Повышение конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Повышение конкурентоспособности предприятия 4
1.1.Понятие конкуренции 4
1.2.Методы конкуренции 6
1.3.Маркетинговые модели описания конкурентных рынков 7
1.4.Конкурентные стратегии в маркетинге 10
ГЛАВА 2. Анализ факторов конкурентоспособности ресторана 16
2.1.Краткая характеристика сети «Dolce Vita». 16
2.2. Анализ конкурентного положения «Dolce Vita» 20
2.3. Стратегический анализ «Dolce Vita» 24
ГЛАВА 3. Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ресторана 38
3.1.Организационные мероприятия 38
3.2. Развитие маркетинговой деятельности и рекламы 42
3.3. Эффективность рекламы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 101.13 Кб (Скачать файл)

         Следует добавить, что угроза  входа на рынок новых фирм  имеет тенденцию изменяться с  изменением рыночных экономических условий вообще.

         Экономический потенциал поставщиков.

         Влияние поставщиков сильнее,  если имеют место следующие факторы:

    • затраты на производство играют важную роль для покупателя;
    • поставщики представляют собой несколько крупных фирм, не скованных интенсивной конкуренцией;
    • продукция поставщиков дифференцирована настолько, что покупателю трудно и дорого перейти от одного поставщика к другому;
    • покупатели не являются важными клиентами для фирм-поставщиков, т. е. поставщики не замкнуты на определенную отрасль;
    • поставщики не конкурируют с производителями заменителей в других отраслях;
    • со стороны одного или нескольких поставщиков существует реальная угроза прямой интеграции в бизнес отрасли покупателя.
    • фирмы-покупатели не проявляют склонности к интеграции в рынки поставщиков.

         Экономический потенциал покупателей

         Сила влияния на производителей  товаров/услуг и их способность  вести торговлю со стороны  покупателей сильнее, когда:

    • потребители значимы и их немного, они покупают товар в большом количестве;
    • объем потребления представляет собой значительную часть от всех продаж в отрасли;
    • отрасль, поставляющая товар на рынок состоит из большого числа относительно некрупных продавцов;
    • товары, предлагаемые на продажу разными продавцами, относительно хорошо стандартизированы, и потребители легко могут найти альтернативный вариант покупки, стоимость их перехода к новому продавцу практически равна нулю;
    • покупаемые изделия не являются важной составляющей комплектующих изделий покупателя;
    • экономически выгодной для потребителя является практика приобретения комплектующих у нескольких продавцов по сравнению с прикреплением к одному продавцу;

         Конкурентная ситуация на рынке  развивается постоянно, поэтому  существует потребность у фирмы  в отслеживании конкурентных  изменений на рынке систематически. Только при этих условиях фирма  может правильно оценить возможности  конкурентов и собственные возможности  и выработать оптимальную маркетинговую  стратегию, которая всегда направлена  на создание или поддержание  собственного конкурентного преимущества.

       2.3. Стратегический  анализ «Dolce Vita»

         Анализ конкуренции. Из пяти  основных конкурентных преимуществ,  предложенных М. Портером, к ресторанной  сети «Dolce Vita» можно отнести стратегию дифференциации.

         Данная стратегия становится  привлекательным, когда потребительские  запросы и предпочтения становятся  разнообразными и не могут  более удовлетворяться стандартными  блюдами. Для того чтобы стратегия  дифференциации была успешной, «Dolce Vita» периодически изучает запросы и поведение посетителей ресторанов для того, чтобы знать, какому блюду посетители отдают предпочтение, что они думают о вкусовых качествах блюд и за что готовы платить. В связи с этим, в меню сети «Dolce Vita» присутствуют фирменные блюда и десерты, отличающиеся особыми вкусовыми качествами, с содержанием ароматных ингредиентов. Именно за счет этого и «Dolce Vita» добивается конкурентного преимущества. Ибо все больше и больше посетителей становятся заинтересованными в предлагаемых «Dolce Vita» дифференцированных атрибутах и характеристиках блюд.

         Тем самым, данная стратегия  дифференциации и позволяет «Dolce Vita»:

    • устанавливать повышенную цену на предлагаемые блюда;
    • увеличивать объем продаж (потому что большое количество покупателей привлекается за счет отличительных характеристик блюд);
    • завоевывать лояльность покупателей к своей товарной марке (потому что некоторые покупатели становятся очень привязанными к дополнительным характеристикам блюд).

