Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа
Целью данной работы является исследование на основе теоретической проработки материала сбытовой деятельности на предприятии, выявление проблем и недостатков, а также определение путей совершенствования коммерческой деятельности по сбыту продукции предприятия. Основные задачи курсовой работы следующие:
- изучить и понять сущность коммерческой деятельности по сбыту;
- изучить и понять сущность внутренней и внешней среды предприятия РУП «Гомсельмаш»;
- проанализировать и оценить коммерческую деятельность по сбыту на предприятии РУП «Гомсельмаш»;
- разработать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности по сбыту продукции на предприятии.
Введение…………………………………………………………………….3
Коммерческая деятельность по сбыту в современных условиях……….5
Сущность и содержание коммерческой деятельности по сбыту продукции………………………………………………………………………….5
Факторы, определяющие сбытовую деятельность предприятия……………………………………………………………….………9
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия РУП «Гомсельмаш» и среда его деятельности……………..………………………..13
Организационно-экономическая характеристика предприятия РУП «Гомсельмаш»…………………………………………….……………….13
2.2 Характеристика внешней среды деятельности предприятия РУП «Гомсельмаш»……………………………………………………………………20
2.3 Характеристика внутренней среды деятельности предприятия РУП «Гомсельмаш»……………………………………………………………..……..25
3. Анализ коммерческой деятельности по сбыту……………………….29
3.1 Характеристика конкурентоспособности выпускаемой продукции………………………………………………………………………...29
3.2 Рекламно-выставочная работа РУП «Гомсельмаш»….…………….33
3.3 Используемые каналы продвижения продукции……………..…….37
3.4 Направление активизации коммерческой деятельности по сбыту на предприятии РУП «Гомсельмаш»……………………….……………………..39
Заключение ……………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………….…………………42
Немаловажную роль при закупке ТМЦ составляют транспортные перевозки, поэтому при заключении договоров производится анализ стоимости ТМЦ с учетом транспортных и командировочных расходов.
На РУП «Гомсельмаш» проводится
политика устранения неэффективных
посредников от участия в поставках
сырья, материалов, комплектующих. С
этой целью разработана программа
поиска альтернативных поставщиков
с участием РКУП «ГСКБ»; при оформлении
договоров проводится технико-экономический
анализ, составляется конкурентный лист
с указанием заводов-
Для исключения возможностей приобретения ТМЦ у недобросовестных поставщиков проводится закупка на биржевых торгах. Это является альтернативным вариантом закупки металлопродукции с целью недопущения случаев несвоевременного обеспечения производства ПО «Гомсельмаш», так как в течение месяца в конструкторскую документацию на выпускаемую технику вносятся изменения, ранее не предусмотренные годовой потребностью в металлопрокате, направленные на улучшение качества и повышение конкурентоспособности выпускаемой техники.
Импортные комплектующие изделия закупаются только у фирм-производителей или официальных дилеров. Основные поставки материалов и комплектующих осуществляются с предприятий-изготовителей.
Анализ покупателей РУП «Гомсельмаш»
Таблица 2.6 - Динамика объемов закупок и доля РУП «Гомсельмаш» на рынке зерноуборочной техники Республики Беларусь.
Год |
Объем закупок, шт. |
Доля РУП «Гомсельмаш» на рынке продаж, % | |
Всего по РБ |
В т.ч. РУП «Гомсельмаш» | ||
2008 |
1541 |
1318 |
85,5 |
2009 |
1367 |
1177 |
86,1 |
2010 |
1555 |
1272 |
81,8 |
Итого |
4463 |
3767 |
- |
Источник: собственная разработка, на основании данных предприятия
Из таблицы 2.6 следует, что доля закупки зерноуборочной техники РУП «Гомсельмаш» в Республике Беларусь за период 2008-2010гг. значительно возросла (на 20%) и составила за последние три года около 85%.
