Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 08:13, курсовая работа
Актуальность данной темы можно обосновать тем, что российское предпринимательство может и должно занять главную позицию и сыграть важную роль в восстановлении устойчивых и самых основных отраслей современной экономики, в создании высокого и нерушимого экономического потенциала страны.
Цель: изучить предпринимательство как особую форму экономической активности.
Задачи:
• Рассмотреть понятие, сущность и функции предпринимательства;
• Выявить главные социально-психологические особенности современного предпринимателя;
• Рассмотреть форму экономической активности;
• Определить внешние стимулы для осуществления предпринимательской деятельности.
Введение …………………………………………………..............................2
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения предпринимательства…………………………………………………………...4
§ 1. Понятие предпринимательства………………………………………. 4
§ 2. Социально-психологический портрет предпринимателя……………8
Глава 2. Предпринимательство как особая форма активности………….11
§ 1. Форма экономической активности…………………………………....11
§ 2. Внешняя среда и стимулы к осуществлению предпринимательской деятельности………………………………………………………………....14
Заключение…………………………………………………………………..19
Приложение………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………….23
Целью данной курсовой работы было стремление изучить предпринимательство как особую форму развития экономической активности. Поэтому, в теоретической части курсовой работы мы рассматривали историю развития теории предпринимательства на основе работ тех учёных, которые занимались данной проблемой, а так же во второй главе мы рассмотрели форму развития экономической активности, условия формирования согласия в обществе и стимулы осуществления предпринимательской деятельности.
Родиной слова «предприниматель», основываясь на работах взятых нами исследователей, считается Франция. Это понятие появилось там ещё в ХIII вв. Изначально предпринимателями являлись люди, которые постоянно организовывали для народа различные парады, праздничные шествия и разрабатывали государственные программы. В современное же время успешный предприниматель должен иметь определённые психологические качества и навыки.
В русском языке термин «предпринимательство» появился где-то в середине XIX в. Об этом мы можем узнать из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля (1801-1872). В словаре предприниматель определяется как торговец, который способен к созданию предприятия и к участию в крупных оборотах. Ему приписываются такие качества, как предприимчивость, смелость, отважность и решительность17. Со временем трактовка этого понятия менялась. Наиболее точное и современное, на наш взгляд, определение термина «предпринимательство» приводится в «Экономической энциклопедии», редактированной под контролем академика РАН РФ Л.И.Абалкина. Здесь предпринимательством является деятельность, которая осуществляется от своего имени, на свой риск и под свою ответственность. Основными качествами такого предпринимательства будут инициативность и самостоятельность. Деятельность направлена получение дохода с помощью продажи товаров, выполнения каких-либо работ и оказания услуг.18
Таким образом, цель этой курсовой работы – изучить предпринимательство как особую форму экономической активности – достигнута, все задачи решены.
Предпринимательство действительно является основной и незаменимой силой рыночной экономики и общественного процветания. По нашему мнению, предпринимателя вполне логично можно назвать новатором, который постоянно внедряет на коммерческой основе новейшие технологии и новейшие формы организации производства. Кроме того, предприниматель является главным инициатором, который выступает за объединение факторов производства в цельный процесс производства товаров и услуг. Делается это только с целью получения некоторой прибыли. Так же предприниматель - это главный организатор производства, который настраивает и задает тон деятельности фирмы, определяет определённую тактику поведения своей фирмы и принимает на себя полную ответственность за успех. Предпринимателем можно назвать того человека, который не боится риска и сознательно идёт на него ради достижения вершины заветной цели.
Предприниматель в современном мире обязательно должен разбираться в сущности экономических процессов, особенно тех, которые происходят конкретно на его предприятии; он обязан хорошо ориентироваться в быстро изменяющейся обстановке на предпринимательском рынке, прогнозировать и рассчитывать вероятность возможных потерь, т.е. в совокупности он должен сознательно идти на риск. Комбинируя имеющиеся факторы производства, предприниматель должен уметь выбирать самые оптимальные варианты, чтобы при самых возможных минимальных издержках можно было получить самую максимально возможную прибыль.
Приложение 1
Табл. Дескриптивные характеристики предпринимателей разных «призывов».19
Старая гвардия |
Первопроходцы |
Массовый набор |
Новобранцы | |
Образование: ср., ср.спец. н/высшее высшее уч. степень |
6 2 86 6 |
10 7 76 7 |
12 7 71 11 |
15 13 70 2 |
Пол: мужчины женщины |
76 24 |
83 17 |
74 26 |
67 33 |
«Человеческий капитал»: минимальный низкий средний высокий максимальный |
3 20 26 26 15 |
14 25 21 29 11 |
12 20 27 29 12 |
15 36 18 18 13 |
Средний возраст начала руководящей деятельности |
31 год |
36 лет |
35 лет |
32 года |
Список литературы:
1Радаев В.В. Экономическая социология.: Учебное пособие. – М.:Аспект Пресс, 1997. С. 202.
2 Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. М.:Прогресс-Универс, 1993. С.208-213.
3 Найт Ф. Понятие риска и неопределённости // Thesis, 1994. Вып.5. С.12-28.
4 Радаев В.В. Экономическая социология.: Учебное пособие. – М.:Аспект Пресс, 1997. С. 204
5 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С.169-170.
6 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.:Прогресс, 1982. С.169-194.
7 Радаев В.В. Экономическая социология.: Учебное пособие. – М.:Аспект Пресс, 1997. С. 214
8 Барсукова С.Д. Предпринимательские «призывы» от «старой гвардии» до «новобранцев» М.:Наука, 2000, №3.С.20-25
9 Барсукова С.Д. Предпринимательские «призывы» от «старой гвардии» до «новобранцев» М.:Наука, 2000, №3.С.20-25
10 Барсукова С.Д. Предпринимательские «призывы» от «старой гвардии» до «новобранцев» М.:Наука, 2000, №3.С.20-25
11 http://wciom.ru/index.php?id=
12 Савкин В.И.Предпринимательская среда в оценке предпринимателей.М.:Наука, 1999,№7.С.15-19
13 Охотникова М.М.Условия и факторы экономического согласия в обществе. М.:Наука, 2000,№10. С.36-39
14 Охотникова М.М.Условия и факторы экономического согласия в обществе. М.:Наука, 2000,№10. С.36-39
15 Охотникова М.М.Условия и факторы экономического согласия в обществе. М.:Наука, 2000,№10. С.36-39
16 Охотникова М.М.Условия и факторы экономического согласия в обществе. М.:Наука, 2000,№10. С.36-39
17 http://www.nashislova.ru/dal2/
18http://slovari.yandex.ru/~%
19 Барсукова С.Д. Предпринимательские «призывы» от «старой гвардии» до «новобранцев» М.:Наука, 2000, №3.С.20-25
Информация о работе Предпринимательство как особая форма экономической активности