Проблемы и перспективы малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Содержание

Введение 3
1. Развитие малого бизнеса в России 5
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса в России 5
1.2. Динамика развития малого бизнеса в России 8
2. Современное состояние малого бизнеса в России 14
2.1. Социально-экономическая и политическая роль малого
бизнеса 14
2.2. Малый бизнес в структуре экономики страны 16
3. Проблемы и перспективы малого бизнеса 19
3.1. Проблемы малого бизнеса в России 19
3.2. Перспективы развития малого бизнеса в России 26
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса 28
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 66.71 Кб (Скачать файл)

3.1. Проблемы малого  бизнеса в России.

       В последние  десятилетия малое предпринимательство  превратилось во многих странах  в один из важнейших секторов  экономики. По данным главы  Министерства экономического развития  и торговли (МЭРТ) России Э.Набиуллиной доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае — более 60%, в России – пока не превышает 17%.

     Присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обусловливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики. В то же время для мелких предприятий характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п. 9

     Наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды. Другим слабым местом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточно средств для выплаты высокого процента. Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена. У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания. Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством. Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм – ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

        Рассмотрим проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства более подробно:10

- организационные проблемы (трудности с юридическим оформлением  и регистрацией предприятия, открытием  счета в банке и др.);

- проблемы материально-технического  обеспечения (нехватка или отсутствие  производственных помещений, современного  оборудования, низкая квалификация  персонала, недостаточная защищенность  деятельности предпринимателя, сложные  отношения с местными органами  власти и т.д.);

- материально-финансовые  проблемы (затруднения в получении  капитала для регистрации предприятия,  в накоплении стартового капитала  для обеспечения деятельности  предприятия, в установлении связей  с поставщиками сырья, недостаток  опыта в сбыте продукции). Остро стоит проблема безопасности. Исследования показывают, что распространенные суждения о том, что малое предпринимательство больше, чем крупный и средний бизнес, подвержено влиянию «теневой экономики». По мнению руководителей малых предприятий, основными причинами ухода малых предприятий в «теневую экономику» являются жесткий налоговый прессинг, высокий уровень альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), неразвитость рынка недвижимости.

     Сдерживающими факторами в развитии деятельности малых предприятий являются:

- неразвитость и нестабильность  законодательств;

- снижение платежеспособности  населения;

- жесткое давление налоговой  системы;

- недостаток собственных  финансовых средств.

        Серьезным  препятствием в развитии предпринимательской  деятельности является сложность  получения кредитов. Основными причинами  этого являются отсутствие у  малых предприятий необходимого  залога, неразвитость системы гарантирования, лизинга, недостаточное количество  сильных региональных банков. Большинство  малых предприятий из-за неустойчивого  финансового положения и нехватки  средств лишены внутренних стимулов  для своего развития, внедрения  новых технологий, повышения качества  продукции и услуг, осуществления  долгосрочных инвестиций, освоения  новых рынков. Малые предприятия  в наибольшей степени страдают  от кризиса неплатежей, недисциплинированности  контрагентов, банкротств деловых  партнеров.

       Проблема  нехватки производственных и  служебных помещений также существенно  тормозит развитие малого предпринимательства.  Существует большой резерв неиспользуемых  производственных и служебных  помещений, являющихся собственностью  крупных приватизированных предприятий  и местных органов власти, однако  предпринимателю подобная информация  недоступна. Бизнесмены, разворачивающие  производство на арендуемых площадях, попадают в кабалу к арендодателям,  которые зачастую произвольно  изменяют ставки арендной платы. 

 К общим негативным  факторам, оказывающим влияние на  деятельность малых предприятий,  можно отнести снижение ликвидности,  неплатежи, низкая инвестиционная  активность.

        К  специфическим факторам в свою  очередь относятся следующие:

во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

       Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.

        Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение; 11

        во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности;

        в-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме;

        в-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса;

        в-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

        В  целом можно отметить, что вследствие  существования кризисных явлений  в экономике, субъекты малого  предпринимательства будут: 12

1) замораживать все проекты,  которые направлены на развитие  и расширение (приостанавливается  покупка нового оборудование, вложения  в инфраструктуру, наем и обучение  персонала, освоение новых земельных  участков, открытие новых торговых  точек, совершенствование методов  управления, организации производства  и сбыта и т.п.);

2) прикладывать все усилия  по сокращению инвестиционных  и налоговых расходов;

3) пересматривать методы  работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться  от предоплаты на покупаемый  товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию)

4) будут наращивать привлечение  заемных средств с нелегальных  кредитных рынков и перестанут  пользоваться кредитными услугами  легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет  ограничен.

     Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким предприятиям прежде всего относятся: предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;

- предприятия, производящие  товары/услуги с неэластичным  спросом; 

- предприятия, не использующие  в своей работе заемные средства;

- предприятия, имеющие  постоянные и налаженные отношения  с банками, которые могут предоставить  кредиты в сложный момент;

- предприятия, имеющие  административную поддержку и  работающие по государственному / муниципальному заказу. 13

     Основные болезненные и уязвимые точки малого предпринимательства. Кризис может обусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего в тень) части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

        Основные  существующие или возможные проблемы  у субъектов малого предпринимательства  все-таки носят финансовый характер:

1) отсутствие оборотных  средств

2) отсутствие доступа  к банковским кредитным услугам,  как для решения проблемы с  оборотными средствами, так и  для реализации начатых или  намеченных инвестиционных проектов;

3) отсутствие свободного  доступа к займам государственных  и муниципальных фондов поддержки  малого предпринимательства в  связи с малыми размерами их  финансовых активов и ограниченным  бюджетным финансированием этих  фондов;

4) снижение спроса на  продукцию, при неизменном уровне  издержек грозит ухудшением показателей  оборачиваемости капитала, снижением  нормы прибыли и рентабельности  бизнеса; 

Информация о работе Проблемы и перспективы малого бизнеса