Предпринимательство в России. Проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я хочу рассказать о сущности предпринимательства, принципах его развития, охарактеризовать предпринимательство, как один из резервов социально – экономического развития экономики современной России. Проанализировать фактический материал по исследуемой проблеме и сделать выводы об основных проблемах и перспективах, о факторах, сдерживающих развитие предпринимательства и об основных направлениях создания благоприятной предпринимательской среды.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

Раздел I Основы предпринимательства в РФ………………………………………………..3
1.1.История развития коммерческой деятельности в России……………………….4
1.2.Сущность и основные черты предпринимательской деятельности…………….7
1.3.Организационные формы предпринимательства………………………………...9
1.4.Участники предпринимательской деятельности в России……………………..12
1.5.Внутренние и внешние источники накопления предпринимательского капитала……………………………………………………………………………………….20
1.6.Принципы ведения коммерческой деятельности предприятия………………..23
1.7.Предпринимательский риск……………………………………………………...24
1.7.1.Предпринимательский риск: истоки и сущность……………………………..24
1.7.2.Виды предпринимательского риска…………………………………………...24
1.8.Государственная поддержка малого предпринимательства…………………...26

Раздел II Анализ возможностей развития предпринимательства в РФ и оценка факторов препятствующих развитию………………………………………………………………….31
2.1.Принципы развития предпринимательства в России, этапы развития……….31
2.2.Анализ перспектив развития малого предпринимательства в России………...33
2.3.Анализ поддержки предпринимательства……………………………………….36
2.4.Анализ факторов, препядствующих развитию российского бизнеса………….37

Раздел III Проблемы и перспективы………………………………………………………...40
З.1.Доступность инструментов финансирования для малого бизнеса……………40
3.2.Перспективы кредитования ……………………………………………………...41
3.3.Проблемы социально ответственного поведения предпринимательства и перспективы его развития……………………………………………………………………42
3.4.Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды…………………………………………………………………………………………..43

Заключение……………………………………………………………………………………45
Список использованных источников и литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 575.50 Кб (Скачать файл)

 

 

1.6.Принципы  ведения коммерческой деятельности предприятия

 

Итак, существует огромное количество коммерческих предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность в различных областях экономики: производство, сельское хозяйство, строительство, предприятия платных медицинских  услуг, оптовая и розничная торговля,  кредитование, финансы и страхование и т.д.

Извлечение максимальной прибыли  является конечной целью любой коммерческой деятельности. Вместе с тем ее достижение осуществляется через определение  и реализацию набора целевых установок  тактического и стратегического порядка, таких как:

-увеличение объема продаж;

-достижение более высоких темпов роста;

-увеличение доли рынка;

увеличение прибыли по отношению  к вложенному капиталу;

-увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);

-увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);

-изменение структуры капитала.

Характер целевых установок  предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия. Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), т.е. продолжение его операций в течение определенного периода времени, часто не столько ради достижения определения уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.

Минимизация убытков  является оборотной стороной конечной цели деятельности предприятия, а именно максимизации прибыли. Эти два понятия  неразрывно связанны между собой. Будучи ориентированно на высокий положительный результат, в краткосрочном плане предприятие может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится как недополучение  прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, так и возникновение убытков.

 

 

 

 

 

 

 

1.7.Предпринимательский риск

 

1.7.1.Предпринимательский  риск: истоки и сущность 

 

О



существление предпринимательства  в его любом виде связано с  риском, который принято называть хозяйственным, или предпринимательским. Выясним истоки и причины такого риска и формы его проявления для того, чтобы далее уяснить способы его предотвращения.

В связи с развитием  рыночных отношений предпринимательскую  деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

Рынок – это, прежде всего  экономическая свобода. Государственное  регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяется производителем и потребителем, а в какой-то степени складывается случайным образом.

За экономическую свободу  приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок. При этом естественно, что те, с кем приходится вступать в хозяйственные отношения, стремятся,  прежде всего, к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.

