Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта состоит в разработке предложений по повышению эффективности управления производством в регионе.

Достижение поставленной цели потребовало решения нескольких взаимосвязанных теоретических и практических задач. отражающих логику дипломного проекта:

- выявление теоретических основ промышленной политики;

- проведение анализа современной промышленной политики проводимой в российских регионах.

- определения ее места и роли в системе мер государственного регулирования;

- исследование экономического и производственного потенциала промышленного производства Магаданской области и обоснование отраслевых приоритетов, разработка мер управления на региональном уровне:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 8

1.1 Сущность промышленной политики 8

1.2 История развития промышленной политики в России 17

1.3 Региональная промышленная политика как инструмент развития промышленного производства 32

2. АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 37

2.1 Структура промышленного производства Магаданской области 37

2.2 Тенденции развития промышленного производства Магаданской области 42

Прогнозная оценка рыбной деятельности 44

2.3. Оценка перспектив развития промышленного производства в Магаданской области 55

3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 72

3.1 Проблемы развития производства в Магаданской области (на примере горнодобывающей отрасли) 73

3.2 Предложения по улучшению промышленной политики в сфере недропользования 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Список использованной литературы 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом переделанный.docx

— 319.25 Кб (Скачать файл)

Замена привозных углей  местным из разреза Лево-Эльгенского  даст дополнительные налоговые платежи  в местный бюджет более 10 млн. рублей в год и обеспечит организацию  дополнительных рабочих мест.

Снабжение г.Магадана и его окрестностей в радиусе 200 км экономически целесообразно привозными ургальскими и кузбасскими углями (300 тыс. тонн).

Завершение строительства  Усть-Среднеканской ГЭС позволит существенно увеличить (примерно в 1,5 раза) зимнюю энергоотдачу Колымской  ГЭС.

2.2 Тенденции развития  промышленного производства Магаданской  области

Индекс промышленного  производства в Магаданской области  в первом квартале 2011 года по сравнению с первым кварталом 2010 года составил 109,5%. Это значительно больше, чем в среднем (105,8%), но меньше среднего по Дальневосточному федеральному округу, где индекс производства составил 112,2%.

Таблица 2

Индексы производства по отдельным  видам экономической деятельности6

(в процентах к предыдущему  году)

 

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии и воды

99,8

106,3

109,4

93,7

95,6

102,6

88,8

92,7

101,1

105,6

Добыча полезных ископаемых 

102,0

105,0

116,2

93,9

90,9

102,5

88,1

88,2

105,3

106,1

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

134,5

94,4

96,9

89,3

90,6

104,0

80,2

107,9

100,6

95,0

добыча полезных ископаемых, кроме топливно–энергетических

101,2

105,3

116,7

94,0

90,8

102,5

88,3

87,8

105,4

106,3

Обрабатывающие производства 

86,8

110,3

75,6

90,3

132,6

107,6

92,0

127,5

78,2

110,5

производство пищевых  продуктов, включая напитки

89,5

113,3

73,5

89,2

135,4

119,2

89,6

144,0

63,5

108,4

текстильное и швейное  производство

89,4

76,7

171,8

47,7

13,0

3,4

66,7

-

-

-

обработка древесины и  производство изделий из дерева

62,3

129,4

64,5

в 2,8р.

22,7

117,2

127,5

50,0

115,4

338,3

издательская  и полиграфическая деятельность

0,4

100,3

181,4

151,7

115,2

55,1

86,5

108,5

101,2

76,9

производство  прочих неметаллических минеральных  продуктов

87,2

78,2

98,2

97,1

114,6

123,4

118,8

88,7

119,2

99,8

металлургическое  производство и производство готовых  металлических изделий

-

-

-

85,8

123,7

105,6

78,9

71,2

202,6

128,9

прочие производства

234,2

114,2

50,9

140,4

79,4

-

106,9

33,2

137,2

122,6

Производство и распределение  электроэнергии и воды

104,0

111,5

103,2

95,2

102,8

93,6

98,5

97,1

101,4

100,4

производство, передача и  распределение электроэнергии

100,4

102,3

94,4

88,6

102,9

93,2

98,7

96,8

98,2

100,4

производство, передача и  распределение пара и горячей  воды

107,1

119,1

109,4

99,2

102,7

96,8

96,2

99,4

102,5

100,4


 

В структуре промышленного  производства области всегда доминировала золотодобывающая отрасль, формирующая  на 62-66% объемы производства и обеспечивающая большую часть населения Центральной  Колымы работой и доходом.

