Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 08:13, курсовая работа
Актуальность данной темы можно обосновать тем, что российское предпринимательство может и должно занять главную позицию и сыграть важную роль в восстановлении устойчивых и самых основных отраслей современной экономики, в создании высокого и нерушимого экономического потенциала страны.
Цель: изучить предпринимательство как особую форму экономической активности.
Задачи:
• Рассмотреть понятие, сущность и функции предпринимательства;
• Выявить главные социально-психологические особенности современного предпринимателя;
• Рассмотреть форму экономической активности;
• Определить внешние стимулы для осуществления предпринимательской деятельности.
Введение …………………………………………………..............................2
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения предпринимательства…………………………………………………………...4
§ 1. Понятие предпринимательства………………………………………. 4
§ 2. Социально-психологический портрет предпринимателя……………8
Глава 2. Предпринимательство как особая форма активности………….11
§ 1. Форма экономической активности…………………………………....11
§ 2. Внешняя среда и стимулы к осуществлению предпринимательской деятельности………………………………………………………………....14
Заключение…………………………………………………………………..19
Приложение………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………….23
Содержание
Введение …………………………………………………...........
Глава 1. Теоретико-методологические
основания изучения предпринимательства……………………………
§ 1. Понятие предпринимательства……………………………
§ 2. Социально-психологический портрет предпринимателя……………8
Глава 2. Предпринимательство как особая форма активности………….11
§ 1. Форма экономической активности…………………………………....11
§ 2. Внешняя среда и стимулы к осуществлению
предпринимательской деятельности………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Актуальность данной темы можно обосновать тем, что российское предпринимательство может и должно занять главную позицию и сыграть важную роль в восстановлении устойчивых и самых основных отраслей современной экономики, в создании высокого и нерушимого экономического потенциала страны.
Любая нация всегда гордилась и будет гордиться результатами деятельности своих предпринимателей. Однако к тому же каждая нация и любой ее отдельно взятый представитель гордятся и своей прямой причастностью к осуществлению какой-либо определённой предпринимательской цели. Предпринимательство есть определённая форма, которая является проявлением общественных отношений. К особым признакам можно отнести повышение и улучшение материального и духовного богатства общества, создание благоприятной почвы с той целью, чтоб каждая личность могла в полной мере раскрыть свои выдающиеся таланты и способности. Кроме того, предпринимательство ведёт к единению нации, помогает сохранять национальный дух и национальную культуру.
С недавних времён отмечается резко возникший интерес учёных и специалистов, особенно русских, к исследованию актуальных на сегодняшнее время проблем, касающихся предпринимательства. Очень много информации и разработок в развитие теории предпринимательства ввели зарубежные экономисты. К ним относятся, например, М. Питерс, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, Р. Хезрич. Так же необходимо отметить, что большую роль в развитии теории сыграли и отечественные ученые, например, Б.К. Злобин, А.В. Бачурин, А.А. Суханов, Г.П. Черников, В.Е. Хруцкий, В.М Яковлев, Н.П. Шмелев и многие другие.
Предпринимательская деятельность, особенно в сфере производства, рассматривается как самостоятельная проблема, возникшая в сфере экономики. Несмотря на огромный вклад в исследование теории предпринимательства, развитие предпринимательской деятельности до сих пор до конца не изучено. Удача в предпринимательских делах не падает с неба, не даётся просто так. Как же всё-таки ее добиться, как помочь предпринимателю, особенно начинающему, сохранить свой бизнес от ошибок и уберечь его от неудач? Благодаря знаниям о теоретических основах предпринимательства мы можем вывести для себя необходимое условие долгой и успешной жизни в предпринимательском бизнесе. Исходя из этого, мы выделили основную цель исследования, а также ряд задач, по которым в дальнейшем планируем исследовать данную проблему.
Цель: изучить предпринимательство как особую форму экономической активности.
Задачи:
Таким образом, курсовая работа составлена из частей:
Глава 1. Теоретические основания изучения предпринимательства.
§1.Понятие предпринимательства. Личностные качества предпринимателя.
Понятие «предпринимательство» относится к числу тех понятий, которые имеют очень много определений. Термин «предпринимательство» был введён Р.Кантильоном1 в XVIII веке. С тех пор к функции предпринимательства появились несколько абсолютно разных подходов. Первый подход преобладает в основном в трудах Ф.Кенэ и А.Смита. Они рассматривают предпринимателя только как собственника. Позднее, в работах немецких историков В.Рошера и Б.Гильдебранда, предприниматель стал рассматриваться как собственник, который управляет своим капиталом и совмещает собственнические функции с личностным производительным трудом.
С течением времени предпринимателя перестают сравнивать с капиталистом. Во втором подходе он рассматривается как организатор производства, который вовсе необязательно отягощён правами собственности. Этот подход разработали Ж.Б.Сэй и Дж.С.Милль. Затем предприниматель больше стал рассматриваться как менеджер. Это можно увидеть в работах А.Маршала и К.Менгера. Спустя ещё время появились два направления, которые охватывают большинство теорий предпринимательства: классическое (представитель – Й.Шумпетер) и современное (представители - А.Коул и П.Дракер).
Как и у любой функции, у предпринимательской функции есть своя сущность. Она включает в себя приспособление к постоянно изменяющимся условиям рынка, удовлетворение спроса на товар или услугу и более эффективное использование ресурсов. В теории предпринимательства организация становится «четвёртым фактором производства»2. Тем самым, предпринимательство становится некоторым элементом, который контролирует саморегулирующий механизм цен.
