Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:20, реферат
7. 1. Оценка и анализ внешнего - окружения организации
7. 2. Оценка и анализ внешнего микро-окружения организации
тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.
Субъектами непосредственного окружения являются: покупатели, поставщики, конкуренты, а так же можно добавить рынок рабочей силы, как источник кадровых работников.
Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией.
Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:
. географическое месторасположение покупателя;
.демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности и т.п.;
. социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.;
. отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.
Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга.
Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ослаблена. Если же наоборот, то продавец должен искать замену данному покупателю другим, который имел бы меньше возможности в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.
Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа покупателя. К числу таких факторов относятся следующие: .
. соотношение
степени зависимости
. объем закупок, осуществляемых покупателем;
. уровень информированности покупателя;
. наличие замещающих продуктов;
. стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;
. чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, его ориентации на определенную марку, наличие определенных требований к качеству товара, его прибыли, системы стимулирования и ответственности лиц, принимающих решение о покупке.1111111
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.
Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить организацию в очень сильную зависимость от себя.
При выборе поставщиков очень важно всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентную силу поставщика определяют следующие факторы:
. уровень специализированности поставщика;
. величина
стоимости переключения для
. степень специализированности покупателя в при обретении определенных ресурсов;
. концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
. важность для поставщика объема продаж.
При изучении поставщиков в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:
. стоимость доставляемого товара;
. гарантию качества поставляемого товара;
. временной график поставки товаров;
. пунктуальность и
Изучение конкурентов, (Т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование,) занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов. Профессор Майкл Портер разделяет анализ такого объекта, как конкурент, на четкие вопросы, (на которые руководство должно ответить): “Что движет конкурентом?”, “Что делает конкурент?” и “Что он может сделать?”[53, с.40-41].
В анализе конкурентов диагностике подлежат четыре элемента:
Портер предлагает ответить на четыре простых вопроса, чтобы тщательно исследовать вышеуказанные элементы:
Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации необходимыми кадрами. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения:
-наличия на нем кадров необходимой специальности, и квалификации,
- необходимого уровня образования,
- необходимого возраста, пола и т.п.,
а так и с точки зрения стоимости рабочей силы.
Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.
Анализ внешней
среды представляет собой процесс,
посредством которого разработчики
стратегического плана
8. Анализ внутренней среды, как процесс управленческого обследования
8.1.Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации
8.2. Методика проведения SWOT - анализа, как инструмента быстрой оценки стратегического положения компании.
8.1.Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации
Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько аспектов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации. Их состояние в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Все элементы внутренней среды представляют из себя субъектно - объектную систему управления организацией. Её анализ имеет несколько аспектов.
Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. С целью упрощения в обследование рекомендуется включить пять функций – Кадры, организационный аспект, производство (операции), финансы (бухгалтерский учет), маркетинг, стратегическая ориентация, а также культура и образ корпорации.
Кадры. Кадровый аспект внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найма, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
Истоки большинства проблем в организациях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях.
Вопросы, которые должны быть учтены при обследовании сильных и слабых сторон функции человеческих ресурсов любой организации.
Если организация обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае следует добиваться улучшения работы, потому что данная слабость с наибольшей вероятностью будет подвергать опасности будущую деятельность организации.
Организационный аспект. Организационный аспект включает в себя:
-коммуникационные процессы;
-организационные структуры;
-нормы, правила, процедуры;
-распределение прав и ответственности;
-иерархию подчинения.
Для организации очень важно выбрать рациональную организационную структуру; выработку норм, правил, процедур; установить чёткую систему распределения прав и ответственности; иерархию подчинения. Эффективное управление предполагает рациональную организацию коммуникационных процессов. Важным объектом анализа является организационная культура, которая может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе, структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал
Производство (операции). В производственный аспект входят:
-изготовление продукта, (нового)
-снабжение и ведение складского хозяйства;
- обслуживание технологического парка;
- осуществление исследований и разработок.
Весьма важным для длительного выживания фирмы является непрерывный анализ управления операциями. В ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями необходимо ответить на следующие вопросы.
Финансы/бухгалтерский учет. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
Анализ финансового состояния может принести пользу предприятию и содействовать повышению эффективности процесса стратегического планирования.
Детальный анализ финансового
состояния может выявить уже
имеющиеся и потенциальные внут
Маркетинг. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
Информация о работе Анализ и оценка внешней и внутренней среды