Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:40, курс лекций

Краткое описание

Предпринимательское право как отрасль российского права- совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию рыночной экономики, возникающие по поводу обеспечения интересов государства и общества.
Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированные
нормами предпринимательского права, которые подразделяются на.
1) горизонтальные - отношения ≪предприниматель -предприниматель≫;
2) вертикальные - отношения ≪предприниматель —орган управления≫.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по предпринимательскому.doc

— 788.50 Кб (Скачать файл)

 

3) навязывание контрагенту условий  договора, невыгодных для него  или не относящихся к предмету  договора;

 

4) экономически или технологически  не обоснованные сокращение или прекращение производства товара;

 

5) экономически или технологически  не обоснованные отказ либо  уклонение от заключения договора  с отдельными покупателями (заказчиками)  в случае наличия возможности  производства или поставок соответствующего товара;

 

6) экономически, технологически и  иным образом не обоснованное  установление различных цен (тарифов)  на один и тот же товар,  если иное не установлено федеральным  законом;

 

7) установление финансовой организацией  необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

 

8) создание дискриминационных  условий;

 

9) создание препятствий доступу  на товарный рынок или выходу  из товарного рынка другим  хозяйствующим субъектам;

 

10) нарушение установленного нормативными  правовыми актами порядка ценообразования.

 

 Запрещаются соглашения между  хозяйствующими субъектами или  согласованные действия хозяйствующих  субъектов на товарном рынке,  если такие соглашения или  согласованные действия приводят  или могут привести к:

 

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

 

2) повышению, снижению или поддержанию  цен на торгах;

 

3) разделу товарного рынка по  территориальному принципу, объему  продажи или покупки товаров,  ассортименту реализуемых товаров  либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) и др.

 

55. Ст. 10 Закона "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на

 

товарных рынках" устанавливает  формы недобросовестной конкуренции. Не

 

допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

 

    - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных

 

причинить убытки другому хозяйствующему субъекту

 

!!175

 

либо нанести ущерб его деловой  репутации;

 

    - введение потребителей  в заблуждение относительно характера,  способа и

 

места изготовления, потребительских  свойств, качества товара;

 

    - некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых  или

 

реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

 

    - продажа товара с  незаконным использованием результатов интеллектуальной

 

деятельности и приравненных к  ним средств индивидуализации продукции,

 

выполнения работ, услуг;

 

    - получение, использование,  разглашение научно-технической.

 

производственной или товарной информации, том числе коммерческой тайны, без

 

согласия ее владельца. Ряд ограничений  недобросовестной конкуренции

 

устанавливает федеральный закон  РФ от 14 июня 1995 г. "О рекламе", так  ст. 2

 

устанавливает, что ненадлежащая реклама - это недобросовестная, недостоверная,

 

неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения

 

требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения,

 

установленных законодательством  РФ. Законодательство о рекламе выделяет

 

следующие формы ненадлежащей рекламы:

 

    - недобросовестная реклама (ст. 6);

 

    - неэтичная реклама (ст. 8); заведомо ложная реклама (ст. 9); скрытая

 

реклама (ст. 10).

 

Недобросовестная реклама. Недобросовестной является реклама, которая:

 

    - дискредитирует юридических  и физических лиц, не пользующих  рекламируемыми

 

товарами;

 

    - содержит некорректные  сравнения рекламируемого товара  с товаром других

 

юридических или физических лиц, а  также содержит высказывания, образы,

 

порочащие честь, достоинство или  деловую репутацию конкурента (конкурентов);

 

    - вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара

 

посредством имитации (копирования  или подражания) общего проекта, текста,

 

рекламных формул, изображений, музыкальных  или звуковых эффектов, используемых

 

в рекламе

 

!!176

 

других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или

 

недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с  отсутствием в рекламе

 

части существенной информации. Недобросовестная реклама не допускается.

 

Недостоверная реклама. Недостоверной  является реклама, в которой присутствуют

 

не соответствующие действительности сведения в отношении:

 

    - таких характеристик  товара, как природа, состав, способ  и дата

 

изготовления, назначение, потребительские  свойства, условия применения, наличие

 

сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия

 

государственным стандартам, количество, место происхождения;

 

    - наличия товара на  рынке, возможности его приобретения  в указанных объеме,

 

периоде времени и месте;

 

    - стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;

 

    - дополнительных условий  оплаты;

 

    - доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;

 

    - гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;

 

    - исключительных прав  на результаты интеллектуальной деятельности и

 

приравненных к ним средств  индивидуализации юридического лица, индивидуализации

 

продукции, выполняемых работ или  услуг;

 

    - прав на использование  государственных символов (флагов, гербов, гимнов),

 

а также символов международных организаций;

 

    - официального признания,  получения медалей, призов, дипломов  и иных

 

наград;

 

    - предоставление информации  о способах приобретения полной  серии товара,

 

если товар является частью серии;

 

    - результатов исследований  и испытаний, научных терминов, цитат из

 

технических, научных и иных публикаций:

 

    - статистических данных, которые не должны представляться  в виде,

 

преувеличивающем их обоснованность;

 

    - ссылок на какие-либо  рекомендации либо на одобрение  юридических и

 

физических лиц, в том числе на устаревшие;

 

    - использования терминов  в превосходной степени, в том  числе

 

!!177

 

путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный",

 

"единственный" и тому подобных, если их невозможно подтвердить  документально;

 

    - сравнений с другим  товаром (товарами), а также с  правами и положением

 

иных юридических или физических лиц;

 

    - ссылок на какие-либо  гарантии потребителю рекламируемых  товаров;

 

    - фактического размера  спроса на товар;

 

    - информации о самом рекламодателе. Недостоверная реклама не допускается.

