Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа
Защитить так, чтобы ею пользоваться, чтобы извлекать все ту же выгоду. Еще труднее нам бывает понять, что и зачем нужно защищать, не видя перед собой реальных противников, конкурентов. Кому нужна эта информация, задаемся мы вопросом, забывая, что речь идет о нашей собственности. Нашим традициям не свойственно употребление понятия права собственности на информацию. Украденную информацию, как и любую частную собственность можно попытаться вернуть, но в отличие от всего другого, пользоваться ей повторно уже, видимо, не имеет смысла.
Введение 2
1. Понятие и сущность коммерческой тайны на предприятии 3
2. Информация, относящаяся и не относящаяся к коммерческой тайне 8
2.1 Информация, составляющая коммерческую тайну 8
2.2 Информация, не являющаяся коммерческой тайной 10
3. Обладатели и правопреемники коммерческой тайны 12
4. Хищение коммерческой тайны фирмы 14
5. Организация защиты коммерческой тайны на предприятии 16
Заключение 24
Содержание
Введение 2
1. Понятие и сущность коммерческой тайны на предприятии 3
2. Информация, относящаяся
и не относящаяся к
2.1 Информация, составляющая коммерческую тайну 8
2.2 Информация, не являющаяся коммерческой тайной 10
3. Обладатели и правопреемники коммерческой тайны 12
4. Хищение коммерческой тайны фирмы 14
5. Организация защиты
коммерческой тайны на
Заключение 24
Приложение А 25
Приложение Б 27
Введение
Кто владеет информацией,
тот владеет миром.
У. Черчилль
Что понимать под конфиденциальной информацией?
По всей вероятности, это тайна, которую надо хранить и защищать. Информация, рынок, конкуренция - вот те слова, которые сейчас все чаще ставятся в один ряд. Что информация хорошо продается, сегодня знают не только коммерсанты. Знают все: информация - первый шаг к выгоде. Но если деньги можно положить в банк, то информацию в мире свободного бизнеса защитить значительно сложнее.
Защитить так, чтобы ею пользоваться, чтобы извлекать все ту же выгоду. Еще труднее нам бывает понять, что и зачем нужно защищать, не видя перед собой реальных противников, конкурентов. Кому нужна эта информация, задаемся мы вопросом, забывая, что речь идет о нашей собственности. Нашим традициям не свойственно употребление понятия права собственности на информацию. Украденную информацию, как и любую частную собственность можно попытаться вернуть, но в отличие от всего другого, пользоваться ей повторно уже, видимо, не имеет смысла.
В повседневной жизни коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Поэтому всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна. Исходя из этого, попробуем в данной работе дать определение коммерческой тайны и коммерческого секрета, а также осветить правовые основы защиты конфиденциальной информации.
1. Понятие и сущность коммерческой тайны на предприятии
Коммерческая тайна предприятия – это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и др., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.
В рыночной экономике информация становится товаром и должна подчиняться законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право охранять своп интересы, согласованные с интересами других собственников и общества. Коммерческая тайна – это право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну – это ограничение государственных возможностей командовать в экономике.
Всю коммерческую информацию
можно сгруппировать в два
основных блока. К категории научно-
К категории деловой информации относятся:
- финансы предприятия (финансовая отчетность, состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты, платежеспособность, прибыль, себестоимость продукции и др.);
- стратегические и тактические планы развития производства, в том числе с использованием новых технологий, изобретений, ноу-хау;
- планы и объемы реализации продукции (планы маркетинга, характер и объем торговых операций, уровень цен, складские запасы);
- анализ конкурентоспособности своей продукции, эффективность экспорта и импорта, предполагаемое время выхода на рынок;
- планы рекламной деятельности;
- списки торговых к других клиентов, конкурентов, сведения о взаимоотношениях с ними, их финансовом положении, условиях контрактов и др.;
- методы и организация управления;
- собственная оценка характера и репутации персонала предприятия;
- система организации труда.
В соответствии с ГК РФ (ч. I ст. 139 п. I) информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям оценки:
1). Их открытое использование связано с ущербом для предприятия;
2). Они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях;
3). Предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды;
4). Эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом;
5). Сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.
Коммерческую тайну не могут составлять сведения, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:
А). О нерациональном природопользовании;
Б). О сверхнормативном загрязнении окружающей среды;
В). О несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей;
Г). О нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (закон о качестве продукции и защите прав потребителя);
Д). О занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны;
Е). О злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы;
Ж). О фактах проявления недобросовестной конкуренции;
З). О возможностях и реальных случаях уклонения от правильной уплаты налогов;
И). О причинах и фактах невыполнения договоров и др.
Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну определен в Постановлении Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
Защита коммерческой тайны требует значительных затрат. Поэтому затраты на защиту информации должны быть экономически оправданы и ограничены суммой возможных потерь.
При излишнем засекречивании информации рост затрат на эти цели неадекватен снижению вероятности утечки наиболее ценных сведений.
С другой стороны, потери предприятия
от несоблюдения условий конфиденциальности
сводятся к тому, что снижаются
возможности продажи лицензий на
собственные научные
Стоимостная величина потерь от несоблюдения конфиденциальности чаще всего определяется на основе экспертной оценки потерь предприятия.
Компенсация потерь предприятия
требует значительных дополнительных
затрат, что снижает эффективность
производства в целом и возможность
успеха в конкурентной борьбе. Именно
поэтому вопросам защиты коммерческой
тайны уделяется большое
Отнесение информации к категории
коммерческой тайны осуществляется
специальной комиссией из числа
наиболее квалифицированных
Для всей документации, содержащей тайну, вырабатывается система обозначений, ранжирующая информацию по степени секретности, организуется четкий порядок допуска работников к этой документации.
Для снижения вероятности несанкционированного доступа к компьютерам практикуется система личного кодирования работников предприятия. При создании системы защиты информации необходимо правильно организовать:
- учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий;
- порядок делопроизводства с документами, содержащими
- предпринимательскую тайну (правила циркуляции, учета, хранения, уничтожения и др.);
- контроль за средствами копирования и размножения документов;
- защиту коммерческой информации в средствах связи и вычислительной технике;
- контроль за посещениями предприятия посторонними лицами.
Исключительное право
определения состава сведений, подлежащих
защите, а также порядка их защиты
предоставлено отечественным
В договорах, заключаемых
предпринимателями при
Лица, незаконными методами
получившие информацию, которая составляет
служебную или коммерческую тайну,
обязаны возместить причиненные
убытки. Такая же обязанность возлагается
на работников, разгласивших служебную
или коммерческую тайну вопреки
трудовому договору, в том числе
контракту, и на контрагентов, сделавших
это вопреки гражданско-
2. Информация, относящаяся
и не относящаяся к
2.1 Информация, составляющая коммерческую тайну
Под коммерческой тайной фирмы
следует понимать сведения, не являющиеся
государственными секретами, но связанные
с производством, технологией, управлением,
финансами и другой деятельностью
предприятия, разглашение которых
может нанести ущерб его
В соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. Для того чтобы перевести информацию в разряд охраняемой, необходимо издать приказ руководителем фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне.
При составлении перечня сведений, которые могут составлять коммерческую тайну, может возникнуть сложность, т.к. методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в РФ ещё не разработана. На каждом предприятии в качестве коммерческой тайны засекречивается различная информация.
Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну:
1. Стратегия развития компании, производство, управление:
- секреты производственных процессов компании (ноу-хау);
- бизнес-планы, программы развития и иные сведения, связанные с планированием деятельности компании;
- инвестиционные программы;
- правила и технологии ведения бизнес-процессов;
- решения управленческого аппарата компании;
- сведения об организации охраны компании.
2. Финансово-хозяйственная деятельность компании:
- содержание договоров и контрактов компании;
- себестоимость товаров и услуг, структура цены;
- бюджет компании;
- сведения о доходах, объемах продаж и рентабельности;
- сведения о спросе и предложении на товары и услуги;
- информация о составе и размерах имущества компании, денежных средствах, объемов запасов на складе;
- данные о товарно-денежных оборотах;
- сведения о банковских и кассовых операциях, остатки на счетах и в кассе, кредитах, долговых обязательствах, инвестициях;
- сведения о уровне заработной платы сотрудников компании (как в целом, так и персонально в отношении отдельных лиц), включая данные о всех видах доплат, компенсаций, вознаграждений, натуральных выплат и т.п.;
- результаты маркетинговых исследований.
3. Персональные данные
и сведения о структуре
- сведения о заключенных
компанией договорах со своими
сотрудниками по вопросам
- сведения о домашних
адресах, номерах домашних
- сведения о планируемых
изменениях в списочном
4. Сведения об отношениях
компании с клиентами и
Информация о работе Организация защиты коммерческой тайны на предприятии