Третий подход к предпринимательской функции рассматривается в работах Р.Кантильона, Дж.Тюнена и др. Они связывают эту функцию с возникновением риска и неопределённости развития в сфере экономики. В работах Ф.Найта эти элементы стали центральными. С его точки зрения, те люди, которые берут на себя ответственность за возникновение риска и при этом могут гарантировать большинству людей стабильную заработную плату, имеют бесспорное право управлять деятельностью этих людей и определённую часть дохода оставлять себе.3
К сторонникам «четвёртого» подхода можно отнести Р.Коуз и О.Уильямсон. Они рассматривают предпринимателя как субъект, который должен выбрать: контрактные отношения свободного рынка или организация фирмы. Предпринимательство становится особым регулирующим механизмом, который отличается от ценового механизма и механизма государственного регулирования, а именно является некой альтернативой.4
Пятый подход был разработан представителями австрийской школы. Яркими примерами являются Л.Мизес и Ф.Хайк. Здесь предприниматель – это активный преобразователь и созидатель рынков. В пятом подходе делается акцент в основном на активный, инновационный характер предпринимательства. Он проявляется в выборе способов распределения ресурсов и в создании новых рыночных возможностей.
Последний, шестой, подход стал основой для работ Й.Шумпетера. Следует отметить, что особой популярностью этот подход пользуется у экономистов и, что самое важное, у социологов. Шумпетер противопоставляет себя представителям второго подхода. Он определяет, что в предпринимательской функции обязательно должно осуществляться создание организационно-хозяйственных инноваций. Следует заметить, что Й.Шумпетер не придает особого значения функции несения риска.5 По его мнению, предприниматели не образуют особого отдельного класса или профессии. В каждой хозяйственной сфере функция предпринимательства то появляется, то затухает, сменяясь всё более стандартными (шаблонными) действиями. Однако предприниматель не обязательно сам должен изобретать «новые комбинации». Его задача – всего лишь воплощать их в жизнь, зачастую используя чужой хозяйственный опыт.
Следуя за идеей Й.Шумпетера, можно сформулировать общее определение предпринимательства. Итак, по Й.Шумпетеру, предпринимательство – это осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли или другого дополнительного дохода. Исходя из этого, можно сконструировать три необходимых элемента предпринимательства:
Существует еще множество переменных, обозначающих различные видовые различия предпринимательской деятельности. Предпринимательство может либо сопровождаться, либо не сопровождаться трудовой или исполнительской активностью. Так же предпринимательство может быть связано или не связано с собственностью на средства и капитал. В роли предпринимателей могут выступать и специально обученные профессионалы, например выпускники бизнес-школ, и «любители», которые не имеют никакой профессиональной подготовки. Предпринимательские действия имеют почти неограниченные возможности. Они могут быть направлены на изобретение новых условий, на познание скрытых хозяйственных возможностей и на эффективное освоение имеющихся образцов организации в определённых условиях.
Предпринимательская деятельность неразрывно связана с риском. Риск делится на явный риск (потеря доходов и имущества, статуса и времени), просчитанный риск и несуществующий риск (т.е. его может и не существовать, он относителен). Все действия, которые производит предприниматель, напрямую зависят от размеров ресурсов и отраслей освоения, которые находятся в распоряжении самого предпринимателя. Такие действия могут выходить за рамки собственного производства в различные сферы, например, в политику, науку, искусство, но только в том случае, если они ориентированы на получение некоторой прибыли. Кроме того, предпринимательство разделяют по исполнению на индивидуальное или групповое, а по результату – на успешное и неуспешное.
Во всех перечисленных случаях понимание предпринимательской функции, как возникающую и исчезающую по мере необходимости, которая может бесконечно дробиться и интегрироваться, сохраняется. Она присуща любой хозяйственной системе, особенно с момента ее вступления в стадию индустриализации. Предпринимательская функция может реализовываться как в государственных, так и в негосударственных секторах, а так же существовать в совершенно различных политических режимах.
§ 2. Социально-психологический портрет предпринимателя.
Предприниматели в наше время сформировали свой отдельный класс, слой населения. У них, как и в любом нормальном элементе общества, существуют установленные нормы и правила. Таким образом, образуется понятие «предпринимательская культура и этика». Как и в каждом элементе социальной структуры, здесь существуют определённые нормы и правила. Именно они образуют предпринимательскую культуру и этику. Он складывает определённый образ достойного, успешного предпринимателя. Рассмотрим конкретный образ экономического лидера предприятия.
Люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью, должны обладать некоторыми личностными качествами. Экономисты в первую очередь обращают внимание на психологический склад человека и тип характера. Подчёркивают очень различные свойства, например, такие как:
Наиболее популярный
и идеальный тип
Шумпетер так же выделял мотивы, которые движут предпринимателем. Самый обязательный – это мотив прибыли. Однако стоит отметить, что он не должен быть самоцелью, нельзя на нём зацикливаться. В первую очередь прибыль – это критерий успеха, а не способ самопродвижения. По Шумпетеру, сам предприниматель стремится к свободе и самореализации6.
Предприниматель выступает как акт творческой деятельности, а облик предпринимателя очень похож на человека с отчаянным героизмом. Истоки этого особого психологического типа невозможно объяснить. Здесь скорее нужно использовать понятия «биологической предрасположенности» отдельных индивидов и групп.
Информация о работе Предпринимательство как особая форма экономической активности