Государственное регулирование коммерческой деятельности в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение государственного регулирования коммерческой деятельности в России и за рубежом. В связи с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
- изучить государственное регулирование коммерческой деятельности в России и за рубежом;
- проанализировать государственное регулирование коммерческой деятельности в России и за рубежом;
- выявить различия государственного регулирования коммерческой деятельности в России и за рубежом;
-сделать выводы;
- внести пердложения.

Содержание

Введение 3
1 Сущность государственного регулирования коммерческой деятельности в России и за рубежом. Функции, методы государственного регулирования 5
1.1 Сущность государственного регулирования коммерческой деятельности в России и за рубежом 5
1.2 Функции государственного регулирования коммерческой деятельности 8
1.3 Методы государственного регулирования коммерческой деятельности в России и за рубежом 9
2 Анализ продаж и коммерческой деятельности компании Apple 21
2.1 Динамика продаж товаров компании Apple в США 21
2.2 Продажи в России, формирование цены, влияние государственного регулирования 23
2.3 Экономические показатели, реализации товара компании Apple
27
3 Государственное регулирование – объективная необходимость развития рыночной экономики. 30
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Semyonova_E_Yu__1.docx

— 175.31 Кб (Скачать файл)

• развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения торговли;

•         денежно-кредитное и бюджетное  регулирование

• лицензирование отдельных видов торговой деятельности;

• сертификация товаров;

• поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности;

• государственный контроль над соблюдением торговыми организациями требований нормативных правовых актов.

•         антимонопольное регулирование  коммерческой деятельности

•            налогообложение субъектов  коммерческой деятельности.

      Правовую основу предпринимательской и коммерческой деятельности  составляют законодательные и другие нормативно-правовые акты, нормы гражданского, финансового, административного, трудового и других отраслей права. Центральное место в этой системе занимают законы о собственности, о предпринимательстве, о предприятиях, о банках и банковской деятельности, об инвестициях, о банкротстве, об антимонопольном законодательстве, о налогообложении .

1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Законом установлено, что  индивидуальные предприниматели и  юридические лица обязаны:

• выполнять требования санитарного законодательства.

• разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

• обеспечивать безопасность для здоровья человека при  производстве, транспортировке, хранении, реализации населению товаров и услуг;

• осуществлять производственный контроль, путем проведения лабораторных исследований и испытаний.

• осуществлять гигиеническое обучение работников.

2. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"  регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.

3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Законом установлен перечень лицензируемых видов деятельности, т. е. видов деятельности, на осуществление которых юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям требуется получение специального разрешения.

4. Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" установлена обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров через контрольно-кассовую технику, включенную в государственный реестр. Этим же законом определены виды деятельности, для которых такие расчеты могут производиться без применения соответствующей техники.

5. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 "О рекламе" регулирует отношения в сфере рекламы. Его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

6. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах  и об их изготовителях.

       Кроме  перечисленных выше законов, в  сфере торговли применяются другие  нормативные правовые акты (правила,  стандарты )

      Важнейшими  международными документами в  области коммерческого права  являются: Венская конвенция ООН  1980 г. о договорах международной  купли- продажи товаров; Гаагская конвенция 1986 г. о праве, применимом к договорам международной купли-продажи.

 

         Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через Центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые Центральным банком, предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.  Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим — меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулируя таким образом денежное обращение и денежные накопления. Государственное регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета.

       Лицензирование относится к организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности и направлено на ее упорядочение и совершенствование. Одним из основных нормативных актов в сфере лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 2 июля 2005 г.). В ст. 17 названного закона определен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Указанный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» по своему действию является отнюдь не универсальным. Он не распространяется на целый ряд важнейших видов деятельности, таких как деятельность кредитных организаций, биржевая деятельность, страховая деятельность (за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами), осуществление внешнеэкономических операций, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг. Согласно ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование — это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензиру­ющих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицен­зируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. Под лицензией закон понимает специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивиду­альному предпринимателю (лицензиату). Основные принципы осуществления лицензирования:

- обеспечение единства  экономического пространства на  территории Рос­сии;

- установление единого  перечня лицензируемых видов  деятельности;

- установление единого  порядка лицензирования на территории  России;

- установление лицензионных  требований и условий положениями  о лицензировании конкретных  видов деятельности;

- гласность и открытость  лицензирования;

- соблюдение законности  при осуществлении лицензирования.

