Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:23, курсовая работа
Основные условия развития и современные проблемы предпринимательства в Республике Беларусь. Анализ зарубежного опыта предпринимательства, возможность его применения в РБ. Направления развития малого бизнеса в РБ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ЕГО ЧЕРТЫ И РОЛЬ В
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
БИЗНЕСА (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) 17
2.1. Политика стимулирования малого бизнеса Японии
2.2.Основные формы государственной поддержки малого бизнеса в Японии
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Вводились законодательные акты задним числом, увеличивалось число организаций, осуществляющих контроль над предпринимательской деятельностью, росли размеры экономических санкций и штрафов. Основная причина стремительно меняющегося законодательства – стремление государства к жесткому регулированию предпринимательской деятельности. В Беларуси количество различных республиканских органов государственной власти, имеющих право штрафных санкций и иногда внесудебной конфискации имущества, превышает 20 организаций. А общее количество контролирующих органов по данным экспертов составляет 75. Согласно опросу ИПМ каждое предприятие за период октябрь 2001-октябрь 2002 в среднем проверялось 2,3 раза. При этом характерно, что наиболее проблемными для предпринимателей являются не налоговая инспекция или Комитет Государственного Контроля (КГК), а мелкие контролирующие организации – органы санитарного и пожарного надзора, милиция, различные министерства и ведомства, местные органы власти. Большинство предпринимателей (61%) отмечают, что в текущем году количество проверок осталось без изменений, почти треть (28%) констатируют даже рост числа проверок. Хозяйственные суды не обеспечивают равную защиту прав предприятий разных форм собственности. Суды зачастую отдают предпочтение защите интересов государственных предприятий и организаций.
Согласно опросу Института приватизации и менеджмента (ИПМ) десять основных проблем предпринимателей выглядят следующим образом (5 – самая высокая проблема, 1 – нет проблемы)):
•
слишком много различных
• нестабильное законодательство (4,44);
• частые изменения в налоговой отчетности (4,44);
• высокие ставки налогов (4,42);
• большое количество законодательных актов (4,24);
• низкий покупательский спрос (3,56);
• многочисленные проверки контролирующих органов (3,44);
• неплатежи от клиентов (3,4);
• регулирование цен (3,25);
• сложность в получении лицензий (3,23).
Как результат сложного и репрессивного законодательства растет доля «серой экономики». В среднем ее удельный вес составляет по данным опроса ИПМ от 25 до 40%. При этом более высокий процент теневого оборота показывают скорее малые фирмы (до 50 чел.), чем крупные. Больший объем теневого оборота отмечают фирмы занятые в сфере услуг – фармацевтике и медицине, сфере недвижимости и аренде помещений, разработке программ-ного обеспечения, рекламе, аудита и бухгалтерского учета.
В опросе ИПМ 40% предпринимателей отметили, что они изредка дают взятки, еще 40% – постоянно. При этом в Беларуси довольно широко распространено такое явление теневой экономики, как денежное вознаграждение при получении выгодных заказов. По данным опроса 47% руководителей частных предприятий вынуждены давать комиссионные при заключении сделок (12% – при каждой сделке, 20% – при каждой второй сделке). Малые фирмы встречаются с этим явлением при каждой первой- третьей сделке в примерно 40% случаях. Тем не менее по данным Transparency International Беларусь не входит в число 80 наиболее коррумпированных стран.
Однако,
несмотря на все препоны и
проблемы, которые присущи
Необходимые меры господдержки малого предпринимательства Стимулирование развития предпринимательства со стороны белорусского государства предполагает реализацию следующих мер:
1.
Либерализация
• упростить процедуры регистрации и ликвидации предприятий путем введения уведомительного, а не разрешительного принципа регистрации, осуществления регистрации по домашнему адресу, установления низких размеров уставного фонда (50-100 МЗП) и обеспечения права свободного выбора видов экономической деятельности.
• определить единый перечень документов для регистрации;
•
закрепить принцип «одного
• закрепить положение о том, что ликвидация юридического лица может производиться только либо по решению собственника или уполномоченного им органа, либо по решению суда. 2. Либерализация цен:
• отмена регулирования рентабельности так называемых искусственных монополий;
• отмена обязательного калькулирования себестоимости и ее регистрации в органах государственного управления (за исключением узкой группы предприятий - естественных монополистов);
• отмена обязательного экономического обоснования сделки во внешнеторговых контрактах;
• отмена регулирования оптовых, розничных и импортных надбавок;
• реформа системы тарифов в энергетическом секторе, на коммунальные и транспортные услуги. Реформа тарифов не означает их непрерывное административное увеличение вслед за увеличивающимися затратами неэффективных монополистов.
