Особенности предпринимательства в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Основные условия развития и современные проблемы предпринимательства в Республике Беларусь. Анализ зарубежного опыта предпринимательства, возможность его применения в РБ. Направления развития малого бизнеса в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ЕГО ЧЕРТЫ И РОЛЬ В
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
БИЗНЕСА (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) 17
2.1. Политика стимулирования малого бизнеса Японии
2.2.Основные формы государственной поддержки малого бизнеса в Японии
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство Оле.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

     • вовлечение наемного работника в коммерческий интерес фирмы.

     Первая  форма свойственна европейской  системе организации труда, когда каждый наемный работник точно знает свои производственные функции и выполняет их с присущей ему умелостью.

     Вторая  форма характерна для японо-американской системы организации труда, когда каждый наемный работник заинтересован не только в должном исполнении своих производственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма вовлечения работника является, конечно, более эффективной по сравнению с первой и наиболее привлекательной как с точки зрения предпринимателя, так и с точки зрения общества. [3. с 38-41.]

     Форма вовлечения наемного работника в  интерес предпринимательской структуры зависит от используемой предпринимателем системы оплаты труда. На сегодняшний различают следующие:

  • Твердая гарантированная заработная плата.
  • Твердая гарантированная заработная плата с ежемесячной (ежеквартальной или ежегодной) премией,
  • Сдельная заработная плата.
  • С использованием коэффициента эффективности.
  • Сдельно-премиальная заработная плата.
  • Тарифная заработная плата.
  • Почасовая заработная плата.

     Правда, все эти формы оплаты труда способствуют вовлечению работника лишь в производственный (но не в коммерческий) интерес фирмы. Для работника в такой ситуации главное — выполнить надлежащим образом свои обязанности а каков будет общий результат деятельности фирмы, предприятия, коллектива, для него не так важно.

     Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы важно создать такую ситуацию, когда работник одновременно будет заинтересован как в своих личных результатах, так и в результатах коллективной деятельности. Такой двоякий интерес работника можно стимулировать только одним-единственным средством — установлением приемлемого уровня заработной платы.

     В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

     Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя (рис. 1.2).

     В условиях рынка от предпринимателя  требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

     Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. К примеру, если Вы планируете производить, скажем, кухонную мебель, то Вы, естественно, обязательно постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно (и есть ли такая возможность) Вы сможете приобретать все необходимое для организации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру, оборудование, машины и т. д.). Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской деятельности. 

     

     Рисунок 1.2  Структура производственного  процесса: [3. с. 41]

     1 — добыча и заготовка сырья; 2 — производство машин и оборудования для добычи и заготовки сырья; 3 — переработка сырья и изготовление полуфабрикатов; 4 — производство машин и оборудования для переработки сырья и изготовления полуфабрикатов; 5 — производство машин и оборудования для производства готовых к потреблению товаров; 6 — производство готовых к потреблению товаров; 7 — реализация готовых к потреблению товаров; 8 — производство оборудования для предприятий по реализации готовых к потреблению товаров 

     Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факторов. Партнерские связи можно классифицировать следующим образом.

     1. Долговременные (или постоянные).

     2. Кратковременные (или на определенный срок).

     3. Случайные.

     Таким образом, при планировании своей  деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

     Роль  государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в  зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

     В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

     • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

     • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

     • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства).

     Каковы  же функции государства как ускорителя предпринимательского процесса?

     Во-первых, государство берет на себя образовательные функции, т. е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания по крайней мере трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности:

     а) общеэкономической теории;

     б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний;

     в) количественных методов в предпринимательстве, т. е. умения осуществлять предпринимательские расчеты применительно к любой планируемой сделке или операции, а также умения предусмотреть движение средств на счетах своего предприятия при планировании и осуществлении какой-либо сделки.

     Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью государством разрабатываются специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто берется за реализацию каких-либо предпринимательских проектов. [3. с 38-41.]

     В-третьих, государство обычно также берет  на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т. е. всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с предоставлением их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе. Государство также стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.

     Целью предпринимательской  активности является производство и  предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

     Однако  получение прибыли свойственно  не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

     Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:

     • обычная прибыль делового человека;

     • излишек над обычной прибылью делового человека.

     Второй  элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

     Всякий  предприниматель, таким образом, выступает  в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.

     Развитие  предпринимательства возможно лишь при наличии необходимых субъектов такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным развитие рыночных отношений (а не наоборот, как это видится многим в России). Появление субъектов предпринимательства подразумевает наличие определенной общественной ситуации, когда идеологическая, политическая и социально-экономическая обстановка провоцирует "предпринимательский бум".

     Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, таким образом, возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации — предпринимательской среды, под которой понимается прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

     Малый бизнес играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни развитых стран.

     Так, в США в 1986-1990 гг. небольшие фирмы производили более 40 % валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. [11. с 3-11.]

     В отдельных сферах экономики малые  предприятия доминируют. Так, на их долю оптовой торговле приходится - 86 % валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81 %, в строительстве - 80 %, в финансовой сфере - 60 %, в розничной торговле - 55 %, в обрабатывающей промышленности - 21%.

     На  малые фирмы в указанный период приходилась почти половина всех занятых в частном секторе: 12 млн. чел. - в сфере обслуживания; 10,1 - в розничной торговле; 4,4 - в оптовой; 8 - в обрабатывающей промышленности; 4,3 - в строительстве; 2 - на транспорте; 0,5 - в добывающей промышленности; 0,8 - в сельском хозяйстве; 3,2 млн. чел. было занято финансовой деятельностью.

     Особо важную роль малый бизнес играет в  решении проблем занятости: в 80-е годы 80 % всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому предпринимательству. Государство же получает миллиардные суммы доходов в виде налогов на прибыль мелких фирм.

     Процесс развертывания малых предприятий  тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

     Национальные  особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

     В Германии 2 млн. мелких и средних  фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

Информация о работе Особенности предпринимательства в РБ