Культура российского предпринимательства: современное состояние и основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

На основе всего этого можно сделать вывод, что культура предпринимательства играет не малую роль в достижении делового успеха. У предпринимателя должен быть свой имидж, он должен соблюдать этикет. Ведь без культуры общения, чувства меры, доброжелательности не обойдется не один бизнесмен. Необходимо иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от своей деятельности.
В первой части контрольной работы будет подробно рассказано о сущности, значении и понятии культуры предпринимательства, о том что включает в себя культура предпринимательских организации. Во второй части контрольной работы будет описано, что из себя представляет современная культура предпринимательства в России.

Содержание

Введение
3
Культура предпринимательства:

1.1 Сущность, значение и понятие культуры предпринимательства
4
1.2 Культура предпринимательских организаций
6
1.3 Предпринимательская культура и ее разновидности
8
2. Культура российского предпринимательства: современное состояние и основные проблемы
11
Заключение
14
Список использованной литературы
16

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 48.76 Кб (Скачать файл)

Культура выгодных сделок свойственна организациям типа бирж. Для нее характерна нацеленность на быстрое получение денег в условиях среднего и высокого финансового риска. Общение между людьми здесь мимолетно, происходит в основном на почве погони за деньгами. Такая культура требует молодых или духовно молодых сотрудников, обладающих бойцовскими качествами, стрессоустойчивостью, твердостью характера.

Административная культура присуща крупнейшим фирмам, а также государственным учреждениям. Она безразлична к публичным успехам, бюрократична, ориентирована на формальную сторону деятельности, минимум риска, стабильность и самосохранение. Поэтому решения здесь принимаются медленно, подстраховываются всеми возможными способами, а сотрудники действуют аккуратно и основательно. Такой культуре свойственна ориентация на титулы и должности.

Инвестиционная культура крупных  фирм и банков. Она имеет ориентацию, на бизнес с высокой степенью риска (крупные капитальные вложения на длительный срок в условиях неопределенности), где невозможен быстрый рост и отдача. Большинство предпринимательских решений здесь принимается централизованно на основе тщательной проверки, ибо от каждого из них зависит будущее фирмы. Это требует от сотрудников опыта, авторитета, осмотрительности, взаимодействия, совместного обсуждения вариантов решений.

Другая подобная классификация  также выделяет четыре типа культуры: «крутых парней», «усердной работы», «крупных ставок», «процесса».

Культура крутых парней является самой безжалостной. Ей свойственны опора на силу, внутренняя конкуренция (всех против всех), агрессивность, постоянный риск, ориентация на быстрый результат по принципу «все -- или ничего». Поскольку здесь большая роль принадлежит случайности, в ходу элементы культуры, призванные защитить от превратностей судьбы, например, признание разумного риска добродетелью, индивидуализм, отказ от сотрудничества. Она свойственна научным, внедренческим, а также молодым, быстро растущим организациям.

Культура усердной работы. Для этой культуры свойственны высокая активность и оперативность, усердие, совместная, а не индивидуальная работа, сосредоточенность на клиенте и его нуждах; стремление сочетать масштабность деятельности с малым риском. Это культура людей молодых телом, в то время как предыдущая -- молодых душой. Недостатком ее является слабое внимание к эффективности и качеству, переоценка текущих успехов и недооценка долгосрочной перспективы. Представителями культуры усердной работы являются производители товаров массового потребления и услуг, торговцы автомобилями и недвижимостью.

Культура крупных ставок возникает в условиях большого инвестиционного риска и медленной отдачи вложений, от которой зависит будущее всей компании (например, нефтедобыча, фундаментальные исследования), что требует осмотрительности при принятии решений на всех уровнях. Поэтому в основе деятельности лежат такие культурные ценности как централизация, консерватизм, скрупулезность, терпение, уважение к знаниям и авторитету, технической компетенции, продолжительные совещания. Здесь требуются люди, обладающие сильным характером, уверенностью, умеющие помочь окружающим, поддерживать хорошие отношения. Недостатками культуры являются медлительность реагирования на текущие события, отсутствие мобильности.

Культура процесса характеризуется мизерным риском, который в каждом отдельном случае не может привести к разорению. Но слабая обратная связь не позволяет следить за эффективностью своей работы. Для этой культуры характерен бюрократизм, точное следование инструкциям; поощряется пунктуальность, преданность организации, осторожность; придается значение титулам. Культура процесса свойственна банкам, страховым компаниям, а также государственным организациям.

