Организация защиты коммерческой тайны на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Защитить так, чтобы ею пользоваться, чтобы извлекать все ту же выгоду. Еще труднее нам бывает понять, что и зачем нужно защищать, не видя перед собой реальных противников, конкурентов. Кому нужна эта информация, задаемся мы вопросом, забывая, что речь идет о нашей собственности. Нашим традициям не свойственно употребление понятия права собственности на информацию. Украденную информацию, как и любую частную собственность можно попытаться вернуть, но в отличие от всего другого, пользоваться ей повторно уже, видимо, не имеет смысла.

Содержание

Введение 2
1. Понятие и сущность коммерческой тайны на предприятии 3
2. Информация, относящаяся и не относящаяся к коммерческой тайне 8
2.1 Информация, составляющая коммерческую тайну 8
2.2 Информация, не являющаяся коммерческой тайной 10
3. Обладатели и правопреемники коммерческой тайны 12
4. Хищение коммерческой тайны фирмы 14
5. Организация защиты коммерческой тайны на предприятии 16
Заключение 24

Вложенные файлы: 1 файл

Komm_tayna.docx

— 58.16 Кб (Скачать файл)

- состав поставщиков,  партнеров, заказчиков;

- данные о получаемых  и прорабатываемых заказах и предложениях;

- сведения о подготовке и ведении переговоров.

Примечание: Коммерческую тайну  составляют и косвенные данные, анализ которых может способствовать получению  информации, указанной в приведенном  выше перечне. 

 

2.2 Информация, не являющаяся коммерческой тайной

Коммерческая тайна не требует для признания ее таковой  какой-либо государственной регистрации  или выполнения каких-либо иных формальностей. В то же время следует отметить, что не любая информация, соответствующая  всем перечисленным выше критериям, может быть отнесена к коммерческой тайне. Государство вправе осуществлять контроль над деятельностью предприятий. Для этих целей законодательство определяет круг сведений, которые  не могут составлять коммерческую тайну.

К сведениям, которые не могут  составлять коммерческую тайну, относятся:

- учредительные документы  (решение о создании предприятия  или договор учредителей) и  Устав;

- документы о платёжеспособности;

- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

- сведения о численности,  составе работающих, их заработной  плате и условиях труда, а  также о наличии свободных  рабочих мест;

- документы об уплате  налогов и обязательных платежах;

- сведения о загрязнении  окружающей среды, нарушении антимонопольного  законодательства, несоблюдении безопасных  условий труда, реализации продукции,  причиняющей вред здоровью населения,  а также других нарушениях  законодательства России и размерах  причинённого при этом ущерба;

- сведения об участии  должностных лиц предприятия  в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах,  объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской  деятельностью.

Эту информацию фирма должна предъявить по первому требованию должностных  и юридических лиц, нуждающихся  в этой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Обладатели и правопреемники  коммерческой тайны

Основными субъектами права  на коммерческую тайну являются обладатели коммерческой тайны и их правопреемники.

Правопреемники - это физические и юридические лица, которым в силу служебного положения, по договору или на ином законном основании (в том числе по наследству) известна информация, составляющая коммерческую тайну другого лица.

Обладатель тайны – это лицо, обладающее на законном основании  информацией, составляющей тайну, и соответствующими правами в полном объёме.

Обладатели коммерческой тайны - это физические (независимо от гражданства) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), занимающиеся предпринимательской  деятельностью и имеющие монопольное  право на информацию, представляющую собой, с их точки зрения, коммерческую тайну.

Обладатель коммерческой тайны имеет право:

1). Самостоятельно определять критерии отнесения вновь получаемых сведений (информации) к коммерческой тайне, срок действия и совокупность мер, необходимых для обеспечения режима коммерческой тайны, порядок доступа к коммерческой тайне, выбор и использование средств и методов защиты, хранения и передачи информации, составляющей коммерческую тайну (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором);

2). Устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны (если это не нарушает обязательств, принятых им на себя по договору);

3). Требовать обеспечения режима коммерческой тайны от лиц, получивших доступ к коммерческой тайне на законных основаниях в целях обеспечения своей фактической монополии на эту коммерческую тайну (в том числе закрепление этих обязательств в лицензионных и иных договорах, специальных соглашениях о конфиденциальности);

4). Допускать (прекращать допуск) лицо, состоящее в трудовых отношениях (работник), с его согласия к коммерческой тайне на договорной основе, что может включать:

- ознакомление работника с нормами законодательства РФ о коммерческой тайне, предусматривающими ответственность за нарушение режима коммерческой тайны;

- принятие работником обязательств перед работодателем по соблюдению установленного режима коммерческой тайны, в том числе о неразглашении коммерческой тайны после увольнения в течение срока, установленного в законе или договоре;

- установление размера заработной платы работника с учетом компенсации за взятую им на себя обязанность по соблюдению режима коммерческой тайны.

Также существуют понятия  «носитель коммерческой тайны» –  лицо, осведомлённое  о коммерческих секретах фирмы (руководители и допущенные к коммерческим секретам исполнители), документы, изделия, материалы, предметы, вещества и «конфидент коммерческой тайны». Им является лицо, которому в силу служебного положения, договора или на законном основании известна тайна другого лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Хищение коммерческой  тайны фирмы

Похищая информацию, составляющую коммерческую тайну,  злоумышленник может преследовать три цели:

    1. нанести ущерб конкуренту путём уничтожения коммерчески ценной информации;
    2. получить необходимую информацию в объёме, достаточном для  конкурентной борьбы;
    3. внести изменения в информационные потоки конкурента в соответствии со своими интересами.

Можно выделить несколько  причин утечки информации.

Одна из них – несовершенство организации управления на предприятии, недостатки в подборе, обучении и  оснащении кадров в службе  безопасности предприятия.