3. Изменения в Налоговом кодексе, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку на МП. Ревизия законодательства, регулирующего индивидуальную предпринимательскую деятельность, с целью упрощения порядка налогообложения и отчетности, обеспечения и защиты прав предпринимателей.
4. Создание законодательства, регулирующего взаимоотношения с государством (собственником) в сфере аренды нежилых помещений и земельных участков (рыночные ставки арендной платы, отмена монополии государства на аренду жилых, торговых и производственных помещений), упрощение процедур, отчуждения объектов, находящихся в республиканской собственности.
5.
Упрощение порядка
6. Принятие закона «О едином порядке установления и применения экономических санкций» с одновременной отменой других нормативных актов, относящихся к данной проблематике;
7.
Активизация системы
8.
Либерализация
• отмена или сведение к минимуму тарифов на сырьевой, промежуточный и инвестиционный импорт, необходимый для выпуска конкурентоспособной экспортной продукции;
• обеспечение равного доступа всех субъектов к участию в государственных тендерах на оказание услуг или поставку товаров в рамках госзаказа;
• отмена государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность предприятий (установление плановых заданий, минимальных экспортных цен, дополнительные условия вывоза товаров и т.п.).
Объединения (союзы) предпринимателей, торгово-промышленные палаты – важнейшие институты рыночной экономики. Их важнейшие функции – лоббизм путем диалога с властями, партнерство между нанимателями и наемными рабочими, организация деловых контактов между членами, реализация общих проектов по обучению, информационному обеспечению, международным связям. По очевидным причинам особо важны объединения для малых предприятий.
В Республике Беларусь активно действует семь общественных союзов: Белорусский союз предпринимателей и нанимателей (www.vyales.nsys.by), Белорусский союз предпринимателей (www.baeonline.org), Минский союз предпринимателей и работодателей (www.allminsk.by), Союз предпринимателей Брестской области (www.spbo.iato.by), Ассоциация нанимателей и предпринимателей Витебской области, (www.anp2003.at.tut.by), Гродненский клуб предпринимателей, Общественное объединение предпринимателей Могилевской области, Центр поддержки и развития юношеского предпринимательства (www.yesdc.org). В рамках проекта МФК «Развитие объединений малого и среднего бизнеса» был проведен ряд социологических опросов, характеризующих эффективность их работы. Выяснилось, что, несмотря на то, то 96 % белорусских предпринимателей считают, что частный бизнес должен защищать свои интересы перед государством, а 75 % говорят о необходимости объединяться в союзы, пока лишь 10 % предпринимателей вступили в объединения. среди недостатков работы объединений предприниматели называют отсутствие необходимых услуг, плохое информирование членов о проделанной работе, неоказание оперативной помощи в экстренных ситуациях и, главное, неспособность влиять на решения властей. Вместе с тем, среди членов союзов растет число (47 %) тех, которые полностью довольны работой объединений.
На наш взгляд, сегодня наиболее актуальны следующие направления работы объединений предпринимателей:
1)
улучшение информирования
2)
координация деятельности
3)
создание отраслевых союзов
4) создание общественной инфраструктуры информационно-торговой поддержки малого бизнеса;
5)
повышение имиджа
6)
разработка и внедрение
Малое
предпринимательство
Реализация мероприятий Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год, а также иных мер, принятых Правительством и Главой государства по созданию благоприятного делового климата в стране, позволили повысить вклад малого предпринимательства в развитие экономики страны.
Рассмотрим
также вклад частных
Проанализировав
данные, представленные в таблице 3.1,
можно сделать вывод, что количество
частных предприятий с 2000 по 2009 годы
имеет положительную динамику. Всего
за анализируемый период количество маалых
предприятий увеличилось с 28310 до 77402 единиц,
или в 2,73раза. Особенно быстрыми темпами
увеличение численности частных предприятий
наблюдается в 2007-2009 гг. Это объясняется
проводимой государственной политикой
стимулирования и поддержки частного
бизнеса, о которой было сказано выше.
Таблица 3.1 Основные экономические показатели деятельности частных предприятий Республики Беларусь[20]
|