Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 08:55, курсовая работа
Целью данной работы является попытка проанализировать основные вопросы свободы экономической деятельности и предпринимательства в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- провести краткий историко-правовой анализ развития предпринимательской деятельности в нашей стране;
- выявить преимущества и недостатки осуществления предпринимательской деятельности.
Объектом исследования является предпринимательство и экономическая деятельность.
Глава 1 Теоретические основы предпринимательства и
экономической деятельности 3
1.1. Конституционные основы предпринимательства 3
1.2. Право на экономическую деятельность 11
Глава 2 Практический анализ свободы экономической
деятельности и предпринимательства 16
2.1. Анализ судебного решения от 10 октября 2012 г.
N АКПИ12-1203 16
2.2. Анализ статьи, представленной в задании 22
2.3. Свобода предпринимательства — рыночная или
конституционная свобода? 23
Заключение 25
Список литературы 26
Следует отметить, чiто в настоящее время оказались востребованными те принципы и нормы Конституции РФ, которые имеiют непосредственную связь с развитием экономических отношений. Такие конституiционные пiринципы и нормы, как принцип правового государства (ст. 1), свободы экономической деятельности (ст. 8), неприкосiновенности права частной собственности (ст. 35), стабильности гражданского оборота и свободiы договора (ст. 8), недопустимости несоразмерного огранiичения экономiических прав и произвольного вмешатiельства в частную сферу (ст. ст. 55, 23), составляют своего рода конституционiно-правiовую систему кiоординат, в которой и должны находиться все нормативно-правовые акты, регулирующие экономические отiношения. Во многом это связано с тем, что государство перешло от политики «экономического романiтизма», всеобщей свободы, граничащей с безнаказанностью, к фискальному курсу, имеющему своей целью установление жесiткого контролiя за участниiками эконiомической деятельности. В ответ на ужесточение фискальной политики государства субъекты предпринимательской деятеiльности осуществляют поиск новых способов защиты своих прав, в том числе все чаще апеллируют к положениям Конституции РФ
Свобода предприниматiельской деятелiьности — основiополагающий принцип предпринимательiского права. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности. Более конкретно данный принцип раскрывается в ст. 34 Основнiого закона: «Каждый имеет право на свободное использование своих спосоiбностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
Вместе с тем свiобода предпринимiательства не абсолютна; она может быть ограничена в общественных интересiах. Одна из форм такого оiграничения — лицензирование отдельных видов преiдпринимательской деятельности. В то же время без лицензии запрещается осуществлять определенные вида деятельности.
Свобода предприниматiельской деятельности — это униiверсальный (интегрированный) принцип предпiинимательского права. Он объiединяет несколько самостоятельных принцiипов правового регулирования отношений в сфере предприниматеiльства (например, принцип свободы договора, дозволительный принцип, принцип свободы конкуренции).
Свобода предпринiимательской деяiтельности включает в себя в соответствии с Конституцией РФ в качестве составных элементов свободу:
- выбирать род деятелiьности или занятий, свободу быть либо наймодателем-предпринимателем, либо нанимателем (ст. 37);
- передвигаться, выбирать место пребывiания и жительства — свободу рынка труда (ст. 27);
- объединения для совместной эконоiмической деятельности- выбора организационно-правовой iформы предприниiмательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпiринимательских структур;
- иметь имущество в собственносiти, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с дрiугими лицами, свободу владеть, польiзоваться и распоряжаться земiлей и другими природными ресурсами;
- договора — заключать гражданско-правовые и иные сделки;
- от незаконной конкуренции;
- заниматься любой предприiнимательской и иной не заiпрещенной законом экономической деятельноiстью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом».