         Также следует отметить, что дифференциация  проходит успешно, если издержки  по ее проведению покрываются  за счет увеличения цены на  блюда. Дифференциация терпит  неудачу в случае, если посетители  не видят никакой ценности  в уникальности товарной марки,  чтобы заплатить именно за  кухню сети «Dolce Vita», чем за кухню его конкурентов, или если подход ресторана к дифференциации может быть легко скопирован и применен конкурентами.

         Таким образом, повышенная цена  – это то, что стратегия дифференциации  предлагает за действительно  увеличенную ценность для посетителя  и за ценность, осознанную им (даже  если в действительности она  не была увеличена). Реальная и  осознанная ценности могут различаться  в том случае, если покупатели  исходя из своего опыта неправильно  оценивают возможную пользу товара.

       Неполные  знания покупателя о товаре часто  бывают причиной того, что он судит  о ценности блюда, основываясь на внешних признаках, например цене (когда  цена связана с качеством), привлекательности  того, как преподносят это блюдо, интенсивности рекламной кампании (т.е. на том, насколько хорошо известно блюдо), на содержательности и изобразительности  рекламы, качестве брошюр и презентаций  фирменных блюд, списке постоянных посетителей, продолжительности нахождения ресторана в этой сфере деятельности и профессионализме.

       Дифференциация  создает для ресторана определенную защиту от стратегий соперников, так  как у посетителей развивается  лояльность по отношению к товарной марке компании или модели и они  готовы платить (немного, а возможно, и много) за понравившееся блюдо. Успешная дифференциация 1) создает  входные барьеры (за счет лояльности покупателей и уникальности блюд) для новичков в отрасли, которые  для них трудно преодолимы; 2) сглаживает влияние силы посетителей, поскольку  ассортимент блюд альтернативных продавцов  менее привлекательна для них  и 3) помогает ресторану избежать угрозы со стороны блюд-субститутов, так  как их характеристики и качества не сравнимы с дифференцированной продукцией. Кроме этого, если дифференциация позволяет  ресторану устанавливать более  высокую цену и иметь большую  норму прибыли, то появляется возможность  свободно противостоять силе поставщиков, пытающихся поднять цену за поставляемые ими изделия. Таким образом, как  и лидерство по издержкам, успешно  проведенная дифференциация создает  оборонительные линии при взаимодействии с пятью конкурентными силами.

         Большей частью данная стратегия  работает лучше всего на тех  рынках, где: 

       1) существует много способов изменения  товара или услуги, и большинство  посетителей осознает эти различия  как имеющие ценность; 2) потребности  посетителей или способы использования  товара различны; 3) небольшое количество  конкурентов применяют аналогичный подход к дифференциации.

         Чем меньше возможности у конкурентов  быстро и с небольшими затратами  скопировать действия «Dolce Vita», проводящей дифференциацию, тем привлекательней для нее эта стратегия. Легко копируемые отличительные характеристики товара не создают устойчивого конкурентного преимущества. Действительно, конкуренты, обладающие определенными ресурсами, могут с течением времени создать любой товар. Вот почему поддержание дифференциации должно быть связано с внутренними навыками, опытом и компетенцией. Когда компания имеет навыки и возможности, которых конкуренты не могут просто достичь, и когда ее опыт может быть использован для успешных действий по всей цепочке ценностей, где потенциально возможна дифференциация, тогда компания имеет сильную основу для длительной дифференциации.

       Как правило, дифференциация обеспечивает длительное и более прибыльное конкурентное преимущество, когда она базируется на:

    • техническом совершенстве;
    • качестве изделий;
    • превосходном обслуживании посетителей.

         Такие отличительные характеристики  широко осознаются посетителями  и имеют ценность; более того, навыки и опыт, требуемые для  производства этих характеристик,  трудно спровоцировать конкурентам  и использовать с выгодой для себя. 