Следовательно, осваивая предпринимательство, приходится иметь  дело с неопределенностью и повышенным риском. Задача подлинного предпринимателя, состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым результатом, дело без риска. Надо не избегать неизбежного риска, а уметь чувствовать риск, оценивать его степень и не переходить за допустимые пределы. Из сказанного следует первое правило поведения предпринимателя: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня.

Предприниматель вынужден изучать риск, возникающий при  производстве, закупке, продаже продукции  и при всех других видах деятельности предприятия.

В рыночной экономике первостепенными элементами риска являются непредсказуемость конъюнктуры рынка, спроса цен и поведения потребителя. Предпринимательский риск характеризуется как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучение доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности. Именно величина таких потерь и характеризует степень риска. Значит, анализ риска связан, прежде всего, с изучением потерь.

 

 

1.7.2.Виды потерь  и риска

 

Как следует из предыдущего  изложения, центральное место в  оценке предпринимательского риска  занимают анализ и прогнозирование  возможных потерь ресурсов при осуществлении  предпринимательской деятельности.

Укажем на некоторые  специфические источники потерь и влияющие на них факторы.

К ним следует отнести  потери от воздействия непредвиденных политических факторов. Такие потери порождают политический риск. Он проявляется  в форме неожиданного, обусловленного политическими соображениями и событиями изменения условий хозяйственной деятельности, создающими неблагоприятный для предпринимателя фон и тем самым способными привести к повышенным затратам ресурсов и потере прибыли. Типичные источники такого риска - увеличение налоговых ставок, введение принудительных отчислений, изменение договорных условий, трансформация форм и отношений собственности, отчуждение имущества и денежных средств по политическим мотивам. Величину возможных потерь и определяемую ими степень риска в этом случае очень трудно предвидеть. Довольно близки по непредсказуемости потери, обусловленные стихийными бедствиями, а также воровством и рэкетом. Весьма специфичны возможные потери, вызванные несовершенством методологии и некомпетентностью лиц, формирующих бизнес-план и осуществляющих расчет прибыли и дохода. Если в результате действия этих факторов величины ожидаемых значений прибыли и дохода от предпринимательского проекта будут завышены, а реально полученные результаты окажутся ниже, то разница поневоле воспринимается как потери. Хотя в действительности если бы номинальные значения прибыли (дохода) были определены корректно, то угроза таких условных потерь могла бы и не учитываться. Но когда завышение расчетной прибыли произошло, то ее “недобор” заведомо будет считаться ущербом, и риск подобных потерь существует. Особое место занимают потери предпринимателя, обусловленные недобросовестностью или несостоятельностью компаньонов. Риск оказаться обманутым в сделке или столкнуться с неплатежеспособностью должника, невозвратностью долга, к сожалению, достаточно реален.

Также рассмотрим тривиальные  ситуации угрозы потерь и риска. Подчеркнем, полностью избежать риска практически невозможно, но, зная, что порождает потери, предприниматель способен снизить их угрозу, уменьшая действие неблагоприятного фактора.

Итак, охарактеризуем потери, потенциальная возможность которых  порождает предпринимательский  риск.

1.Потери в  производственном предпринимательстве:

Снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие уменьшения производительности труда, простоя оборудования или недоиспользования производственных мощностей, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака ведет к недополучению запланированной выручки.

Снижение цен, по которым  намечается реализовать продукцию, в связи с недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса, ценовой инфляцией.

Повышенные материальные затраты, обусловленные перерасходом материалов, сырья, топлива, энергии.

 Другие повышенные  издержки, которые могут быть  вследствие высоких транспортных  расходов, торговых издержек, накладных  и других побочных расходов.

Перерасход намеченной величины фонда оплаты труда вследствие превышения расчетной численности либо вследствие выплаты более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным работникам.

Уплата повышенных отчислений и налогов, если в процессе осуществления бизнес-плана ставки отчислений и налогов изменятся в неблагоприятную для предпринимателя сторону.

Не следует упускать из виду и возможности потерь в  виде штрафов, естественной убыли, а также обусловленных стихийными бедствиями, хотя учесть такие потери расчетным образом не представляется возможным.

 

2.Потери в  коммерческом предпринимательстве

Неблагоприятное изменение (повышение) закупочной цены товара в  процессе осуществления предпринимательского проекта и не блокированное условиями  договора о закупке.

Непредвиденное снижение объема закупки в сравнении с  намеченным вызывает уменьшение объема реализации, т. е. масштаба всей операции.  

Потери товара в процессе обращения (транспортировки, хранения) или потери качества, потребительской  ценности товара, приводящие к снижению его стоимости.

 Увеличение издержек  обращения по сравнению с намеченными приводит к адекватному снижению дохода, прибыли.

Снижение цены, по которой  реализуется товар, по сравнению  с проектной ценой.

 Снижение объема  реализации, обусловленное непредсказуемым  падением спроса или потребности в товаре, вытеснением его конкурирующими товарами, ограничениями на продажу.

 

3.Потери в  финансовом предпринимательстве

Финансовое предпринимательство, по сути, это то же коммерческое предпринимательство, но товаром здесь являются деньги, ценные бумаги, валюта. Следовательно, потери, в целом характерные для коммерческого предпринимательства, присущи и финансовому предпринимательству. И все же при оценке финансового риска необходимо учитывать такие специфические факторы, как неплатежеспособность одного из агентов финансовой сделки, изменение курса денег, валюты, ценных бумаг, ограничения на валютно-денежные операции, возможные изъятия определенной части финансовых ресурсов в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

 

 

 

1.8.Государственная  поддержка малого предпринимательства

 

Для развития предпринимательской  деятельности необходимы определенные условия в государстве. В первую очередь следует создать соответствующие  политические условия, т.е. органы власти должны осознавать необходимость предпринимательской деятельности, оказывать политическую поддержку бизнесу, проявлять стремление к созданию законодательной базы для его существования. Это касается не только федеральных органов власти, но и субъектов Российской Федерации. В частности, Федеральный закон от 14 июня 1995 г. “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” предусматривает, что субъекты РФ в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры по развитию малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов. Малый бизнес по своей сути регионален: малые предпринимательские структуры действуют на локальных рынках, ориентированных на местных потребителей, изыскивают производственные ресурсы в непосредственной близости от региона своей деятельности, служат решению социально-экономических проблем именно данного региона. Поэтому государственная поддержка малого бизнеса направлена на достижение как политической цели, связанной с формированием среднего класса собственников, так и экономической, путем насыщения потребительского рынка, а также социальной — посредством создания новых рабочих мест. В этой связи в субъектах РФ создаются структуры государственной поддержки и развития малого предпринимательства (комитеты) и государственные фонды поддержки малого предпринимательства. Можно отметить, что в 37 субъектах РФ приняты нормативные правовые акты о программах поддержки малого предпринимательства, а более чем в 70 субъектах РФ организованы фонды поддержки малого предпринимательства. В законодательстве определяются разнообразные формы поддержки и развития малого предпринимательства: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, создание льготных условий для использования субъектами малого бизнеса государственных ресурсов, поддержка их внешнеэкономической деятельности, привлечение к выполнению государственных программ, подготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства, информационное обеспечение, создание фондов поддержки малого бизнеса. Государственная поддержка малого предпринимательства в субъектах РФ осуществляется и в форме разработки региональных программ, заказчиками которых выступают администрации субъектов РФ. 
          В этой связи следовало бы осуществить систематизацию законодательства о предпринимательской деятельности в субъектах РФ, выявить наметившиеся тенденции в регулировании данных отношений, использовать международный опыт поддержки предпринимателей и организации предпринимательской деятельности. Все больше возрастает необходимость в создании единого общественного центра, единой информационной сети, максимально открытой и доступной. К сожалению, выработанные ограниченные формы предпринимательской деятельности в субъектах РФ не способствуют дальнейшему ее развитию, сковывают инициативу предпринимателей.

Информация о работе Предпринимательство в России. Проблемы и перспективы развития