Предпринимательство в России. Проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я хочу рассказать о сущности предпринимательства, принципах его развития, охарактеризовать предпринимательство, как один из резервов социально – экономического развития экономики современной России. Проанализировать фактический материал по исследуемой проблеме и сделать выводы об основных проблемах и перспективах, о факторах, сдерживающих развитие предпринимательства и об основных направлениях создания благоприятной предпринимательской среды.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

Раздел I Основы предпринимательства в РФ………………………………………………..3
1.1.История развития коммерческой деятельности в России……………………….4
1.2.Сущность и основные черты предпринимательской деятельности…………….7
1.3.Организационные формы предпринимательства………………………………...9
1.4.Участники предпринимательской деятельности в России……………………..12
1.5.Внутренние и внешние источники накопления предпринимательского капитала……………………………………………………………………………………….20
1.6.Принципы ведения коммерческой деятельности предприятия………………..23
1.7.Предпринимательский риск……………………………………………………...24
1.7.1.Предпринимательский риск: истоки и сущность……………………………..24
1.7.2.Виды предпринимательского риска…………………………………………...24
1.8.Государственная поддержка малого предпринимательства…………………...26

Раздел II Анализ возможностей развития предпринимательства в РФ и оценка факторов препятствующих развитию………………………………………………………………….31
2.1.Принципы развития предпринимательства в России, этапы развития……….31
2.2.Анализ перспектив развития малого предпринимательства в России………...33
2.3.Анализ поддержки предпринимательства……………………………………….36
2.4.Анализ факторов, препядствующих развитию российского бизнеса………….37

Раздел III Проблемы и перспективы………………………………………………………...40
З.1.Доступность инструментов финансирования для малого бизнеса……………40
3.2.Перспективы кредитования ……………………………………………………...41
3.3.Проблемы социально ответственного поведения предпринимательства и перспективы его развития……………………………………………………………………42
3.4.Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды…………………………………………………………………………………………..43

Заключение……………………………………………………………………………………45
Список использованных источников и литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 575.50 Кб (Скачать файл)