Другая – плохая организация  обеспечения режима секретности; неудовлетворительная постановка учёта и отчётности, отсутствие регулярных проверок и инвентаризации; слабый контроль со стороны администрации  и службы безопасности за выполнением  правил и инструкций, регламентирующих порядок обеспечения режима секретности; недостаточное финансирование работ, касающихся режима секретности.

Зарубежные специалисты  к числу наиболее вероятных каналов  утечки коммерческой тайны относят  следующие:

А). Каналы связи (телефон, телеграф, радиосвязь, переписка, Интернет);

Б). Материальные потоки объекта (транспортировка секретных документов, изделий, доставка специальной почты);

В). Человеческий фактор (людские потоки – приём и увольнение работников фирмы);

Г). Совместная деятельность с другими фирмами;

Д). Реклама, публикации в печати, интервью для прессы;

Е). Переманивание ценных специалистов фирмы, конкурирующими фирмами к себе, ради последующего владения их знаниями;

Ж) Внедрение своих людей в состав персонала конкурирующей фирмы;

З). Съём информации с ПК: копирование программной информации с носителей, хищение носителей информации, чтение оставленных без присмотра распечаток программ, несанкционированный доступ к информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Организация защиты  коммерческой тайны на предприятии

Для обеспечения защиты интеллектуальной собственности на предприятиях вводится определенный порядок работы с информацией  и доступа к ней, включающий в  себя комплекс административных, правовых, организационных, инженерно-технических, финансовых, социально-психологических  и иных мер, основывающихся на правовых нормах республики или на организационно-распорядительных положениях руководителя предприятия (фирмы).

Эффективная защита коммерческой тайны возможна при обязательном выполнении ряда условий:

  • единство в решении производственных, коммерческих, финансовых и режимных вопросов;
  • координация мер безопасности между всеми заинтересованными подразделениями предприятия;
  • научная оценка информации и объектов, подлежащих классификации (защите). Разработка режимных мер до начала проведения режимных работ;
  • персональная ответственность (в том числе и материальная) руководителей всех уровней, исполнителей, участвующих в закрытых работах, за обеспечение сохранности тайны и поддержание на должном уровне режима охраны проводимых работ.

Включение основных обязанностей рабочих, специалистов и администрации  по соблюдению конкретных требований режима в коллективный договор, контракт, трудовое соглашение, правила трудового  распорядка.

  • Организация специального делопроизводства, порядка хранения, перевозки носителей коммерческой тайны. Введение соответствующей маркировки документов и других носителей закрытых сведений;
  • Формирование списка лиц, уполномоченных руководителем предприятия (фирмы) классифицировать информацию и объекты, содержащие сведения, составляющие КТ;
  • Оптимальное ограничение числа лиц, допускаемых к КТ;
  • Наличие единого порядка доступа и оформления пропусков;
  • Выполнение требований по обеспечению сохранения КТ при проектировании и размещении специальных помещений; в процессе НИОКР, испытаний и производства изделий, сбыта, рекламы, подписания контрактов, при проведении особо важных совещаний, в ходе использования технических средств обработки, хранения и передачи информации и т.п.;
  • Организация взаимодействия с государственными органами власти, имеющими полномочия по контролю определенных видов деятельности предприятий и фирм;
  • Наличие охраны, пропускного и внутри объектового режимов;
  • Плановость разработки и осуществления мер по защите КТ, систематический контроль за эффективностью принимаемых мер;
  • Создание системы обучения исполнителей правилам обеспечения сохранности КТ.

При организации защиты коммерческой тайны, имущественных и финансовых ценностей директор (президент) предприятия (фирмы) руководствуется, прежде всего, экономической целесообразностью. Здесь обязательно надо учитывать два момента:

1) затраты на обеспечение  экономической безопасности должны  быть, как правило, меньшими в  сравнении с возможным экономическим ущербом ;

2) планируемые меры безопасности  содействуют, как правило, повышению  экономической эффективности предпринимательства.

Центральное место в организации  обеспечения экономической безопасности предприятия (фирмы) занимает выбор  структуры службы, позволяющей эффективно решать эти вопросы.

На предприятиях с незначительным объемом сведений, составляющих КТ, а также товарных и денежных средств, управление обеспечением режима безопасности может осуществить сам руководитель предприятия (фирмы) или по совместительству назначенный его приказом сотрудник, имеющий соответствующий опыт работы.

Служба безопасности (СБ) предприятия (фирмы), как правило, подчиняется непосредственно руководителю предприятия и создается его приказом. Она является структурной единицей предприятия, непосредственно участвующей в производственно-коммерческой деятельности. Деятельность СБ осуществляется во взаимодействии со структурными подразделениями предприятия.

Структура и штаты СБ в зависимости от объема работ и особенностей производственно-коммерческой деятельности определяются руководителем предприятия и, по мнению авторов, должны комплектоваться инженерно-техническими работниками специалистами основного профиля работы данного предприятия (фирмы), а также специалистами, имеющими практический опыт защиты информации или работы с различными группами людей. Назначение на должность начальника СБ предприятия (фирмы), а также его освобождение производится только руководителем предприятия.

Вышеназванные и другие требования вносят в Положение о службе безопасности, которое разрабатывается по указанию директора. 
Наиболее оптимальная структура СБ может быть определенная при анализе всех функций обеспечения экономической безопасности и выделении из всего комплекса тех, которые наиболее адекватно соответствуют производственно-коммерческой деятельности предприятия (фирмы). 
Для выполнения этого этапа работ приведем наиболее полный комплект функций, выполняемых с привлечением специалистов предприятия службами экономической безопасности.

 

 

Таблица 1 – Обеспечение  защиты коммерческой тайны на предприятии

Информация о работе Организация защиты коммерческой тайны на предприятии