Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 17:35, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. Обсуждаются два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монополистического рынка. Второй вариант — это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям.
Введение.....................................................................................................................7
1. Понятие и виды монополистической деятельности. Ограничение конкуренции органами власти......................................................................................10
2. Понятие и формы недобросовестной конкуренции........................................15
3. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции................................................17
4. Государственное регулирование монополистической деятельности
4.1. Государственный антимонопольный контроль............................................20
4.2. Правовое регулирование деятельности субъектов государственных монополий......................................................................................................................24
4.3. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных
монополий................................................................................................................25
4.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства..29
4.5. Разграничение полномочий органов государственной власти по регулированию цен на услуги субъектов естественных монополий....................31
4.6. Уведомление антимонопольного органа о сделках и действиях.............37
5. Особенности антимонопольного регулирования в области связи, энергетики и торговли.
5.1. Антимонопольное регулирование в области связи.......................................39
5.2. Антимонопольное регулирование энергетики...............................................42
5.3. Антимонопольные требования к торгам........................................................45
Заключение...............................................................................................................49
Библиографический список.....................................
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(Национальный
Институт открытого и дистанционного образования
Кафедра «Управление и право»
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конкурентное право»
ЮУрГУ– 030900.62.2014.412.ПЗ КР
Нормоконтролер, зав. кафедрой Руководитель
_________________ А.А. Демин _____________С.В.Полякова
____________________ 2014 г. ___________________ 2014 г.
Автор работы
Студент группы ИОДО-412
Ю.Н.Ермакова
___________________ 2014 г.
Работа защищена с оценкой
________________________
_____________________2014 г.
Челябинск 2014
Ермакова Ю.Н. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. – Челябинск: ЮУрГУ, ИОДО-412, 2014. – 54 стр., библиогр. список – 57 наим. |
Ключевые слова: государственная монополия, естественная монополия, монополистическая деятельность, конкуренция, ценовая политика, государственное регулирование цен, органы государственного регулирования, ограничение свободы экономической деятельности, метод государственного регулирования, антимонопольное законодательство.
Объектом исследования являются – государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Предмет исследования - российское законодательство, регулирующее монополистическую деятельность.
Цель курсовой работы – комплексный анализ государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
Задачи курсовой работы:
1. раскрыть содержание понятия "монополия", "государственная монополия", "естественная монополия", "монополистическая деятельность", "конкуренция", "недобросовестная конкуренция", "государственное регулирование цен", "государственное регулирование", "органы государственного регулирования
2. дать характеристику видам монополистической деятельности, ограничению конкуренции органами власти;
3. дать характеристику формам недобросовестной конкуренции
4. изучить антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции
5. изучить государственное регулирование монополистической деятельности
6. дать
характеристику государственном
7. изучить правовое регулирование деятельности субъектов государственных монополий
8. изучить правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий
9. изучить ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
10. рассмотреть разграничение полномочий органов государственной власти по регулированию цен на услуги субъектов естественных монополий, порядок уведомления антимонопольного органа о сделках и действиях
11. изучить особенности антимонопольного регулирования в области связи, энергетики и торговли.
В результате исследования мною сделаны следующие выводы.
Антимонопольное регулирование - одна из форм государственного регулирования экономики, представляющая собой комплекс антимонопольных мер и механизмов их реализации. Антимонопольное регулирование направлено (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", далее - Закон о защите конкуренции):
- на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- на пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами власти.
Антимонопольное регулирование в настоящее время осуществляется Законом о защите конкуренции, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа.
Также продолжает действовать статья 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", дающая определение понятию "аффилированные лица". В свою очередь Закон о защите конкуренции оперирует понятием группы лиц. Данные понятия близки. Однако понятие "аффилированные лица" имеет значение, в первую очередь, для корпоративного законодательства. Закон о защите конкуренции понятие "аффилированные лица" для целей антимонопольного регулирования не использует.