Поскольку предпринимательство так или иначе связанно с принятием стратегических решений, выделяют культуры стратегической деятельности, свойственные не только организации в целом, но и ее подразделениям.

Стабильная культура ориентирована на прошлое и прошлые образы деятельности. Она концентрируется на вопросах организации работы, избежание риска, стабильна и допускает перемены лишь в кризисных ситуациях. В рамках фирмы она свойственна бухгалтерии, плановому отделу.

Реактивная культура ориентируется на настоящее время и решение внутренних проблем на основе опыта. Она минимизирует риск и допускает перемены лишь при неудовлетворительной эффективности. Это культура производственного отдела.

Оптиципационная культура нацелена на ближайшее будущее и решает проблемы на основе экстраполяции и возможностей. Она ориентирована не только вовнутрь, но и вовне организации, допускает частичные изменения при снижении эффективности, риск. Свойственна плановому и маркетинговому отделам фирмы.

Исследовательская культура ориентирована на отдаленное будущее, выбирает варианты решений на основе внешних глобальных возможностей и постоянно балансирует между риском и выгодой. Характерна для службы стратегического планирования.

Креативная культура ориентирована на создание и внедрение новшеств, поэтому ей присущи неопределенность, риск и постоянный поиск. Она свойственна венчурным подразделениям, создаваемым в рамках современных фирм [2].

 

 

 

  1. Культура российского предпринимательства: современное состояние и основные проблемы

 

Предпринимательская деятельность представляет собой процесс  организации производства различных благ и доставки их до непосредственного потребителя. Предпринимательская культура содержит в себе основные механизмы и принципы осуществления предпринимательской деятельности, формирующиеся под воздействием социальных, институциональных и иных факторов. Начало современному российскому предпринимательству было положено принятыми в 1987-1988 годах законами «О государственном предприятии» и «О кооперации в СССР». Государство уходило от монополии в сфере торговли и промышленности, а на его место пришел предприниматель.

Предпринимательская культура современной России — результат  произошедших; в ней рыночных перемен, однако сегодня она все еще  находится на стадии формирования. С одной стороны, в экономической  среде можно выделить совершенно новые категории субъектов, обладающих новым экономическим сознанием, имеющим новые экономические  интересы и использующим принципиально  новые для России формы хозяйственной  деятельности. С другой стороны, переходный характер современной культуры предпринимательства  определяет то, что она являет собой  сложное сочетание стереотипов  и ценностей советского периода, ряда полуутраченных традиций дореволюционного времени, экономических норм и ценностей современности и целой серии «правил игры», перенятых у Запада. 
Считается, что специфику российской деловой культуры определяют не только ее переходный становящийся характер, но и особенности ее формирования.

Особенности культуры предпринимательства в  России определяются несколькими факторами. Первым в их ряду можно назвать  размытость социальных границ предпринимательства. Множество людей из самых разных социальных слоев занимаются предпринимательской  деятельностью как вспомогательной и временной поэтому это затрудняет вычленение его главного носителя, превращает его в «социальный призрак». Возникает ситуация, когда предприниматели одновременно все и никто. Второй фактор – относительная бедность социального опыта, практического знакомства с институционализированными формами частного предпринимательства. Третья особенность связана с недостаточной адекватностью используемых культурных ресурсов. Имидж российского бизнесмена отличается значительной фрагментарностью. Фрагментарности культурной рамки образа предпринимателя соответствует и размытость предпринимательской функции в массовом восприятии. В качестве основы для сосуществования избираются социальная дистанция и психологическая настороженность. В поведении такое внутреннее отношение к предпринимательству реализуется преимущественно через утилитарные и потребительские установки. Бизнес пока не воспринимается в обществе как нечто, имеющее ценность само по себе. Он признается ценностью во многом в той мере, в какой обеспечивает доступ к другим ценностям, признаваемым обществом.

На культуру предпринимательства существенно  влияет характер опыта предшествующей деятельности. До перехода в бизнес собственно управленческой деятельностью, по данным социологического исследования (2004 г.), занималась лишь 1/3 часть нынешних руководителей, примерно столько же были инженерно-техническими специалистами. Каждый десятый – рабочий, учащийся или студент. Таким образом, управленческая деятельность стала новой для значительного числа предпринимателей, при этом подавляющему большинству пришлось осваивать ее практически с нуля методом проб и ошибок. Это отрицательно влияет на уровень культуры предпринимательства.