        SWOT-анализ. Чтобы ресторан считался  успешным, необходимо учитывать  все факторы, влияющие на конкурентные  позиции его продукции: качество  товара, ассортиментный набор, поэтому  товарная политика занимает важное  место в повышении конкурентоспособности  всей ресторанной сети. Основными  критериями формирования ассортиментной  политики являются спрос и  предложение на рынке продуктов,  специй и напитков. Анализируя  предложение, можно определить  так называемые слабые места  в меню, определить в каком  из ресторанов его следует  доработать. Оптимизация номенклатуры  блюд позволяет гарантировать  предприятию относительно стабильные  объемы реализации, покрытие расходов  и уровня прибылей.

         Для более полного представления  о деятельности компании и  ее положения на рынке ресторанных  услуг необходимо провести SWOT-анализ (см. табл. 3). Данный анализ подразумевает анализ внутренней среды компании, а также выявления возможностей и опасностей для компании со стороны рынка. На основе данного анализа можно выработать стратегии дальнейшего поведения для преодоления опасностей и усиления сильных сторон компании. 

 Таблица  3

SWOT-анализ  «Dolce Vita»

       
       Сильные стороны  компании        Слабые  стороны компании                Возможности рынка                Опасности рынка
       Высокое качество предоставляемых  услуг;                Недостаточное финансирование маркетинговых программ;        Наличие пространства для расширения;        Растущая  конкуренция в данном секторе услуг;        
       Французская кухня, соответствующая потребностям выбранной  целевой аудитории;        Небольшое количество ресторанов, при широкой  географии расположения.        Рост  целевой аудитории;        Экономическая нестабильность в стране. Появление  на рынке конкурентов, предлагающих помимо питания комплекс.
       Наличие отличительной  черты: «Фирменного блюда – десерта».        Увеличение  затрат маркетинга, особенно, что касается новых развлекательных программ;        Тенденция роста все большего числа людей, предпочитающих питаться в ресторанах;         
       Следование выбранной  стратегии и удержание конкурентных преимуществ. Необходимо постоянно  удовлетворять возникающие потребности  клиентов.        Увеличение  оплаты персонала и других мотиваций  работы в сети ресторанов «Dolce Vita»                          
       Расширение комплекса  предоставляемых услуг, т.е. изобретение  новых развлекательных программ;                           
       Введение новых  конкурентных преимуществ и поддержание  старых.                           
 
 
 
 
 
 

       Учитывая  данные SWOT-анализа можно сделать  вывод, что увеличение финансирования маркетинговых программ позволит совершенствовать управление в таких направлениях как:

         Анализ потенциальных посетителей  сети ресторанов;

         Анализ конкуренции;

         Разработка новых услуг и товаров;

         Анализ продвижения услуг;

         Ценообразование;

         Прогнозирование;

         Позиционирование 

         Целесообразность и рентабельность  расширения сети ресторанов «Dolce Vita» обусловлена следующими факторами:

         Наличия отличительной черты  – «Фирменного блюда – десерта»;

         Наличия пространства для расширения  сети;

         Рост целевой аудитории;

         Тенденция роста все большего  числа людей, предпочитающих питаться  в ресторанах. 

       Анализ  рентабельности.

         Рентабельность работы предприятия  определяется прибылью, которую  оно получает, поэтому роль показателей  рентабельности велика в условиях  рыночных отношений. Показатели  рентабельности отражают, насколько  эффективно предприятие использует  свои средства в целях получения  прибыли, поэтому они являются  обязательными элементами сравнительного  анализа и финансового состояния  предприятия. Рассмотрим показатели  рентабельности нашего предприятия  в таблице 4.  
 
 
 
 
 
 
 

Расчет  показателей рентабельности.

         Таблица 4.

       
       Показатели Расчёт показателя Рекомендуемые значения показателей
Рентабельность  активов Читая прибыль  от всех видов деятельности/средняя  стоимость активов  0,09 0,02
Рентабельность  собственного капитала Чистая прибыль  от всех видов деятельности/средняя  стоимость собственного капитала 0,09 0,02 Должна  обеспечивать окупаемость вложенных  в предприятие средств
Рентабельность  реализации Прибыль от продаж/ выручка (нетто) от продаж 0,18 0,11
Рентабельность  текущих затрат Прибыль от текущей  деятельности/себестоимость реализованной  продукции 0,22 0,13 Динамика  показателя может свидетельствовать  о необходимости пересмотра цен,  или усиления контроля за себестоимостью

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия