск — это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.
Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риски ликвидности — это риски, связанные с возможностью птерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.
Риск упущенной выгоды — это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования, хеджирования, инвестирования и т.п.).
Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, вкладам и кредитам.