Номенклатура и объемы закупок по моделям за период 2008-2010гг., а также динамика объемов закупок, доля РУП «Гомсельмаш» на рынке самоходной кормоуборочной техники Республики Беларусь представлены в таблицах 2.7.
Таблица 2.7 - Динамика объемов закупок и доля РУП «Гомсельмаш» на рынке самоходной кормоуборочной техники Республики Беларусь
Год |
Объем закупок, шт. |
Доля РУП «Гомсельмаш» на рынке продаж, % | |
Всего по РБ |
в т.ч. РУП «Гомсельмаш» | ||
2008 |
375 |
351 |
93,6 |
2009 |
330 |
300 |
90,9 |
2010 |
424 |
340 |
80,2 |
Источник: собственная разработка, на основании данных предприятия
Динамика объемов закупок
Анализ конкурентов
Основными конкурентами
РУП «Гомсельмаш» на российском рынке
самоходной кормоуборочной техники
являются ОАО «Ростсельмаш» с
комбайном Дон-680М и фирма «
Таблица 2.8 - Номенклатура и объемы закупок самоходной кормоуборочной техники в Республике Беларусь по моделям за 2008-2010гг.
Производитель |
Наименование техники |
Объём закупок, ед. |
Уд. вес, 2010г, % | ||
2008г. |
2009г. |
2010г. | |||
РУП «Гомсельмаш», РБ |
К-Г-6 |
342 |
292 |
297 |
70,1 |
КВК-800 |
8 |
13 |
43 |
10,1 | |
Итого Гомсельмаш |
350 |
305 |
340 |
80,2 | |
CLAAS, Германия |
Jaguar |
13 |
20 |
78 |
18,4 |
KRONE, Германия |
Big X |
1 |
5 |
- |
0 |
John Deere, США |
John Deere |
10 |
3 |
1 |
0,2 |
Case-New Holland, Италия |
FR |
- |
3 |
5 |
1,2 |
Итого импортные (дальнего зарубежья) |
24 |
31 |
84 |
19,8 | |
Всего кормоуборочная техника |
374 |
336 |
424 |
100 |
Источник: собственная разработка, на основании данных предприятия
Таким образом, по итогам главы можно сказать что предприятие сотрудничает более чем с 690 поставщиками материалов комплектующих, активно реализует свою продукцию не только на территории Беларуси, Росси и Украины, но и на территории Ближнего и Дальнего Зарубежья, постоянно занимаясь поиском новых рынков сбыта, проводя активную коммерческую деятельность по сбыту продукции.
Так же
были рассмотрены факторы
3 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБЫТУ
3.1 Характеристика
конкурентоспособности
В настоящее время в связи с увеличением количества и разнообразия поступаемых на белорусский рынок товаров особую актуальность приобретает проблема конкурентоспособности продукции. Параллельно с этой проблемой на первый план выходит проблема адекватной оценки конкурентоспособности, с помощью которой можно определить место какого-то товара в ряду товаров-конкурентов и установить параметры, по которым данный товар им проигрывает и которые должны быть скорректированы. Для того, чтобы определить реальный уровень конкурентоспособности товара, необходимо использовать адекватные и научно обоснованные методы его оценки.
Предпочтение зерно- и кормоуборочных
комбайнов РУП «Гомсельмаш» на рынке
сельскохозяйственной техники по сравнению
с аналогами техники-
На внутреннем и внешних рынках, где цена играет более важную роль, чем остальные параметры, необходима техника наиболее приспособленная для работы на полях со средней урожайностью, кормоуборочные комбайны РУП «Гомсельмаш» составляют серьезную конкуренцию зарубежным и отечественным аналогам. Увеличение поставок продукции на экспорт является залогом стабильного финансового положения организации.
Основными рынками сбыта продукции РУП «Гомсельмаш» являются Беларусь и Россия, также осуществляются поставки в Украину, Казахстан, Узбекистан, Молдову, в страны дальнего зарубежья – Литву, Латвию, Эстонию, Чехию, Болгарию, Сербию, Китай, Аргентину, Иран.
