Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:23, курсовая работа
Основные условия развития и современные проблемы предпринимательства в Республике Беларусь. Анализ зарубежного опыта предпринимательства, возможность его применения в РБ. Направления развития малого бизнеса в РБ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ЕГО ЧЕРТЫ И РОЛЬ В
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
БИЗНЕСА (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) 17
2.1. Политика стимулирования малого бизнеса Японии
2.2.Основные формы государственной поддержки малого бизнеса в Японии
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В
часном секторе в 2009 году было занято
691060 человек, что составляет 14,95% от общей
численности экономически активного населения
в 2009 году ( 4621000 человек в среднем за 2009
год). При этом малые частные предприятия
обеспечивают 11,4% ВВП, 23,9% от общей суммы
инвестиций в основной капитал, 30,5% внешнеторгового
оборота (таблица 3.2)
Таблица 3.2. Удельный вес малых предприятий Республики Беларусь в основных экономических показателях (в процентах) [20]
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Валовой внутренний продукт | 6,7 | 6,5 | 6,8 | 8,7 | 8,3 | 7,9 | 8,8 | 8,3 | 9,3 | 11,4 |
Объем промышленного производства, включая стоимость переработанного давальческого сырья (не оплаченного организацией-изготовителем продукции) | 6,4 | 5,5 | 6,8 | 7,3 | 7,3 | 7,0 | 7,3 | 7,6 | 8,2 | 9,2 |
Инвестиции в основной капитал | 6,5 | 6,6 | 6,9 | 8,4 | 8,7 | 6,9 | 7,1 | 10,6 | 13,1 | 23,9 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг | 17,2 | 18,3 | 20,9 | 22,0 | 22,5 | 21,2 | 22,8 | 18,1 | 20,7 | 28,3 |
Розничный товарооборот, включая общественное питание | 7,0 | 8,6 | 9,1 | 9,2 | 9,4 | 10,1 | 10,2 | 11,2 | 19,9 | 29,5 |
Внешнеторговый оборот | х | х | х | 21,9 | 25,4 | 21,3 | 23,9 | 15,2 | 16,7 | 30,5 |
Экспорт товаров | х | х | х | 15,5 | 16,3 | 13,3 | 15,3 | 7,2 | 7,9 | 34,3 |
Импорт товаров | х | х | х | 27,4 | 32,9 | 29,1 | 31,6 | 22,0 | 24,1 | 27,6 |
Суммируя вышеизложенное, отметим, что перед нашим государством стоит нелегкая задача по формированию эффективной смешанной экономики. Начиная с 2007 г., Беларусь предприняла важные шаги по либерализации своей экономики, где доминирует государственный сектор. Более активная программа приватизации была одним из ключевых моментов в этом изменении экономического мышления. Однако в современных жестких экономических и финансовых условиях реализация этой стратегии была отложена. Наиболее вероятно, что причиной для этой остановки явилось снижение цен, которые могут быть получены за продаваемую госсобственность. Руководство страны предпочитает подождать с будущими сделками, пока цены на предлагаемые активы не улучшатся. Однако процесс приватизации в Беларуси ни в коем случае не должен быть остановлен. Для того чтобы увеличить потенциал роста в среднесрочной перспективе и обеспечить макроэкономическую стабильность на устойчивой основе, процесс необходимо продолжать. Ожидание – это не выход, поскольку потеря времени отбрасывает страну назад. Не существует другой альтернативы проведению структурных изменений в экономике.
Как было показано, частные предприятия играют важную роль в национальной экономике: это и создание рабочих мест, и модернизация производств путем инвестиций в основной капитал, в весомый вклад в производство ВВП и внешнеторговый оборот.
В настоящее время многое говорится о возрождении предпринимательства. Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.
Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее Беларуси — за предпринимательством. Будущее Беларуси — за всеми нами и во многом будет определяться нашей способностью выработать эффективную концепцию бытоуложения. Но будущее Беларуси — и за предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих предпринимательских функций.
Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы.
Хотелось бы заметить, что несомненная
перспективность сектора малого
и среднего предпринимательства в современной
экономике и, следовательно, большой интерес
к нему не следует рассматривать лишь
как очередную компанию в системе антикризисных
мер, но и как долговременное направление
структурной политики, естественным образом
обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных
и рыночных процессов в хозяйстве, реализацию
современной стратегии экономического
роста в течение долговременного перехода.
Ибо, именно малые предприятия, особенно
в случае удовлетворительной разработки
новой государственной политики в области
малого предпринимательства, могут стать
основой рыночных структур во многих отраслях,
обеспечить перелив инвестиций в сферы
наиболее эффективного приложения ресурсов
и тем самым соединить процессы структурной
политики и формирование конкурентного
рынка.
Литература