Промышленное производство Магаданской области формируется, главным образом, за счет добычи драгметаллов, угля, а также нерудных материалов (щебень, гравий, пески природные). Индекс производства по в сфере добычи полезных ископаемых составил за первый квартал 2011г. 116%.

Таблица 3

Производство основных видов  продукции7

 

 

1990

1995

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

209

2010

Добыча золота, в процентах к предыдущему году

101,2

105,3

109,2

85,6

86,1

96,7

87,0

86,1

85,4

105,4

Добыча серебра, в процентах к предыдущему году

в 10,6 р.

в 2,2 р.

118,3

126,8

91,5

91,7

140,9

110,9

Сталь, т

9678

4387

2124

2251

1520

1050

1361

457

457

493

1)

1)

Уголь, тыс. т 

1932

1470

675

637

617

551

499

519

416

449

452

429


 

 

Важной отраслью для экономики  региона является рыболовство. Индекс производства в рыболовстве составил 107,4%.

Прогнозная  оценка рыбной деятельности

Исследованиями учёных установлено, что физическое, духовное и социальное здоровье этносов на 50 % определяется качеством их жизни; на 25-30 % – качеством  среды обитания, которая деградирует  на наших глазах; на 15-20 % – генетическими  корнями поколений, а они у  нас обрублены и давно засохли; на 8-10 % – состоянием здравоохранения  и его доступностью. Сегодня мы живём в условиях растущей стоимости  лечения и лекарств, хотя Конституция  гарантирует гражданам право  на медицинское обслуживание.

Полноценное питание, особенно рыбным белком, оказывает благотворное влияние на продолжительность жизни  и активную деятельность человека, являясь необходимым условием восстановления здоровой России.

В атласе «Окружающая среда  и здоровье населения России», изданного  в 1995 году, отмечается, что уже в  первые годы «реформ» произошёл перекос  в потреблении животного белка в сторону увеличения углеводов. А ведь показатель соотношения белков и углеводов является, говоря научным языком, «индикатором структуры питания массовых контингентов населения». Особенно он актуален для старожилов и аборигенов северных и дальневосточных приморских регионов с традиционным рыбным рационом, чей уровень жизни значительно ниже общероссийского. Только в нашем крае, по данным Магаданстата, 22,8 % населения имеют среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, размер которого 9 644 руб., а часть – даже меньше его половины. Прогнозируется, что низкое качество жизни магаданцев к 2026 году уменьшит население на 44 тыс. человек.

По данным ВНИЭРХ, произошло  падение общего улова с 8 млн. тонн (1990 г.) до 3,2 млн. тонн (2009 г.) со снижением среднедушевого потребления рыбных продуктов с советских 18,6 кг до 12,4 кг в год на человека. И это в условиях импорта рыбных товаров порядка 1 млн. тонн и экспорта 1,4 млн. тонн! По многочисленным публикациях в СМИ, доля импортной продукции по стране 33 %, в столице – 60 %.

Средние цены (2009 г.) 1 тонны рыбопродукции в стране составили 764 доллара, 1 тонна сырьевого экспорта 1385 долларов, а 1 тонна импортируемой товарной продукции – 909 долларов.

Вывоз морепродуктов за рубеж  сопровождается масштабным браконьерством. Об этом свидетельствует сокращение за последние 5 лет общего допустимого  улова камчатского краба (по исследованиям  ТИНРО-Центра, в 16 раз – до 3,4 тыс. тонн в 2008 году) с подрывом его запасов. Поэтому промышленный лов крабов у берегов Западной Камчатки запрещён, хотя ранее его добывалось от 30 до 50 тыс. тонн.

Определённые шаги по развитию рыбохозяйственного комплекса страны и поставок рыбопродукции на внутренний рынок принимаются. Например, создана Федеральная целевая программа (ФЦП) «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 гг.» с показателями объёма вылова водных биоресурсов 4,7 млн. тонн и поставок (с нынешних 62,5 %) до 80,1 % продукции для внутреннего спроса. Но это позволит довести среднедушевое потребление пищевой рыбопродукции лишь до 16 кг. На реализацию ФЦП выделяется 62 млрд. руб. В итоге рентабельность отрасли должна возрасти с нынешней в 1,7 % – до 12 %.

С 1 января 2009 года 80 % сборов за пользование морскими водными  биоресурсами поступают в бюджеты  регионов (ранее 70 % направлялось в федеральный  бюджет). Кроме того, с этой же поры российским рыбопромышленным компаниям запрещается использовать иностранные суда в экономической зоне страны.