В значительной степени  условия для развития предпринимательства  определяются в ст. 8 Конституции  РФ, где установлено, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Эти положения подкреплены ст.74 Конституции РФ, где указывается, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. К сожалению, именно на этом направлении часто осуществляется “удушение” предпринимательства. Во многих субъектах РФ принимаются политические решения, которые противоречат Конституции РФ, в частности речь идет о запрещении вывоза тех или иных товаров, особенно сельскохозяйственной продукции, кроме того, различные препятствия возникают и при перемещении финансовых средств. 
           Необходимым условием развития предпринимательской деятельности является установление различных форм собственности. В п.2 ст. 8 Конституции РФ закрепляется фундаментальное положение о том, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Это значительно расширяет круг участников предпринимательской деятельности. При этом гражданское законодательство закрепляет все многообразие сложившихся организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Конституционным ограничением в данном случае является лишь положение о том, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции РФ).                            Конституционная возможность иметь в собственности имущество, т. е. право владеть им, пользоваться и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами, отвечает требованиям Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими (ст.17). Под имуществом законодательство понимает совокупность вещей и материальных ценностей, находящихся в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении лица. К имуществу относятся также деньги и ценные бумаги. Однако необходимо разграничивать понятие об имуществе с экономической точки зрения и юридическое понятие. С юридической точки зрения под имуществом понимается совокупность имущественных, т.е. подлежащих денежной оценке, юридических отношений, в которых находится известное лицо, — чисто личные отношении сюда не входят.  Круг объектов, входящих в состав имущества, зависит от формы собственности, к которой это имущество относится, а содержание прав предпринимателей по распоряжению имуществом зависит еще и от формы предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы предприятия. Надо сказать, что вопрос о собственности является одним из основных постулатов программ политических партий и движений, он является тем оселком, на котором проверяется степень демократичности той или иной партии и политического движения. Вместе с тем отношение к собственности — это отношение к развитию предпринимательства. Не может развиваться предпринимательство в условиях ограничения частной собственности, в том числе и собственности на землю. Программные положения некоторых политических партий о переделе собственности в пользу государства не обеспечат экономический подъем нашего государства. Кроме того, Конституция РФ придает особое значение защите прав предпринимателей на их имущество. Это положение закреплено в ст. 35 Конституции РФ, в которой записано, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Формы и правовые средства защиты имущественных прав предпринимателей определяются гражданским законодательством. 
 Немаловажное значение для становления и развития предпринимательской деятельности имеет то, что предприниматели обладают возможностями эффективно защищать свои законные устремления, под которыми понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права и интересы, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека в процессе осуществления предпринимательской деятельности. С одной стороны, право на предпринимательскую деятельность Конституция РФ относит к числу основных прав и свобод человека и гражданина, а с другой стороны, предприниматель имеет разнообразные права, которые можно разделить на следующие виды: а) права, вытекающие из гражданско-правового регулирования экономических отношений, к которым относятся: право заключать любые договоры, сделки и самостоятельно нести ответственность; иметь личные имущественные и неимущественные права; право самостоятельно выступать истцом в гражданско-правовых отношениях и др.; б) права в сфере организации и деятельности предпринимательства, которые включают в себя возможность заниматься любой, не запрещенной законом экономической деятельностью; право на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, услуг, финансовых средств; право иметь в собственности любое имущество, не запрещенное законом, и другие; в) права в социальной сфере, к которым можно отнести право иметь жилище, право на социальное обеспечение, социальное страхование; право организовывать общественные объединения (например, союз предпринимателей) и т.д.; г) самостоятельным видом прав является обеспечение законных интересов предпринимателей. Права предпринимателя могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны, безопасности государства. 
          В условиях становления гражданского общества все большее значение приобретает судебный порядок защиты прав и законных интересов предпринимателей. Под этим понимают совокупность правовых средств, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, восстановление нарушенного права или компенсация потерь, вызванных отдельным нарушением. В ст. 5 Федерального закона РФ об арбитражных судах в Российской Федерации определяется, что одной из основных задач арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Статистика свидетельствует, что в последние годы установился стабильный рост разрешаемых арбитражными судами споров. За нарушение налогового, финансового, административного, экологического, земельного и другого законодательства к предпринимателям могут применяться меры административного взыскания в виде предупреждения, штрафа, лишения лицензии и другие. Постановление по делу об административном взыскании предприниматель может обжаловать как в судебном порядке, так и в вышестоящие органы управления, а также в прокуратуру. Прокурор в случае необходимости может внести протест на незаконное постановление, в соответствии с которым на предпринимателя наложено то или иное административное взыскание. 
           В последнее время разрабатываются проекты нормативных правовых актов, направленных на повышение гарантий защиты прав и обеспечение законных интересов предпринимателей, при осуществлении органами власти и управления контрольно-распорядительных функций. Они содержат правовое обеспечение мер, направленных на систематизацию контрольно-распорядительных функций органов управления, регулирующих осуществление предпринимательской деятельности, установление ответственности должностных лиц за принимаемые решения, повышение роли органов, ответственных за проведение государственной политики развития предпринимательства.