Отсутствие  соответствующей подготовки и необходимого опыта в области менеджмента  приводит к тому, что более 1/3 руководителей предприятий малого бизнеса проявляют очень низкий уровень культуры предпринимательства. Они не в состоянии сформировать эффективную структуру управления, наладить контроль за выполнением поставленных задач, стимулировать продуктивную работу подчиненных. Не случайно каждому пятому предпринимателю и менеджеру не хватает времени на решение стратегических вопросов.

Такие основополагающие понятия менеджмента, как бизнес-план проекта, знакомы далеко не всем менеджерам в малом бизнесе. По данным опроса относительно программ поддержки предпринимательства, только каждый шестой предприниматель  в Республике Коми, каждый пятый – в Ивановской области и каждый третий – в Тульской области хорошо знали требования, предъявляемые к разработке бизнес-проектов.

Проблема  становления предпринимательской  культуры связана с определением примера и образца для подражания, т.е. «идеального образа» предпринимателя, который выступает во многом основным идентификационным критерием предпринимательства  и предпринимательской культуры. Формирование новой деловой культуры происходило под влиянием советских административных методов работы и «теневого бизнеса», который ранее существовал на криминальной основе, а в начале реформ стал легализовываться, привнося характерные для него нормы и установки. Это во многом определило современное состояние и проблемы культуры предпринимательства, которые большей частью относятся к ее нормативному уровню и связаны с формированием деловой морали и этики. Речь идет о трех наиболее важных проблемах «нового российского предпринимательства»:

- проблема  нарушения деловых обязательств, связанная с неразвитыми в России деловой моралью и предпринимательской этикой;

- широкое  применение силовых действий, угроз  и вымогательств в деловых  взаимоотношениях, связанное с неэффективностью  законодательного и судебного  регулирования, а так же с  развитием криминального бизнеса,  рэкета и организованного насилия  в бизнесе;

- рост  бюрократических вымогательств  и создание искусственных преград  для предпринимателей, преодоление  которых возможно только через  уплату взяток чиновникам. Это  связано с тем, что бюрократизм  сегодня является инструментом  прямого вымогательства: легального, полулегального, нелегального, а уплата  взяток — залогом успешной  хозяйственной деятельности.

Кроме этого, не менее значимыми остаются следующие проблемы:

- частые  нарушения закона со стороны предпринимателей;

- усиление  роли неформальных отношений,  развивающихся в полуправовом контексте, что усиливает процесс теневизации российского бизнеса;

- развитие  новых неформальных норм и  правил в деловой сфере происходит  в условиях ломки традиционных  ценностей страны и ее криминализации;

- развитие  «двойной морали» и избирательность  этики в деловых отношениях.

Таким образом, к основным проблемам российского  бизнеса относят: культурно-этическую  отсталость наших предпринимателей и неразвитость их деловой культуры. Есть мнение, согласно которому в силу переходности российской экономики  цивилизованный бизнес в ней малоэффективен, а потому не получает должного развития. Из этого следует, что именно низкий уровень деловой культуры определяет специфику российского бизнеса  и его субъектов, объясняет отсутствие у наших бизнесменов характеристик, позволяющих отнести их к «цивилизованным» предпринимателям и рассматривать  наравне с западными партнерами. Для того чтобы ситуация в сфере  российского бизнеса нормализовалась, должны произойти серьезные изменения  не только в экономической культуре, социальной и экономической психологии, мышлении народа, но и в объективных  условиях хозяйствования, экономических  укладах жизни общества, а также  на уровне государственного регулирования  экономической сферы и предпринимательства  в частности.

 

 

Заключение

 

 

Понятие культуры многогранно и исследуется представителями  разных наук с различных позиций. По мнению авторитетных специалистов, существует более ста определений  культуры, которые раскрывают разные стороны этого понятия с позиций  разных познавательных задач. Феномен  культуры проявляется в любой  сфере человеческой деятельности, в  том числе и, прежде всего в  экономической деятельности людей.

Культура  предпринимательства основывается на общих понятиях культуры в целом  и неразрывно с ней связана. 

Информация о работе Культура российского предпринимательства: современное состояние и основные проблемы