Постоянно усиливается конкуренция на рынке сельскохозяйственного машиностроения со стороны стран дальнего зарубежья, что приводит к ужесточению таких параметров, как точность, цена, условия платежа и сроки исполнения договоров.
Для определения конкурентоспособности, необходимо выявить товар, который послужит базой сравнения для экспертов при выставлении оценок по различным его параметрам. В данной работе используются товары-образцы, выпускаемые главными конкурентами завода РУП «Гомсельмаш», а именно:
При анализе конкурентоспособности
используются основные виды продукции,
выпускаемые РУП «Гомсельмаш». Сначала
проанализируем конкурентоспособность
таких товаров как косилка-
Таблица 3.1 - Сравнительная конкурентоспособность
Факторы конкурентоспособности |
Исследуемые организации | ||
РУП «Ростсельмаш» |
РУП «Гомсельмаш» |
Компания «Трансвитек» | |
Продукция |
|||
Качества |
4 |
4 |
4 |
Технические параметры |
5 |
5 |
4 |
Право замены изделия |
4 |
3 |
5 |
Стиль |
4 |
4 |
4 |
Престиж торговой марки |
4 |
5 |
3 |
Габариты |
4 |
4 |
4 |
Уровень ремонтного монтажа |
5 |
4 |
5 |
Гарантийный срок |
5 |
3 |
4 |
Многовариантность в использовании |
4 |
3 |
3 |
Уникальность (отсутствие аналогов) |
2 |
2 |
2 |
Универсализм |
3 |
3 |
3 |
Надежность |
4 |
5 |
3 |
Срок службы |
5 |
5 |
4 |
Защищенность патентами |
5 |
5 |
5 |
Цена |
|||
Прейскурантная |
5 |
3 |
4 |
Процент скидки с цен |
4 |
3 |
3 |
Срок платежа |
5 |
3 |
4 |
Условия скидки |
5 |
3 |
3 |
Каналы сбыта |
|||
Прямая доставка |
4 |
4 |
4 |
Торговые представительства |
4 |
3 |
3 |
Оптовые посредники |
4 |
2 |
2 |
Агенты и комиссионеры |
4 |
2 |
2 |
Дилеры |
5 |
2 |
2 |
Степень охвата рынка |
4 |
3 |
3 |
Система контроля запасов |
5 |
3 |
4 |
Система транспортировки |
5 |
4 |
4 |
Продвижение продукции на рынок |
|||
Реклама: |
|||
для потребителей |
4 |
3 |
4 |
для дилеров |
5 |
5 |
4 |
Индивидуальная продажа |
5 |
5 |
5 |
Стимулы для потребителей |
5 |
4 |
4 |
Демонстрационная торговля |
5 |
5 |
4 |
Показ образцов продукции |
5 |
5 |
5 |
Упоминание о продукции в СМИ |
5 |
5 |
5 |
Общее количество баллов |
147 |
123 |
117 |
Факторы конкурентоспособности представлены на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1- Факторы конкурентоспособности
Оси – факторы
Каждый получившийся многоугольник
– конкретная компания. Чем больше
площадь многоугольника, тем выше
конкурентоспособность
В условиях усиления конкуренции в целях удержания рынков сбыта для РУП «Гомсельмаш», увеличения объемов производства и продаж на рынках Республики Беларусь, Украины, Узбекистана, Туркменистана, Армении, Азербайджана, Грузии и России и других выявлены основные направления в конкурентной борьбе в 2012 г.:
Основные усилия должны быть направлены
не только на сохранение позиций на
традиционном рынке Республики Беларусь,
но и на значительное увеличение роста
поставок сельскохозяйственной техники
на рынок Российской Федерации, Украины,
а также на поиск и завоевание
все новых перспективных