Также уже было правильно  замечено в необходимости разработки комплексного нормативного правового  акта “О защите прав предпринимателей”, в первую очередь защиты от неблагоприятного государственного воздействия. 
           Вместе с тем нормы ст. 10 ГК РФ требуют от граждан и юридических лиц разумно и добросовестно осуществлять свои гражданские права, а также запрещают злоупотреблять ими. Новый Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность в сфере неправомерного использования своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Так, запрещено использование конституционного права на предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации или лицензирования, а равно для “теневых” операций, осуществляемых под прикрытием законной экономической деятельности. Другим видом злоупотреблений в сфере предпринимательской деятельности считается использование незаконно приобретенного имущества или незаконно полученных прав на имущество, т.е. приобретение или сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем, легализация (отмывание) такого имущества, незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения задолженности по кредиту. Распространение получило и такое направление неправомерной деятельности предпринимательства, как принуждение партнеров к совершению сделки, другие формы давления на предпринимателей — насильственный захват их имущества и оказание грубого нажима вплоть до физического устранения предпринимателей. Кроме того, следует выделить правонарушения, связанные с искажением добросовестной предпринимательской деятельности, например нецелевое использование средств внебюджетных фондов поддержки предпринимательства, которые создаются в каждом субъекте РФ. 
            Защита предпринимателей и предпринимательства осуществляется и политическими способами. Во-первых, следует преодолеть сложившееся негативное отношение к предпринимателям, которое долгие годы формировалось командно-административной системой, а также было связано с некоторыми особенностями проявления предпринимательской деятельности — коррупцией, недобросовестной приватизацией и т.д. Этого можно добиться с помощью средств массовой информации, путем проведения различных дискуссий о направлениях и формах осуществления предпринимательства, организации конкурсов среди молодых предпринимателей, конкурсов на лучшие проекты и т.д. Во-вторых, предприниматели могут защищать свои права и интересы, обращаясь к депутатам различных уровней представительных органов власти, выдвигая нужных им кандидатов в депутаты, программы которых содержат положения о развитии и защите предпринимательства; путем финансовой поддержки тех политических партий и движений, которые откликаются на нужды предпринимателей. 
В-третьих, возможно создание своих политических организаций, объединений и движений, выражающих интересы предпринимателей. Во многих субъектах РФ существуют союзы, советы, другие общественные объединения и организации предпринимателей, которые оказывают предпринимателям практическую помощь в конфликтных и потенциально опасных ситуациях, осуществляет различные виды юридических услуг. Развитие предпринимательства в России — это уже необратимый процесс, способный вывести страну из глубокого экономического кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II

2.1.Принципы развития  предпринимательства  в России, этапы развития

 

В современной истории  нашей страны предпринимательство, как самостоятельное социально-экономическое  явление существует более 10 лет.

Началом развития предпринимательства  в нашей стране является 1985 г., когда  вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности.

С признанием индивидуальной трудовой деятельности, личная собственность, не используемая ранее в интересах  общества, приобрела производственный характер и составляла определенную долю в производстве ряда товаров и услуг. В общем объеме бытовых услуг около половины всех работ по ремонту квартир , автомобилей и сложной бытовой техники выполнялись людьми, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью.

Прообразом малых предприятий  у нас стали кооперативы. Число  активных кооперативов росло из года в год. Кооперация, начав почти  с нуля, к концу 1989 г. дала около 4 % всего национального продукта страны.

Кооперативы приняли  различные виды деятельности. Так, на начало 1988 г. 90 % всех кооперативных предприятий и более 90 % реализованной ими продукции приходилось на производство товаров народного потребления, бытового обслуживания.

К 1991 г. кооперативы охватили 20 видов производства и услуг, в том числе строительные работы, работы по производству продукции производственно-технического назначения, сельскохозяйственные, организации досуга, транспортные услуги.

Кооперативный сектор существенным образом зависел от государственного и развивался на его основе. Более 80 % кооперативов было создано при государственных предприятиях, у которых они арендовали 58 % основных фондов, только 36 % фондов составляли собственность кооператива.

Развитие кооперативного движения проходило сложно. Часть  кооперативов, по существу, превратилась в частнопредпринимательские  предприятия.

Проблемы наблюдались  в кооперативах, организованных при  предприятиях и в их составляющих.

Во-первых, такие кооперативы, как правило, не выходили напрямую на потребительский рынок. Они работали на потребительские нужды. А ведь именно с развитием кооперации связывались немалые надежды на пополнение рынка потребительских товаров и услуг. Во-вторых, они были началом перевода безналичных финансовых ресурсов в наличные.

Анализ развития малых предприятий в народном хозяйстве в начале 90-х годов показывает, что в промышленности предприятия со сравнительно небольшим объемом продукции (до 10 млн. руб. в год) составляли примерно две трети (73,4 %) от общего числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе.

Вместе с тем их удельный вес в общем объеме продукции  равен лишь 11,3 %.

Для сравнения, в США, например, в небольших фирмах занято около половины трудовых ресурсов страны. Более 37 % валового национального продукта производится малым бизнесом.

Таким образом, период с 1985 г. по 1987 г. можно обозначить как  первый этап в истории развития отечественного предпринимательства. Для этого  периода характерны деятельность центров  научно-технического творчества, распространение  бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер.

Сфера деятельности малого предпринимательства расширяется  на втором этапе (1987 – 1988 г.), когда оно  развивалось, в основном, в виде кооперативов.

Количество людей, принимавших  в нем участие, увеличилось, четко  выделилось молодое поколение предпринимателей.

В этот же период материальное обеспечение кооперативов ухудшилось. Возникли проблемы по поводу отвода земель под строительство, отсутствовали  свободные ресурсы, не получила развития рыночная оптовая торговля и т.п.

Все это вынудило предпринимателей заняться деятельностью, которая требовала крупных материальных затрат. На начало 1991 г. в России действовало 134,6 тыс. кооперативов, ими было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб.

Позднее многие профильные кооперативы оказались наиболее конкурентно способными, и некоторые из них стали крупными предпринимательскими структурами. На их базе были созданы союзы, акционерные общества, совместные предприятия.

  Кооперативы начали выполнять важную функцию, создавая основы развития отраслей по производству товаров народного потребления и услуг. Однако, реализация этой продукции сдерживалась тем, что были запрещены многие формы их деятельности и ограничен доступ к сырью, оборудованию, материалам.

Третьим этапом можно  условно назвать 1989 – 1990 г. Для него характерно принятие законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий.

Для четвертого этапа (1991 – 1992 г.г.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Именно в это время происходит наиболее быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах.

1992 г. – год шоковой  терапии – характеризовался самыми  высокими с середины 80-х годов  темпами роста числа малых  предприятий (в 2,1 раза) и численности  занятых в них (7,7 % от общего  числа занятых). В это время наблюдается становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т.п.), укрепление финансовых институтов.

Осуществленная тогда  либерализация цен, налоговый прессинг, рост инфляции, обесценение сбережений населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою инвестиционной деятельности, в следствии чего малые предприятия стали заниматься чисто посреднической деятельностью.

Процесс образования  малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 г., фактически прекратился. По данным Лиги  кооперативов и предпринимателей Российской Федерации за 1992 г. в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере.

К пятому этапу развития малого предпринимательства в России можно отнести 1993 – 1994 г.г. – период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской  деятельности. Появилось множество  собственников и интенсивное  участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления. Были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы давали основание предполагать об их способности к инвестированию деятельности, к развитию предпринимательства.

В 1993 г. были сделаны самые  первые шаги в правовом и организационном  обеспечении формирования малого предпринимательства  как особого сектора экономики  России, т.к. не существовало хозяйственного механизма поддержки и государственной программы развития малых предприятий. 11.05.1993 г. вышло постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации».

Несомненно, малый бизнес не знает себе равных по приспособляемости и способности оживить экономику, вывести ее из кризиса и обеспечить индивидуальный подход к потребителю товаров и услуг. Опыт развития малого бизнеса развитых зарубежных стран необходимо использовать, однако, он должен быть адаптирован к особенностям российской экономики.

Для расширения сферы  предпринимательской деятельности в России требуется существенная государственная поддержка малых  предприятий на всех уровнях, и прежде всего в сфере кредитования и  страхования малого предпринимательства, стимулирование его инвестиционной активности.

Государственная поддержка  малого предпринимательства, несмотря на принятые соответствующие законы и правительственную программу, пока не оказывает эффективного влияния  на развитие малых предприятий. Неблагоприятный предпринимательский климат во многом вызван негативными тенденциями в экономике.

Информация о работе Предпринимательство в России. Проблемы и перспективы развития