Как эффективно использовать ресурсный потенциал рыбохозяйственного комплекса в условиях освоения углеводородных шельфов? Только через хозяйственную их специализацию с учётом геополитических, экономических, экологических и социальных интересов государства, регионов, береговых муниципальных образований и общин коренных малочисленных народов Севера, причём это необходимо отразить в документах государственной рыболовной политики.

Во-первых, руководствуясь поправками ст.2.2. от 29.04.2008 № 58-ФЗ “О недрах”, отнести  недра наиболее богатых биоресурсами участков акватории Охотского и  Берингова морей с высокими прогнозными  запасами углеводорода к перечню федерального фонда резервных участков недр в пределах их нераспределённого фонда. Например, Шелиховский, Пенжинский в Охотском море, Карагинский и Олюторский – в Беринговом.

Ранее предлагалось в случае открытия месторождений УВ на таких  участках акватории отнести их к  стратегическому резерву УВ-сырья  страны. Однако установленная этим законом “совмещённая лицензия” может свести на нет формирование стратегического резерва углеводородного - сырья у берегов Камчатки.

Во-вторых, окончательно закрыть  акваторию в 56,4 тыс. кв. км в центральной  части Охотского моря (за пределами  нынешней 200-мильной экономической  зоны РФ) для иностранного промышленного  браконьерства. Здесь, кроме государственных  опорных сейсмопрофилей провести бурение, направив в комиссию ООН по границам континентального шельфа дополнительные геолого-геофизические данные, свидетельствующие  о единстве его связи с российским континентальным шельфом.

Третье. Начать геоэкологические исследования и государственный  мониторинг геологической среды  на континентальных шельфах морей  ДВ с заложением федеральных полигонов  и отдельных станций мониторинга. В том числе с установкой донных автономных геоэкологических станций  с передачей результатов мониторинга  через спутники Земли. А состояние  геологической среды континентального шельфа наших морей ежегодно доводить до сведения специалистов и общественности.

Для этих исследований нужен  заказ Федерального агентства по недропользованию на государственный  контракт. В первую очередь –  в пределах богатых биоресурсами участках акватории со снятием фоновых показателей донных осадков, водной среды и биологической продуктивности, вплоть до биотестирования.

Четвёртое. Совместно с  НИЦ “Экологической безопасности РАН” (СПб) рассмотреть возможность проведения биотестирования состояния вод  в пределах лицензионных участков Охотского  моря на основе кардиоактивности камчатских крабов.

Пятое. Для реализации статей 17,48,49 Федерального закона “О рыболовстве  и сохранении водных биологических  ресурсов” ускорить выделение категорий  водных объектов рыбохозяйственного значения; образование рыбоохранных зон с  ограничениями и особым режимом  хозяйственной деятельности; оперативное  выделение рыбохозяйственных заповедных зон в Охотском море с полным (или  частичным) и постоянным (или временным) запретом хозяйственной или иной деятельности, в том числе по освоению УВ.

Шестое. В связи с проведённым  закреплением рыбопромысловых лососёвых  участков на 20 лет, а их только на Камчатке 583, для создания береговой инфраструктуры для ведения рыбного лова ускорить перевод земель запаса в промышленную категорию или оформить в аренду. В условиях дальнейшего разворота  нефтегазовых работ на побережье  и на шельфе, в том числе создания шельфовой и береговой нефтегазовой структуры, необходима оценка возможного негативного влияния УВ освоения зоны “берег-море”, оценок рисков и  ущербов рыбному промыслу в случаях  чрезвычайных ситуаций с разливами  нефти.

Седьмое. В процессе изучения и освоения УВ-шельфа необходим пересмотр  методики перерасчёта ущерба гидробионтам к стоимости воспроизводимой  на рыбоводных заводах кеты, ибо  ущерб наносится и валютоёмким  промысловым рыбам (нерка, минтай), и  крабам.

Восьмое. Ограничить масштабные планы строительства рыбоводных заводов при наличии естественных, но из-за браконьеров незаполненных  нерестилищ, а все компенсационные  выплаты за негативное воздействие  хозяйственной деятельности на шельфах  направлять на сохранение и восстановление природных нерестилищ дикого лосося. Учесть отрицательные последствия  искусственного выращивания норвежского  лосося и природные различия между  Курилами, Камчаткой и Японией, где  функционирует 289 рыборазводных заводов  с выпуском 2 млрд. штук молоди в год. 20 таких заводов планируется создать  на Курилах. На Камчатке пока работают 5 ЛРЗ с призводительностью до 35 млн. мальков лососёвых, но на очереди  строительство ещё 2-7 новых.

Информация о работе Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)