Что касается единого перечня  лицензируемых видов деятельности, то он представлен в законе и состоит  из перечисленных видов деятельности, на осуществление которых требуются  лицензии (ст. 17 закона), и видов деятельности, на которые не распространяется действие данного за­кона (ст.1). Несомненным достоинством рассматриваемого закона является установление в его ст. 4 критериев определения лицензируемых видов деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесе­ние ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России и ре­гулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Лицензии предоставляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

       В условиях насыщенного товарами рынка потребителю недостаточно заявлений изготовителей и продавцов о соответствии качества товаров требованиям стандартов. Потребителю необходимо гарантированное независимой стороной подтверждение соответствия товара определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано путем осуществления специальной процедуры - сертификации. Особое значение сертификация приобретает в коммерческой деятельности, осуществляемой в условиях жесткой конкуренции, при которой успешная деятельность фирмы зависит от конкурентоспособности товаров. Сертификация продукции может рассматриваться как один из факторов повышения ее конкурентоспособности. Недаром многие зарубежные фирмы идут на дополнительные расходы по проведению добровольной сертификации. Это позволяет им отстоять свой сегмент рынка, устоять в конкурентной борьбе. Более того, сертифицированные товары, несмотря на более высокие цены (примерно на 10-30%), пользуются большим спросом, чем товары без сертификатов. Потребитель сертифицированной продукции получает большие гарантии в стабильности характеристик качества продукции, для сертифицированной продукции производственного назначения - возможность отказаться от ее сплошного входного контроля и испытаний. Особое значение приобретает сертификация в международной торговле, так как при наличии сертификатов, особенно международных, иностранный заказчик получает гарантию определенного качества товаров, соответствующего мировому уровню. Таким образом, сертификация - это прогрессивное направление развития стандартизации, важнейший механизм управления качеством продукции. Сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Слово "сертификация" (лат.) переводится "делать верно". Сертификация осуществляется в целях:

1) создания условий для  деятельности предприятий на  товарном рынке России, для участия  в международном сотрудничестве  и международной торговле;

2) содействия потребителям  в компетентном выборе продукции;

3) защиты потребителя  от недобросовестности изготовителя;

4) контроля безопасности  продукции для окружающей среды,  жизни, здоровья и имущества;

5) подтверждения показателей  качества продукции, заявленных  изготовителем.

      Правила  сертификации продукции регламентируются  Постановлением Госстандарта РФ  от 21.09.1994 N 15 «Об утверждении Порядка  проведения сертификации продукции  в Российской Федерации». В качестве  требований при сертификации  продукции могут являться:

законодательные акты Российской Федерации;

государственные стандарты (в том числе признанные в Российской Федерации межгосударственные и  международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы  и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые  в соответствии с законодательством  Российской Федерации устанавливают  обязательные требования к продукции.

       Государственная поддержка отечественных товаропроизводителей направлена, как правило, на поддержание их конкурентоспособности, на развитие или использование имеющихся преимуществ, которые по тем или иным причинам не были задействованы. Инструментами государственной поддержки национальных товаропроизводителей: на внешнем рынке является стимулирование отечественных производителей на внешнем рынке; на внутреннем рынке — стимулирование отечественных производителей на внутреннем рынке и защита внутреннего рынка. В целях совершенствования системы поддержки отечественных предприятий следует выделить 2 приоритетных направления: производства, само существование и функционирование которых обеспечивает реализацию национальных интересов (предприятия, обеспечивающие национальную безопасность), и производства, потенциально конкурентоспособные на внутреннем или мировом рынке, но в силу временных конкурентных спадов или в силу затянувшейся реструктуризации неспособных проявить свои конкурентные преимущества.

      Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» «Целями настоящего Федерального закона являются:

1) обеспечение единства  экономического пространства в  Российской Федерации путем установления  требований к организации и  осуществлению торговой деятельности;

2) развитие торговой деятельности  в целях удовлетворения потребностей  отраслей экономики в произведенной  продукции, обеспечения доступности  товаров для населения, формирования  конкурентной среды, поддержки  российских производителей товаров;

 3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;

4) разграничение полномочий  между федеральными органами  государственной власти, органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления в области  регулирования торговой деятельности.»

Основные функции осуществления  государственного контроля:

1)       разработка  ежегодных планов проведения  плановых проверок;

2) организация и проведение проверки;

3) оформление результатов проверки;

4) принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки. 

      Система антимонопольного регулирования формируется во всех странах с рыночной экономикой. Кроме административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки, эта система включает и юридические меры.

     Таким образом,  антимонопольное регулирование  есть комплекс экономических,  административных и законодательных  актов, осуществляемых государством  с целью обеспечения условий  для рыночной конкуренции и  ограничения возможностей производителей  монополизировать рынки. Антимонопольное  регулирование включает регулирование:

- уровня концентрации  и монополизации производства,

- стратегии и тактики  предприятий,

- внешнеэкономической деятельности,

- ценовое регулирование,

- налоговое регулирование.

     Опыт различных  стран по созданию и использованию  антимонопольного законодательства  свидетельствует о необходимости  этой формы государственного  регулирования рыночных отношений,  уровня и масштабов конкуренции,  имеющих целью повышение эффективности  экономики. Законодательством запрещены  действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение,  которые могут ограничить конкуренцию  и (или) ущемить интересы других  хозяйствующих субъектов или  граждан. К таким действиям  относятся:

Информация о работе Государственное регулирование коммерческой деятельности в России и за рубежом