Государственное регулирование предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение правовых аспектов сопровождения предпринимательской деятельности государством, а также практический пример такого сопровождения на примере предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить формы и методы государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности;
изучить основы сопровождения предпринимательской деятельности по отраслям права ;
раскрыть аспекты сопровождения предпринимательской деятельности государством на примере ООО «Высокие технологии».

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_ZYuZINA(1).doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Государственное регулирование предпринимательства

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент ____курса

группы _________

________________

 

Научный руководитель:

________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

 

2012

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской  деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и  нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Целью написания данной курсовой работы является изучение правовых аспектов сопровождения предпринимательской  деятельности государством, а также  практический пример такого сопровождения  на примере предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • изучить формы и методы государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности;
    • изучить основы сопровождения предпринимательской деятельности по отраслям права ;
    • раскрыть аспекты сопровождения предпринимательской деятельности государством на примере ООО «Высокие технологии».

Объектом исследования является предпринимательская деятельность предприятия.

Предметом исследования является государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности.

Информационно – эмпирической базой  послужили труды российских и зарубежных ученых  в области государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности. В работе использованы  статьи ведущих специалистов по данным вопросам, а также стандарты Российской Федерации и Интернет-ресурсы.

 

 

1. Формы и  методы государственного регулирования  в сфере предпринимательской  деятельности.

 

Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов  власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:

1) создание условий  цивилизованного функционирования рынка:

-     определение  формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;

-     создание  механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

-     предупреждение  споров между хозяйствующими  субъектами и разрешение их в судебном порядке;

-     защита  интересов и прав потребителей  продукции хозяйствующих субъектов;

-    установление денежной системы;

-     установление стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое планирование  науки и научно-технического прогресса;

3) решение макроэкономических проблем:

-     объем национального производства;

-     пропорциональность развития экономики;

-     темпы экономического роста;

-     внешнеэкономический баланс страны;

-     уровень  занятости трудоспособного населения страны;

-     социальная  защита.

Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской  деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.

При выборе средств государственно-правового  воздействия на рыночные отношения  имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.

Рынок – система экономических  отношений между продавцами и  покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.

Контроль и последующее  государственное регулирование  в предпринимательской сфере  подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.

Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Вмешательство государства  в сферу предпринимательской  деятельности хозяйствующих субъектов  обусловлено следующими обстоятельствами:

-     предупреждением  экологических катастроф и решением  экологических проблем, порождаемых  свободой выбора субъектами сферы  экономической деятельности;

-     борьбой  с криминализацией предпринимательских отношений;

-     предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;

-     контролем  за использованием общенациональных ресурсов;

-     социальной  защитой наименее обеспеченных  слоев населения.

Основные направления  в государственном регулировании  рыночных отношений следующие:

1. Установление целей  развития рынка. В государственном  законодательстве указываются только  общие ориентиры развития, а граждане  вольны поступать в соответствии  с принципом: все, что не  запрещено, дозволено. Запреты  устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны.

2. Государственное законодательство  закрепляет и гарантирует все  формы собственности и их равенство.

В обществе существуют две  формы управления: государственное  управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).

Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле – это деятельность исполнительных органон власти.

Функции государственного управления:

-     прогнозирование  (Федеральный закон "О прогнозировании  и социально-экономических программах"). Прогноз: ежегодный, краткосрочный  и долгосрочный. Прогноз носит  подзаконный характер, не обеспечивается  финансированием;

-     планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение);

-     нормативное регулирование;

-     методическое руководство;

-     подбор и расстановка кадров;

-     материально-техническое обеспечение;

-     финансирование;

-     информационное обеспечение;

-     оперативное управление собственностью;

-     учет и  контроль.

Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих  субъектов реализуются в следующих формах:

-     убеждением;

-     принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная и административная) в  свою очередь методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение  к действиям) – прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) – косвенное регулирование.

Следует отметить, что  на современном этапе развития рыночных отношений в государстве произошел  отрыв экономических методов  от административных. Кроме того, эти два метода не реализуются, без правовой формы, так как государственное регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит подзаконный характер.

3) морально-политические (убеждение, массовая информация)/

 

 

 

 

2. Государственная антимонопольная деятельность. Антимонопольное законодательство

 

Антимонопольное законодательство РФ (в частности, Федеральный закон "О защите конкуренции") включает в себя нормы, регламентирующие не только процессы монополизации и конкуренции, но и недобросовестную конкуренцию.

Основополагающим элементом  антимонопольного законодательства выступает  Конституция РФ, ст. 8 которой гарантирует  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку  конкуренции, свободу экономической деятельности. Статья 34 Конституции прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. ГК РФ содержит аналогичные нормы (п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 10). Из федеральных законов, имеющих существенное значение для антимонопольного регулирования, кроме Закона о конкуренции, можно назвать следующие: УК РФ, Закон о естественных монополиях, Закон о связи, Закон о финансово-промышленных группах, Закон об акционерных обществах.

В состав антимонопольного законодательства не входят нормативные акты министерств и ведомств. Неотъемлемой частью российского антимонопольного законодательства являются международно-правовые акты.

В нормах антимонопольного законодательства находят отражение  процессы государственного вмешательства в экономические отношения, процессы взаимопроникновения частных и публичных начал правового регулирования. Для антимонопольного законодательства характерно сочетание норм различных отраслей права: гражданско-правовых, административных, уголовных. Причина такого положения видится в сложности объекта регулирования (процессы монополизации и конкуренции), а также в необходимости поддерживать (защищать) экономически более слабую сторону (например, контрагентов в договорах, заключаемых предприятием-монополистом).

К административным можно  отнести те нормы, которые регулируют структуру, компетенцию антимонопольных  органов, порядок рассмотрения дел  о нарушениях антимонопольных правил. В определенных случаях применяется  административная ответственность.

Статьей 178 Уголовного кодекса  РФ объявляются преступными монополистические  действия и ограничение конкуренции. Практика уголовного преследования  за нарушение антимонопольных правил берет свое начало в антитрестовском  законодательстве США. Однако считаем, что уголовное преследование менее эффективно в борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства, чем гражданско-правовая и административная ответственность, и выполняет в основном функцию общей превенции.

Антимонопольное законодательство регулирует отношения, возникающие на товарных рынках и влияющие на конкуренцию. Как правило, не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, с рынком ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением тех случаев, когда такие отношения воздействуют на конкуренцию на товарных рынках.

Действуют общие правила: акты антимонопольного законодательства не имеют обратной силы и применяются  только к тем отношениям, которые  возникают после вступления их в  силу. Иногда может появиться необходимость отсрочить вступление акта в законную силу либо, напротив, применить его положения к уже сложившимся отношениям. В таком случае в самом нормативно-правовом акте содержится ссылка на особый порядок его действия.

Антимонопольное законодательство распространяется на всю территорию РФ. В некоторых случаях российское антимонопольное законодательство может распространяться на отношения, сложившиеся за пределами РФ. В частности, п. 2 ст. 3 Закона о защите конкуренции устанавливает, что указанный Закон применяется к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения достигнуты и действия совершены в отношении находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов или в отношении акций (долей) хозяйственных обществ, прав в отношении коммерческих организаций, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации или оказывают иное влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательства