Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:37, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение правовых аспектов сопровождения предпринимательской деятельности государством, а также практический пример такого сопровождения на примере предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить формы и методы государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности;
изучить основы сопровождения предпринимательской деятельности по отраслям права ;
раскрыть аспекты сопровождения предпринимательской деятельности государством на примере ООО «Высокие технологии».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Государственное регулирование предпринимательства
Выполнил:
Студент ____курса
группы _________
________________
Научный руководитель:
________________
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Целью государственного
регулирования
Государственная политика
регулирования экономики
Целью написания данной
курсовой работы является изучение правовых
аспектов сопровождения
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является предпринимательская деятельность предприятия.
Предметом исследования является государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности.
Информационно – эмпирической базой послужили труды российских и зарубежных ученых в области государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности. В работе использованы статьи ведущих специалистов по данным вопросам, а также стандарты Российской Федерации и Интернет-ресурсы.
1. Формы и
методы государственного
Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.
Цель государственного
регулирования
1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:
- определение
формы собственности
- создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
- предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
- защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
- установление денежной системы;
- установление стандартов и мер на продукцию.
2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
3) решение макроэкономических проблем:
- объем национального производства;
- пропорциональность развития экономики;
- темпы экономического роста;
- внешнеэкономический баланс страны;
- уровень занятости трудоспособного населения страны;
- социальная защита.
Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.
При выборе средств государственно-
Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.
Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.
К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.
Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.
Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами:
- предупреждением
экологических катастроф и
- борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
- предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;
- контролем за использованием общенациональных ресурсов;
- социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.
Основные направления
в государственном
1. Установление целей
развития рынка. В
2. Государственное
В обществе существуют две формы управления: государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).
Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле – это деятельность исполнительных органон власти.
Функции государственного управления:
- прогнозирование
(Федеральный закон "О
- планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение);
- нормативное регулирование;
- методическое руководство;
- подбор и расстановка кадров;
- материально-техническое обеспечение;
- финансирование;
- информационное обеспечение;
- оперативное управление собственностью;
- учет и контроль.
Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов реализуются в следующих формах:
- убеждением;
- принуждением,
в том числе юридической
1) административные (запрет,
юридическая ответственность,
2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) – косвенное регулирование.
Следует отметить, что
на современном этапе развития рыночных
отношений в государстве
3) морально-политические
(убеждение, массовая
2. Государственная антимонопольная деятельность. Антимонопольное законодательство
Антимонопольное законодательство РФ (в частности, Федеральный закон "О защите конкуренции") включает в себя нормы, регламентирующие не только процессы монополизации и конкуренции, но и недобросовестную конкуренцию.
Основополагающим элементом антимонопольного законодательства выступает Конституция РФ, ст. 8 которой гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Статья 34 Конституции прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. ГК РФ содержит аналогичные нормы (п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 10). Из федеральных законов, имеющих существенное значение для антимонопольного регулирования, кроме Закона о конкуренции, можно назвать следующие: УК РФ, Закон о естественных монополиях, Закон о связи, Закон о финансово-промышленных группах, Закон об акционерных обществах.
В состав антимонопольного законодательства не входят нормативные акты министерств и ведомств. Неотъемлемой частью российского антимонопольного законодательства являются международно-правовые акты.
В нормах антимонопольного законодательства находят отражение процессы государственного вмешательства в экономические отношения, процессы взаимопроникновения частных и публичных начал правового регулирования. Для антимонопольного законодательства характерно сочетание норм различных отраслей права: гражданско-правовых, административных, уголовных. Причина такого положения видится в сложности объекта регулирования (процессы монополизации и конкуренции), а также в необходимости поддерживать (защищать) экономически более слабую сторону (например, контрагентов в договорах, заключаемых предприятием-монополистом).
К административным можно отнести те нормы, которые регулируют структуру, компетенцию антимонопольных органов, порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольных правил. В определенных случаях применяется административная ответственность.
Статьей 178 Уголовного кодекса
РФ объявляются преступными
Антимонопольное законодательство регулирует отношения, возникающие на товарных рынках и влияющие на конкуренцию. Как правило, не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, с рынком ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением тех случаев, когда такие отношения воздействуют на конкуренцию на товарных рынках.
Действуют общие правила: акты антимонопольного законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем отношениям, которые возникают после вступления их в силу. Иногда может появиться необходимость отсрочить вступление акта в законную силу либо, напротив, применить его положения к уже сложившимся отношениям. В таком случае в самом нормативно-правовом акте содержится ссылка на особый порядок его действия.
Антимонопольное законодательство распространяется на всю территорию РФ. В некоторых случаях российское антимонопольное законодательство может распространяться на отношения, сложившиеся за пределами РФ. В частности, п. 2 ст. 3 Закона о защите конкуренции устанавливает, что указанный Закон применяется к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения достигнуты и действия совершены в отношении находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов или в отношении акций (долей) хозяйственных обществ, прав в отношении коммерческих организаций, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации или оказывают иное влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.
Информация о работе Государственное регулирование предпринимательства