Госудiарство
является основнымi субъектом обеспечения
безопасности предпринимательства. Исiходя
из этого, беiопасность предпринимательст
Государственное
регулиiрование
Согласно Федiеральному закону РФ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ основными прiинципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осiуществлении госудаiрственного коiнтроля (надзора), муниципального контрiоля являются:
1) преимущiественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
2) презумпция
добросовестности юридических
3) открытость и доступностiь для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Роiссийской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроляi (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственногоi контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального кiонтроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) проведение проверок в соответствии с iолномочиями органа государственного контроля (надзора), оргаiна муниiципального контроля, их должностных лиц;
5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуiального прiедприниматеiля несколькими органами государственного контроля (надзора), органаiми муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установлiенных муниципальными прiавовыми актами;
6) недопустимость требiования о получении юрiидическими лицами, индивидуальными предпрiинимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государiственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществлiения установленных настоящим Федеральным закiоном отдельных видоiв работ, услуг в случае представления указанными лицами увiедомлений о начале осуiществiления предпринiимательской деiятельности;
7) ответственность
органов государственного
8) недопустимость
взимания органами гоiударствен
9) финансирование за iсчет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проiверок, в том числе мероприятий по контролю;
10) разграничение полнiомочий федеральных органов исполнительной власти в соответсiтвующих сферах деятельностиi, уполнiомоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполiномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Предложiения Федеральной налоговой службы о внесении изменений в ГК РФ считаю вполне уместными в данном примиiнении. Благодаiря усилиям ФНС России в Федеральном законе № 129-ФЗ посiтепенно закрепляются дополнительные обоснованные практикой основания для отказа. Действующее законодательство позволяет недобросовестным субъектам предпринимательства уклоняться от уiплаты обязательных платежей в бюджет путем создания фирм-однодневок iи осуществлять рейдерство.
Считаю, что данные предлоiжения вполне соответствуют Конституции, т.к. Не нарушаiются никакие права и свободы предпринимателей. Предполагаемые изменения пойдут на пользу, конечно только добросовестным предпринимателям. С однiой стороны, создание комфортных совремеiнных условий для оказiания государственной услуги по регистрации юридических лиц, а с другой — препятствующие использованию недобросовестнымiи представителями предпринимательского сообщества процiедуры регистрации юридических лиц в противоправных целях. Данныеi предложения по оптимизации процедур региiстрации предприятий немного все же сузят гарантииi реализации данной свободы, т.к. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государсiтвенной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ст. 23 где говорится о причинах отказа в государственноiй регистрации ( пункты к-р), это как раз те изменения и дополнения, которые вмесены в этот закон.
2.3. Свобода предпiринимательства — рыночная или конституционная свобода?
Содержание права на предпiринимательскую деятельность может быть выявлено только при системнiом анализе всех конституционных положений.
Конституция как свод важнейших юiридических норм, регулирующих отношения между государством и личностью, не может не регламентировать отношения в сфiере экономики. Коiнституционные гарантии предприниiмательства настолько многочисленны, что в научном обиходе появилось условное понятие "экономическая конституция", обозначающее проникнутую внутренним единством совокупность конституциiонных норм, устанавливiающих основiные гарантии предпринимательства.
Содержащиеся в ст. 8 Консiтитуции РФ положения о iединстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средiств, о поддержке конкiуренции, свободе экономической деятельности, о равенстве разных форм собiственности позволяют уяснить сущностiь конституционного права на предпринимательскую деятельность.
Конституционiные гарантии предпринимаiтельства содержатся во всех главах Конституции, хотя нередко они формуiлируются в нормах, определяющих полномочия органов власти.
Так, в ст.
75 Конститiуции основная фуiнкция Центрального
банка РФ определена как необходимость
обеспечения устойчивости рубля. Из
принципа устойчивости рубля может
быть выведен такой элемент
В статье 74 Конституции РФ содержатся положения о недопустимости установления наi территории РФ таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Эти положения
также предназначены для
В статье 57 Конституции указано, что пiредприниматели оiбязаны платить только законно установлеiнные налоги и сборы. Заiконы, устiанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратнiой силы не имеют.
Важной
составной частью права на предприiнимательство
яiвляется право предпринимател
Изъятие имiущества
предпринимателей только по решению
суда - важнейшая констиiтуционная гаi
Содержащееся в п. 3 ст. 35 Констиiтуции положенiие о том, что принудительiное отчуждение имущества для государстiвенных нужд может быть произведено только при условии предварительнiого и равноценного возмещения, исчерпывающе определяiет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей.
Если российские суды сiанут придерживаться пракiтики шиiрокого подхода к интерпретации поiнятия незаконной экспроприации, будет складываться благоприятный "климат" для развития предпринимательства, в томi числе с учасiтием иностранного iкапитала.
Заключение
Подводя итог, обобщая
все вышiесказанное, можно сказать,
что предпринимательская
Положиiтельной чертой
предусiмотренной
Информация о работе Основы предпринимательства и экономической деятельности