Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:40, курс лекций

Краткое описание

Предпринимательское право как отрасль российского права- совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию рыночной экономики, возникающие по поводу обеспечения интересов государства и общества.
Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированные
нормами предпринимательского права, которые подразделяются на.
1) горизонтальные - отношения ≪предприниматель -предприниматель≫;
2) вертикальные - отношения ≪предприниматель —орган управления≫.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по предпринимательскому.doc

— 788.50 Кб (Скачать файл)

 

антимонопольного регулирования  Антимонопольный ко-

 

митет использует главным образом  для предупреждения

 

нарушений антимонопольного законодательства, прежде

 

всего, в случаях дискриминации субъектов хозяйствова-

 

ния. Контроль за соблюдением антимонопольных  требо-

 

ваний при принятии решений органами государственной

 

власти, местного самоуправления является также одним

 

из механизмов предупреждения монополизации  товарных

 

рынков, не позволяющий создавать монопольных образо-

 

ваний путем принятия административных решений.

 

57. Государство, путем установления  законодательных норм, регулирует  отношения, возникающие между  потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при  продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

 

 Создание правовых, организационных,  экономических и других необходимых  условий отечественным производителям для выпуска продукции и оказания услуг высокого качества являлось постоянной заботой государства. При этом методы и способы, степень участия государства в регулировании этого процесса изменялись, отражая характер экономики (плановая, рыночная). Решение этой задачи достигалось путем улучшения качества сырья, материалов и комплектующих изделий, совершенствования технологического процесса производства и производственного контроля за качеством и безопасностью про­дукции. Немаловажная роль при этом отводилась правовым средствам обеспечения качества и безопасности продукции через установление порядка норми­рования государственных требований к качеству и безопасности продукции, осуществление государственного контроля за соблюдением государственных требований, введение эффективных мер ответственности должностных лиц и самих организаций, производящих или реализующих продукцию. Анализ законодательства бывшего СССР и РФ показывает, что государство на различных этапах развития экономики использовало различные формы государственного регулирования качества и безопасности, соответствующие системы организации государственного контроля, применяло различные меры гражданской, уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Содержание и характер этих мер отражали определенный этап развития народного хозяйства страны и стоящие перед ним задачи. Вместе с тем можно выявить общие для всех периодов составляющие процесса государственного регулирования таких явлений, как качество и безопасность, предполагающих:

 

1) разработку и установление  на государственном уровне обязательных  для исполнения требований, гарантирующих  качество и безопасность выпускаемой  продукции;

 

2) государственный контроль (надзор) за соблюдением данных требований  при производстве, хранении, транспортировке и реализации товаров;

 

3) применение мер ответственности  в случае установления фактов  несоблюдения обязательных требований.

 

 Качество - одна из сложнейших  категорий, с которой приходится  сталкиваться человеку в своей  деятельности. К понятию качества обращаются при выборе предметов для удовлетворения различных потребностей, при оценке результатов выполнения различных производственных операций, а также когда хотят характеризовать соотношение свойств, выражающих суть предмета, или соотношение предметов между собой, или соотношение между явлениями, или соотношение между предметами и явлениями.

 

 Международный стандарт ИСО  8402 определяет качество как «совокупность  свойств и характеристик продукции  или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности».

 

 В ГОСТ 15467-79 «Управление качеством  продукции. Основные понятия.  Термины и определения» дана  следующая формулировка понятия  качества про­дукции: «Качество  продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

 

 Юридическое понятие качества  продукции не всегда совпадает  с технико-экономическим. Если  качество продукции в техническом  отношении не может быть статичным в процессе развития производства, науки и техники, то понятие качества в правовом смысле неизменно. Оно означает соответствие изделия определенным, заранее утвержденным или согласованным критериям. Иными словами, правовая оценка качества продукции означает степень соответствия свойств продукции комплексу и уровню требований, установленных и закрепленных в соответствующем надлежаще оформленном до­кументе.

 

 Соответствие или же несоответствие  указанным требованиям является  признаком доброкачественности или недоброкачественности продукции.

 

 Закон «О защите прав потребителей»,  определивший важнейшие права  потребителя, одним из них провозглашает  право на получение товаров,  результатов работ и услуг  надлежащего качества, т.е. продукции, соответствующей по качеству требованиям, установленным в стандартах, технических условиях, образцах или условиях договора. Если стандартами предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

 

 Новеллой данного Закона  было разделение на законодательном  уровне понятий и гарантий  «качества» и «безопасности»  товаров и придание этим понятиям  равного правового статуса.

 

 Однако не все требования  государственных стандартов являются  обязательными. Этот термин сформулирован  в ст. 7 Закона РФ «О стандартизации»,  по которому к обязательным  относятся требования, устанавливаемые  для обеспечения безопасности  продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Иначе говоря, «обязательные требования стандартов» - более широкое понятие, нежели «показатели безопасности».

 

 Соответствие продукции и  услуг установленным требованиям  обеспечивается путем сертификации. Причем ей подвергается уже  не экспортируемая продукция,  а продукция, выпускаемая на  внутренний рынок.

 

 В соответствии с Законом РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-I «О сертификации продукции и услуг» (ст. 13) изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, были обязаны:

 

1) реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, либо декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;

 

2) обеспечивать соответствие реализуемой  продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее в установленном порядке;

 

3) указывать в сопроводительной  технической документации сведения  о сертификате или декларации  о соответствии и сведения  о нормативных до­кументах,  которым должна соответствовать продукция; обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

 

4) приостанавливать или прекращать  реализацию продукции, если она  не отвечает требованиям нормативных  документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, указанной декларации или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае если действие сертификата приостановлено или отменено решением органа по сертификации.

 

 При анализе норм, содержащихся  в трех перечисленных Законах,  можно сделать вывод, что они  соотносятся между собой как  целое и частное - Закон «О  за­щите прав потребителей» декларирует  права потребителя на качество  и безопасность товаров, а два других (кстати, принятых почти одновременно) детализируют пути достижения и обеспечения продекларированных прав.

 

 В 2000 г. 2 января принят Федеральный  закон № 29-ФЗ «О качестве  и безопасности пищевых продуктов», который дает законодательное  определение поня­тию «безопасность» - под ней понимается состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений (заметим, в дальнейшем это определение будет использовано с дополнениями в Федеральном законе «О техническом регулировании»).

 

58. Цена – это денежное выражение  стоимости продукции, работ, услуг.  Разновидностью цены является  тариф, который применяется к  определенным услугам, например, тариф грузовых перевозок, определяющий расценки за расстояние перевозки.

 

В предпринимательской деятельности применяются различные виды цен. В зависимости от того, как определяются цены, они подразделяются на свободные  и регулируемые. Свободная цена – это цена, складывающаяся под влиянием спроса и предложения и, следовательно, не регулируемая государством. Разновидностью свободной цены является договорная цена, определяемая свободным усмотрением сторон. Регулируемая цена – цена, определяемая уполномоченным органом государства. Методы определения такой цены могут быть разными: определение верхнего и нижнего предела цены, надбавок к цене, определение предельного коэффициента изменения цены, определение предельного уровня рентабельности, установление фиксированной цены.

 

В зависимости от назначения цены различают оптовые и розничные  цены. Оптовые цены применяются при  расчетах со всеми потребителями, кроме  покупателей в розничной торговле. Оптовая цена включает в себя затраты  на производство продукции, работ, услуг, в том числе накладные расходы (по транспортировке, хранению, снабженческо-сбытовые надбавки и т.п.); суммы налога на добавленную стоимость; суммы акцизов (по товарам, облагаемым акцизами); а также норму прибыли изготовителей (продавцов) продукции, исполнителей работ и услуг, определяемую ими самостоятельно (по свободным ценам) или с учетом требований законодательства о ценообразовании (по регулируемым ценам) Розничные цены – цены, по которым продукция, работы, услуги реализуются населению. Она складывается из оптовой цены и накладных расходов торгующих и других коммерческих организаций и включает торговую надбавку с расчетом получения определенной прибыли.

 

В условиях рыночной экономики правовое регулирование цен отличается обще-дозволительной направленностью и выражается формулой: цена определяется договором, кроме случаев, когда она предусмотрена законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ) В последнем случае договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ). Тот же принцип нашел закрепление в специальной норме ГК РФ, посвященной цене: исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, но в предусмотренных законом случаях применяются цены, тарифы, расценки, ставки, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п. 1 ст. 424 ГК РФ). Следует обратить внимание, что обычно по действующему законодательству, цена не является существенным условием договора. Если иное не предусмотрено законом, отсутствие в договоре условия о цене не влечет его недействительность. Это вытекает из п. 3 ст. 424 ГК РФ: в случаях когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. В качестве примера, когда цена в соответствии с законом является существенным условием договора, можно назвать норму п. 1 ст. 555 ГК РФ, регламентирующую правила о цене в договоре продажи недвижимости.

 

Принцип свободы ценообразования  претерпевает ограничения в целях  обеспечения публичных интересов. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о ценах, представленным множеством нормативно-правовых актов различного уровня. Единого закона о ценообразовании, который бы создавал законодательную базу реализации основ ценовой политики, на сегодняшний день не существует. Итак, в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление основ ценовой политики. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утверждены:

 

– перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления  и услуг, на которые государственное  регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти;

 

– перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления  и услуг, на которые государственное  регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

 

– перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым  органам исполнительной власти субъектов  Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

 

Так, в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления  и услуг, на которые государственное  регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, входят: природный газ, продукция ядерно-топливного цикла, электрическая и тепловая энергия, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, продукция оборонного назначения, протезно-ортопедические изделия, перевозки грузов, перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении), обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах, отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных теле- радиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, торговые надбавки к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"