 

Неэтическая реклама. Неэтической  является реклама, которая:

 

    - содержит текстовую,  зрительную, звуковую информацию, нарушающую

 

общепринятые нормы морали и  гуманности путем употребления оскорбительных слов,

 

сравнений, образов в отношении  расы, национальности, профессии, социальной

 

категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских,

 

политических и иных убеждений  физических лиц;

 

    - порочит объекты искусства,  составляющие национальное или мировое

 

культурное достояние;

 

    - порочит государственные  символы (флаги, гербы, гимны), национальную

 

валюту РФ или иного государства, религиозные символы;

 

    - порочит какое-либо  физическое или юридическое лицо, какую-либо

 

деятельность, профессию, товар. Неэтическая реклама не допускается.

 

Заведомо ложная реклама. Заведомо ложной является реклама, с помощью  которой

 

рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно  вводит

 

в заблуждение потребителя рекламы. Заведомо ложная реклама не допускается.

 

Скрытая реклама. Использование в  радио-, теле-, видео-, аудио-, кинопродук-ции,

 

а также в иной продукции и  распространение иными способами

 

!!178

 

скрытой рекламы, то есть рекламы, которая  оказывается не осознаваемое

 

потребителем воздействие на его  восприятие, в том числе путем  использования

 

специальных видеовставок (двойной  звукозаписи) и иными способами, не

 

допускается. К сожалению, многие нормы  антимонопольного законодательства носят

 

декларативный характер, т. е. за их нарушение государство не установило

 

юридическую ответственность. Так, новый  Уголовный Кодекс РФ предусматривает

 

ответственность в ст. 182 только за Заведомо ложную рекламу, действующий  Кодекс

 

РСФСР об административных правонарушениях  ответственности за ненадлежащую

 

рекламу не устанавливает.

 

56. В соответствии со стст. 16, 19-22 Закона <Об ограничении монополизма...> система санкций, установленных  за нарушение антимонопольного  законодательства, включает:

 

- наложение штрафов на предпринимателей - юридических лиц. Оно осуществляется по постановлениям

 

Антимонопольного комитета Украины  как высшего кол-

 

легиального органа, постоянно действующей  и временных

 

административных коллегий Антимонопольного комите-

 

та Украины, а также государственных  уполномоченных и

 

председателей территориальных отделений  Комитета еди-

 

нолично;                               '

 

167

 

- взыскание незаконно полученной  субъектами пред-

 

принимательской деятельности прибыли  в результате зло-

 

употреблений монопольным положением и антиконку-

 

рентных согласованных действий между  предпринимате-

 

лями. Прибыль взыскивается в государственный  бюджет

 

судом или арбитражным судом  по искам должностных

 

лиц органов Антимонопольного комитета или самостоя-

 

тельно уплачивается нарушителем;

 

- возмещение убытков, причиненных  злоупотребле-

 

нием монопольным положением, антиконкурентными  со-

 

гласованными действиями, дискриминацией субъектов

 

хозяйствования органами власти, органами местного са-

 

моуправления и органами административно-хозяйствен-

 

ного управления и контроля. Оно  осуществляется по ис-

 

кам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном

 

гражданским законодательством Украины, или убытки

 

возмещаются нарушителем указанным  лицам без ре-

 

шения суда.

 

При определении размеров штрафов органами Антимо-

 

нопольного комитета учитываются  существенность воздей-

 

ствия нарушения на конкуренцию  на соответствующем

 

рынке, размер незаконно полученной прибыли и причи-

 

ненных убытков, повторность и  длительность нарушения,

 

поведение ответчика после выявления Комитетом призна-

 

ков нарушения, его финансовое положение  и иные обстоя-

 

тельства.

 

Наряду с прямым возвращением потерпевшим  убыт-

 

ков, причиненных вследствие совершения нарушений ан-

 

тимонопольного законодательства, выявления и прекра-

 

щения органами Комитета случаев установления моно-

 

польно высоких, дискриминационных  цен позволило

 

предотвратить значительные материальные затраты ук-

 

раинских предпринимателей и потребителей.

 

Ответственность за административные правонаруше-

 

ния - нарушения антимонопольного законодательства пре-

 

дусмотрена стст. 1648,1662,1663,1664 Кодекса  Украины об

 

административных правонарушениях.

 

Предусмотренный ст. 38 КоАП срок привлечения  к

 

административной ответственности  затрудняет примене-

 

ние мер административного воздействия к руководите-

 

лям субъектов хозяйствования, которые  совершили на-

 

рушения антимонопольного законодательства. Это обу-

 

168

 

словливает ограниченную сферу  применения этого спосо-

 

ба воздействия к нарушителям  антимонопольного зако-

 

нодательства и в конечном итоге  его недостаточную эф-

 

фективность.

 

В ст. 16 Закона <Об ограничении монополизма...> пре-

 

дусмотрен принудительный раздел монопольных  обра-

 

зований. Он возможен при злоупотреблении  субъектами

 

хозяйствования монопольным положением на рынке,

 

оформляется постановлением Антимонопольного коми-

 

тета Украины и его территориального отделения. В прак-

 

тике эта санкция применяется  крайне редко.

 

Охранительные правовые средства в  сфере антимоно-

 

польного законодательства не исчерпываются мерами от-

 

ветственности. Они также включают, в частности, меры

 

предупреждения правонарушений.

 

Так, предоставленные законом Антимонопольному ко-

 

митету полномочия по согласованию решений органов го-

 

сударственной власти, местного самоуправления по вопро-

 

сам демонополизации экономики, развития конкуренции,

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"