Антимонопольное законодательство распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют:
- российские юридические лица;
- иностранные юридические лица;
- федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
- государственные внебюджетные фонды, ЦБ России;
- физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Под конкуренций подразумевается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Одной из мер антимонопольного регулирования является контроль за экономической концентрацией. Антимонопольный орган предварительно согласовывает сделки и действия (в том числе создание и реорганизацию коммерческих организаций), результатом которых может явиться ограничение конкуренции или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта. В ряде случаев, установленных законом, юридические лица уведомляют антимонопольный орган после совершении соответствующих сделок и действий.
Следствием нарушения указанного порядка может быть, в частности, ликвидация созданной организации или ее реорганизация, признание сделок недействительными в судебном порядке (ч.ч. 1-5 ст. 34 Закона о защите конкуренции).
Выполняя поставленные перед ним цели, Закон о защите конкуренции запрещает:
1. Действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции). Примерами таких действий могут быть навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 3 и п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, см. также постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 14746/12).
Доминирующим положением признается положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке, дающее им возможность (ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции):
- оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке;
- устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов;
- затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
2. Ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов. Примером являются соглашения, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок или наценок (ч.ч. 1 - 5 ст. 11, ч.ч. 1 - 3 ст. 11.1 Закона о защите конкуренции, см. также постановления Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 9966/10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2013 N Ф02-853/13 ).
3. Действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Этот запрет носит общий характер и применяется вне зависимости от организатора или участников таких процедур. Нарушение запрета является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
Нарушение требований антимонопольного законодательства может явиться основанием для привлечения к административной ответственности, в частности по ст.ст. 14.31-14.33, 14.40, ч. 3 и ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ. К административной ответственности, предусмотренной ст.ст. 14.31-14.33 КоАП РФ, может быть привлечен любой участник группы лиц, получивший доход вследствие нарушения антимонопольного законодательства (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
Подводя итоги проведенного исследования, хотелось бы отметить, что антимонопольное законодательство появилось как механизм ограничения предпринимательской деятельности, осуществляемой во вред конкретному лицу или рынку. Несмотря на многочисленные споры о его цели, о том, защищает ли оно конкуренцию в целом или отдельного конкурента или конкурентов, и, как следствие, колебания правоприменения от защиты прав потребителей к защите только рынка в целом как элемента публичного порядка, оно так и не утратило эту изначальную защитную функцию. Функция развития конкуренции является лишь следствием первоначального намерения законодателей - идентифицировать пределы реализации гражданских прав и обеспечить соблюдение этих пределов участниками гражданского оборота.
Содержание
Введение......................
1. Понятие и виды
2. Понятие и формы
3. Антимонопольное
4. Государственное регулирование монополистической деятельности
4.1. Государственный антимонопольный
контроль......................
4.2. Правовое регулирование
деятельности субъектов государственных
монополий.....................
4.3. Правовое регулирование
деятельности субъектов
монополий.....................
4.4. Ответственность за
нарушение антимонопольного
4.5. Разграничение полномочий
органов государственной власти по регулированию
цен на услуги субъектов естественных
монополий....................
4.6. Уведомление антимонопольного органа о сделках и действиях.............37
5. Особенности антимонопольного регулирования в области связи, энергетики и торговли.
5.1. Антимонопольное регулирование
в области связи...............
5.2. Антимонопольное регулирование
энергетики....................
5.3. Антимонопольные требования
к торгам......................
Заключение....................
Библиографический список........................
Нарастающая концентрация производства во второй половине XIX века привела к росту монополий во всех странах и их существенному влиянию на экономику. Такие процессы вызвали негативную реакцию во всех слоях общества. Правительства разных стран, опасаясь усиления кризисных явлений, были вынуждены усиливать давление на деятельность монополии законодательными методами. Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, среди них можно выделить характерные для всех стран основы такого рода законодательства: охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке; контроль над ценами; защита интересов потребителей; защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса; сохранение конкурентной среды на рынке. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам между крупными фирмами.
Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. В Западной Европе, которая сегодня практически полностью экономически объединена в рамках Европейского сообщества, антимонопольное регулирование устанавливается Комиссией европейских сообществ, специальный комиссар которой рассматривает и утверждает все крупные соглашения о слиянии и образовании картелей. Слияния поощряются, если они связаны с ускорением НТП и улучшением конку рентных условий деятельности европейских фирм.
Информация о работе Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства