Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 22:57, курсовая работа
Данная работа состоит из введения, трёх глав, в каждой из которой по два параграфа, заключения и списка литературы, который содержит 7 источников. Каждая глава работы снабжена большим количеством примеров из жизни в мире и имеет выводы, как и вся работа в целом. Основные аспекты данной деятельности освящены довольно хорошо.
Целью работы является исследование посредничества при урегулировании конфликтов, при переговорах. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: - изучение структуры посредничества, - технологий и трудностей при осуществлении посреднической деятельности, - условия эффективности посреднических услуг.
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Структура посредничества
§1.Понятие, функции, этапы и модели посредничества……………………….5
§2.Виды и типы посредничества………………………………………………11
ГЛАВА II. Стратегии, используемые посредником и возникающие проблемы
§1.Технологии посреднической деятельности……………………………27
§2.Трудности при осуществлении посреднической деятельности и условия, предъявляемые посреднику…………………………………………………32
ГЛАВА III. Эффективность посреднических услуг
§1.Условия эффективности посредничества…………………………………38
§2.Моменты,благоприятныедляпосредничества……………………………42
Заключение……………………………………………………………………47
Список литературы…………………………………………………………49
Посреднику необходимо быть влиятельным, обладать престижем и авторитетом. Дж. Рубин называет такие источники его влияния, как наличие экспертных знаний; право быть посредником (согласие обеих сторон на посредничество); возможность получения информации от обеих сторон, в то время как каждый посредник владеет только собственной информацией; хорошие отношения с участниками конфликта; возможность «поощрять» и «наказывать» участников.
Требование к посреднику
обладать влиянием, престижем и авторитетом
и определяет то, насколько он в
состоянии воздействовать на конфликтующие
стороны. Экспертные знания позволяют
посреднику быть компетентным, а, следовательно,
побуждают стороны
Влияние посредника может быть симметричным, т.е. примерно равным по отношению к конфликтующим сторонам. В других случаях влияние посредника оказывается асимметричным, т.е. более сильным в отношении одной стороны и менее — в отношении другой.
Во второй половине XX столетия
асимметричное влияние при
Говоря о влиянии, следует иметь в виду, что не только посредник влияет на участников конфликта, но и они в свою очередь могут оказать влияние на него. Здесь очень важно, чтобы посредник не оказался бы под влиянием одного из участников конфликта и тем самым не потерял бы доверие другого.
К названным требованиям, предъявляемым к посреднику, следует еще добавить такие характеристики, как его терпение, настойчивость в поиске решений, высокий интеллектуальный уровень. Очень важны здесь и прежние отношения посредника с конфликтующими сторонами: чем они были лучше ранее, тем более влиятельным будет посредник.
ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ.
§1. Условия эффективности посредничества.
Снижение уровня противостояния сторон, а также их переход от попыток разрешить противоречия в одностороннем порядке к поиску совместного пути могут служить объективными показателями успешности посреднической деятельности. Однако здесь есть два момента.
Во-первых, большинство исследователей и практиков исходят из того, что результат посредничества определяется не только, и даже не столько тем, удалось снизить напряженность и подписать, например, соглашение между конфликтующими сторонами или нет. Его итог значительно шире и включает в себя, прежде всего изменение отношений между конфликтующими сторонами.
Для того чтобы посреднические усилия были успешными, посредник должен воздействовать на всю систему конфликта: на отношения между лидерами, политическими элитами, массами. Более того, посредничество, особенно в международных конфликтах, нередко оказывает влияние на комплекс отношений в регионе и в мире в целом. Это означает, что успешно осуществленное посредничество не только способствует разрешению конкретного конфликта, но и улучшает общую атмосферу. При таком понимании соглашение — лишь возможное внешнее проявление изменения этих отношений. Вынужденное соглашение, которое не затронуло отношений сторон, оказывается временным и потому малоэффективным.
Во-вторых, если ограничиться только объективными показателями эффективности деятельности посредника (снижение напряженности, подписание соглашений и даже изменение отношений), то остается неясной роль самого посредника в урегулировании конфликта. Не исключено, что участники самостоятельно нашли решение, а действия посредника в лучшем случае оказались бесполезными. Поэтому важно учитывать не только то, как изменились конфликтные отношения, но и то, что конкретно и как сделал посредник. Иными словами, кроме объективных критериев следует ориентироваться еще и на субъективные показатели. Последние отражают степень удовлетворенности сторон посредничеством. Дж. Рубин конкретизировал субъективные показатели, определив их как-то, в какой мере участники считают посредничество справедливым, необходимым и результативным. Справедливое (честное) посредничество означает, что при осуществлении своих функций посредник одинаково относился к обеим сторонам и не пытался «подыгрывать» ни одной из них. О необходимом посредничестве можно говорить тогда, когда ясно, что без усилий посредника было сложно или даже невозможной обойтись. Оно действительно было нужным участникам. Результативность посредничества подразумевает, что достигнутые договоренности имеют реалистичный и стабильный характер. Ни одним из участников конфликта они не рассматриваются как временный маневр перед следующим витком развития конфликта.
Проблема с субъективными
показателями заключается в том,
что участники конфликта не всегда
могут давать адекватную оценку посреднической
деятельности. Причины здесь различны.
Одна из возможных — обращение
к посреднику не было продиктовано
действительно желанием найти мирный
выход конфликтной ситуации, а
лишь явилось предлогом для
Посредник призван решать множество задач. Значит, успех, эффективность его деятельности определяются еще и тем, насколько были реализованы поставленные задачи. Иногда функции посредника ограничиваются только формированием основ для возможного поиска совместного решения или, например, предоставлением своей территории для встречи сторон. Но даже в этих случаях, если посредник справился с поставленным кругом задач, можно говорить об успехе его деятельности, несмотря на то, что конфликтующие стороны (или одна из них) могут считать ее недостаточной.
Следовательно, в целом
же использование не только объективных,
но и субъективных критериев, в том
числе внешних по отношению к
конфликту сторон, несомненно, дает
возможность лучше оценивать
деятельность посредника, но все равно
не решает проблемы полностью. Дело в
том, что бывают конфликты, которые
сами по себе легче поддаются
Сложности при оценке эффективности посреднических усилий по объективным и субъективным показателям возникают обычно в конфликтных ситуациях, которые либо трудно поддаются урегулированию, либо являются достаточно неопределенными с точки зрения возможности нахождения в них мирного решения. В таких ситуациях посредник часто бессилен или значительно ограничен в своих действиях.
При каких условиях все же легче осуществлять посредническую деятельность?
Прежде всего следует выяснить, между какими сторонами произошел конфликт. Если мы имеем дело с конфликтом, в котором стороны разделяют одни и те же политические и культурные ценности и участники определены достаточно однозначно, то такой конфликт легче поддается урегулированию с помощью посредничества. Если же возникает конфликт, в котором одна из сторон одновременно сталкивается с серьезными внутренними проблемами, то его крайне трудно урегулировать с помощью посредничества. Примерами таких трудноурегулируемых конфликтов могут служить конфликты на Кипре, в бывшей Югославии и бывшем СССР.
Важным моментом, по мнению ряда исследователей, является соотношение сил сторон. Легче осуществляется посредничество в том случае, если силы сторон примерно равны. Здесь больше вероятности» что стороны действительно будут стремиться к миру и ни одна из них не попытается навязать его на своих условиях. Некоторые специалисты по посредничеству вообще предлагают отложить вмешательство в урегулирование, если силы сторон неравны, исходя из того, что в этом случае достичь взаимоприемлемого решения трудно. Более сильный участник будет стремиться закрепить свои позиции и вряд ли пойдет на уступки, а более слабый — едва ли согласится с асимметричным решением. Он может рассматривать его лишь как временное, на период прекращения огня (соглашение о перемирии).
Успех посредничества зависит и от того, какие интересы сторон затрагивает конфликт, — являются ли эти интересы главными, жизненно важными или нет. Крайне трудно поддаются посредничеству конфликты, которые близки к ситуации с нулевой суммой. Таковы конфликты, связанные с проблемами безопасности и территориальными претензиями, идеологические (ценностные) конфликты, к числу которых можно отнести, например, конфликт на Корейском полуострове, конфликты по проблемам национального самоопределения, многие конфликты на территории бывшего СССР и т.д.
Посредничество более эффективно, если оно проходит на нейтральной территории, а не на территории конфликтующих сторон. В этом случае важную роль играет чисто психологический фактор.
Наконец, в различных конфликтных
ситуациях предпочтительны
В целом же необходимо иметь
в виду, что перечисленные условия
эффективности посреднической деятельности
следует рассматривать как
§2. Моменты, благоприятные для посредничества.
Один из наиболее широко обсуждаемых вопросов касается времени, когда третья сторона должна вмешиваться в конфликт, чтобы ее деятельность была успешной: только ли после обращения к ней конфликтующих сторон или ей следует предлагать посреднические услуги самостоятельно, не дожидаясь просьбы? Иными словами, какое — испрашиваемое или предлагаемое — посредничество обычно более эффективно?
Вообще, как показал американский исследователь Р. Баттеруорс, проанализировавший международные конфликты с 1945 по 1974 гг., на практике вмешательство третьей стороны обычно происходит тогда, когда конфликт уже разгорелся, особенно когда он достиг вооруженной стадии развития (см. табл. 1)[17] и становится очевидной опасность расширения конфликта.
Таблица 1.
Частота вмешательства третьей стороны на различных фазах развития конфликта (по Р. Баттеруорсу)
Фаза развития конфликта |
Частота вмешательства |
До проявления враждебности |
64 |
Проявление враждебности, но без вооружённых столкновений |
38 |
Вооружённые столкновения |
117 |
После прекращения вооружённых столкновений |
26 |
После окончания конфликта |
10 |
Среди исследователей нет
единого мнения по вопросу о том,
в какой момент развития конфликта
все же лучше вступить третьей
стороне. Одни авторы полагают, что
не следует торопиться с вмешательством,
поскольку считают
Проблема же состоит в том, что участники конфликта ищут помощи третьей стороны, как правило, лишь в случае сложного и длительного конфликта. Часто к ней обращаются только после того, как в силу вступят факторы, связанные с проявлением насилия. В результате позднего вмешательства в конфликт многие возможности его урегулирования оказываются упущенными. Поэтому другие авторы полагают, что чем раньше третья сторона подключится к урегулированию, тем быстрее и легче можно будет найти взаимоприемлемое решение. Именно посредничество на ранних стадиях позволяет участникам конфликта избежать тупиковых ситуаций, а также проявления насильственных действий.
Обе точки зрения имеют
под собой определенные основания.
В зависимости от характера конфликта
в одних случаях целесообразно
раннее, самостоятельное вмешательство
третьей стороны, в других — подключение
к конфликту на более поздних
стадиях его развития. Конкретные
рекомендации здесь дать сложно, но
все-таки чаще официальное посредничество
оказывается более эффективным
в тех случаях, когда оно чуть
запаздывает и стороны имеют
возможность прийти к выводу, что
самим им с конфликтом не справиться.
Этот вывод следует из результатов,
полученных швейцарским исследователем
Д. Фрайем, рассмотревшим 64 международных
конфликта в период с 1964 по 1974 гг.,
которые урегулировались с
Информация о работе Организация бытовой деятельности предприятия