Проблемы и перспективы малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Содержание

Введение 3
1. Развитие малого бизнеса в России 5
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса в России 5
1.2. Динамика развития малого бизнеса в России 8
2. Современное состояние малого бизнеса в России 14
2.1. Социально-экономическая и политическая роль малого
бизнеса 14
2.2. Малый бизнес в структуре экономики страны 16
3. Проблемы и перспективы малого бизнеса 19
3.1. Проблемы малого бизнеса в России 19
3.2. Перспективы развития малого бизнеса в России 26
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса 28
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 66.71 Кб (Скачать файл)

В Приволжском федеральном  округе, несмотря на положительную  динамику количества малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей (прирост 0,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей), в абсолютном выражении  количество малых предприятий снизилось (на 0,3%).

   Данные по объемам  оборота представляют совокупность  малых организаций с соответствующим  основным видом деятельности  и отражают коммерческую деятельность  организаций. Общий объем оборота  малых предприятий в Российской  Федерации в 1 полугодии 2011 года  составил 5371,2 млрд. рублей, что на 20,6% выше аналогичного показателя 2010 года (с учетом индекса потребительских  цен рост показателя составил 10,2%). Рассмотрим оборот малых  предприятий по федеральным округам  России в таблице 2.6

 

 

 

Таблица  2

Оборот  малых предприятий по федеральным округам России.

Федеральные округа

Объем оборота в январе-июне 2011г.

млн. рублей

На душу населения, руб.

в % к январю-июню 2010г.

РФ

5 371 202,3

37 583,4

110,2

Центральный ФО

2 037 056,6

52 969,9

121,1

Северо-Западный ФО

617 091,0

45 396,0

80,0

Южный ФО

391 208,3

28 238,5

107,7

Северо-Кавказский ФО

103 576,9

10 894,8

109,8

Приволжский ФО

988 143,8

33 070,0

108,8

Уральский ФО

437 547,7

36 193,5

105,7

Сибирский ФО

581 543,3

30 210,4

124,3

Дальневосточный ФО

215 034,7

34 221,0

122,4


    

       Рост  оборота малых предприятий с  учетом ИПЦ наблюдается практически  во всех федеральных округах.  Наиболее значительный рост показателя  отмечен в Сибирском федеральном  округе (на 24,3%), Дальневосточном федеральном  округе (на 22,4%) и Центральном федеральном  округе (на 21,1%). В Северо-Кавказском  федеральном округе рост показателя  составил 9,8%, в Приволжском федеральном  округе – 8,8%, в Южном федеральном  округе – 7,7%, в Уральском федеральном  округе – 5,7%.

Сокращение показателя отмечено только в Северо-Западном федеральном округе (на 20,0%). В январе-июне 2011 года объем оборота малых предприятий  с учетом ИПЦ по сравнению с  аналогичным показателем прошлого года вырос в 68 регионах. Лидерами по темпам роста показателя стали Амурская область (показатель вырос в 2,1 раза), Ненецкий АО (показатель вырос на 70,2%), Республики Ингушетия (на 63,4%) и  Северная Осетия-Алания (на 62,5%), а также г. Москва (на 51,9%).

По итогам первого  полугодия 2011 года по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года в целом по стране наблюдался рост  количества малых предприятий,  среднесписочной  численности занятых на малых  предприятиях,  а также оборота  малых предприятий. При этом  объемы инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ  в рассматриваемом периоде сократились.

        На 1 июля 2011 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 июля предыдущего года на 5,3%, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 4,1%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 12,5%.Объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ вырос на 10,2%. На фоне положительной динамики указанных показателей объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ в первом полугодии 2011 года оказался на 6,1% ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Итоги деятельности малых предприятий в январе-июне 2011 года в региональном разрезе можно рассматривать как позитивные. В 51 регионе увеличилось количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях отмечено в 49 регионах; объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ вырос в 68 регионах; инвестиции в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ выросли в 48 регионах.

      Таким образом, исследовав таблицы 1 и 2, автор может прийти к выводу, что рост числа и рост оборота малых предприятий наблюдается практически во всех регионах, что способствует укреплению малого бизнеса в России.

      Таким образом, анализ данной главы показал истоки и процесс развития малого бизнеса в России. Как показало время, малое предпринимательство постепенно начинает занимать определенное место в хозяйстве страны. Рыночная экономика основывается на предпринимательстве - это истина, не требующая доказательства. Теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современное  состояние малого бизнеса в  России

2.1.  Социально-экономическая  и политическая роль малого  бизнеса

Социальная значимость малого предпринимательства определяется массовостью группы мелких собственников-владельцев малых предприятий и их наёмных  работников, общая численность которых  является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой  страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

  • Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
  • Занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
  • Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряжённости в стране;
  • Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность; 
  • Малое предпринимательство способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться;
  • Малые предприятия способны создавать атмосферу жестокой конкуренции;
  • Малый бизнес создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна;
  • Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
  • На мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджет, выполняют другие важные для хозяйства функции;7

Политическое влияние  малого бизнеса в различных странах  достаточно велико, поскольку эта  социальная группа давно стала основой  сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей  численности и являющегося выразителем  политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого  социально-экономического и политического  развития общества мелкие предприниматели  отличаются наибольшей приверженностью  принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет  наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и мелких собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. Данный фактор определяет неразрывную связь малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обуславливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Сектор малого предпринимательства  наиболее динамично осваивает новые  виды продукции и экономические  ниши, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса и т.д. Ещё  одной характерной чертой малого предпринимательства является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных  отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Присущие малому бизнесу  гибкость и высокая  приспособляемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране.

Таким образом, исследование данного параграфа показало, что  существенная роль малого предпринимательства  в экономической жизни определяется тем, что в этом секторе экономики  действует подавляющее большинство  предприятий, сосредоточена большая  часть экономически активного населения  и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

2.2.  Малый бизнес  в структуре экономики страны

     Понимание  роли малого предпринимательства  требует ясного представления  о том, какое место оно занимает  в национальной экономике и  каковы его отличительные особенности.  Формирование и развитие рыночных  отношений предполагает свободное  и равноправное сосуществование  и развитие различных форм  собственности и различных секторов  внутри каждой формы собственности.  Малый бизнес представляет самый  многочисленный слой мелких собственников,  которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малых предприятий образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся  конъюнктуру рынка.

       Сектор  малого предпринимательства является  неотъемлемым, объективным необходимым  элементом любой развитой хозяйственной  системы, без которого экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться.  Хотя облик любого развитого  государства составляют крупные  корпорации, а наличие мощной  экономической силы - крупного капитала - в значительной мере определяет уровень научно-экономического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого бизнеса создаётся и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.8

     Высокая приспособляемость  и массовый охват практически  всех сфер внутреннего рынка  страны обеспечивают устойчивость  развития экономики и способствуют  стабильности политического климата.  Владельцы малых предприятий,  с одной стороны, являются мелкими  собственниками и объединены  едиными корпоративными интересами  в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей малого предпринимательства отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Всё изложенное и определяет общественное поведение представителей малого бизнеса, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов. Малый бизнес - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития.

      Таким образом,  малый бизнес - вполне самостоятельная  и наиболее типичная форма  организации экономической жизни  общества со своими отличительными  особенностями, преимуществами и  недостатками, закономерностями развития.

       Таким  образом, анализ второй главы  показал, что роль малого бизнеса  в экономике России определяется  в сосредоточении большей части  экономически активного населения  и производстве примерно половины  валового внутреннего продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и перспективы малого бизнеса

Информация о работе Проблемы и перспективы малого бизнеса