Пути повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 20:30, реферат

Краткое описание

Мировая практика показывает, что малый и средний бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. По численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выполняемых работ субъекты малого и среднего предпринимательства зачастую занимают ведущие места. Таким образом, высокий уровень развития предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.
Особую роль играет предпринимательство и в трансформационной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СЩУНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ
2.1 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг
2.2 Пути повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.25 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И СЩУНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Экономическая природа и признаки  предпринимательства

1.2 Необходимые условия для развития  предпринимательства

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РБ

2.1 Развитие предпринимательства  в 2006-2010 гг

2.2 Пути повышения эффективности  государственного регулирования  предпринимательства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Мировая практика показывает, что малый и средний бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. По численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выполняемых работ субъекты малого и среднего предпринимательства зачастую занимают ведущие места. Таким образом, высокий уровень развития предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.

Особую роль играет предпринимательство и в трансформационной экономике. С одной стороны, перераспределение ресурсов из неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно, невозможно без создания нового частного сектора. С другой стороны, рыночная реструктуризация предприятий связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Частный сектор поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая остроту социальных проблем. Частный бизнес - это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Поэтому формирование и проведение гибкой и эффективной политики в отношении малого и среднего предпринимательства и низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики.

Актуальность тематики развития и форм поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь остается очень высокой практически с момента появления этого сектора экономики. При этом пристальное внимание, уделяемое проблемам развития данного сектора со стороны государства и общества, вот уже много лет не приводит к каким-либо кардинальным позитивным изменениям ситуации.

Предпринимательская деятельность по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем.

В современной Беларуси, идущей по пути рыночных преобразований, до сих пор не использован потенциал этого особого сектора экономики, призванного смягчить последствия системного кризиса, выступать в роли катализатора переходных процессов. Развитие его в Беларуси существенно отстает от темпов, демонстрируемых в странах-соседях. Это объясняется отношением государства к этому сектору - правительство связывает возможности экономического роста в Беларуси преимущественно с государственными предприятиями. В результате для малого и среднего предпринимательства создана довольно негостеприимная среда с высокими издержками как входа на рынок, так и ухода с него, в виде сложного и изменчивого законодательства, длительной и дорогостоящей регистрации, закрытия предприятия и пр. Высокие транзакционные издержки, связанные с получением всех необходимых разрешений и пр., дополняются рисками и конфискационными механизмами в виде многочисленных проверок и штрафов за нарушение норм законодательства. Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии данного сектора, предпринимательство еще не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как это имеет место в промышленно-развитых странах.

Всё вышесказанное характеризует актуальность выбранной темы, а также необходимость дальнейших исследований в сфере предпринимательской деятельности.

Целью данной работы является анализ проблем развития предпринимательства в Республике Беларусь, а также перспектив развития данного сектора.

В курсовой работе были использованы различные источники: книги, журналы, сборники научных статей, материалы интернета. В частности можно выделить «Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики», «Проблемы управления», труд Башлаковой О.С. «Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона», материалы интернет-ресурса Исследовательского центра ИПМ «http://research.by/», где подробно проанализировано развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, проблемы, препятствующие его развитию, а также указаны возможные пути их преодоления.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Экономическая природа  и признаки предпринимательства

Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды [1, с.95].

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» под предпринимательством понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).

Субъектами предпринимательства являются:

  • физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;
  • группы граждан (партнеров) - коллективы предпринимателей.

Однако занятие предпринимательской деятельностью не допускается должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах.

В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

  • частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;
  • коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.

Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.

Критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:

в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - до 60 человек;

в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 человек;

в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек [2].

Различают следующие виды предпринимательства в малом бизнесе:

  • по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;
  • по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;
  • по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;
  • по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;
  • по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства [3, с.8].

Предпринимательство - инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды - отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива - это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса.

Наиболее полно предпринимательство как экономическая категория проявляется в многообразии его форм собственности. По формам собственности различают следующие виды предпринимательства:

    • единоличное владение;
    • партнерство (товарищество);
    • корпорация (акционерное общество);
    • кооперативы;
    • государственные предприятия.

Единоличное владение основано на собственности одного лица или семьи. Его признаки:

    • неограниченная ответственность (вплоть до личного имущества);
    • ограниченные возможности (размер капитала);
    • максимальная гибкость и оперативность (не надо ни с кем согласовывать экономическое поведение).

Партнерство базируется на собственности нескольких человек или семей. Его основные признаки:

    • неограниченная ответственность;
    • ограниченные возможности;
    • гибкость.

Корпорация - объединение собственности многих субъектов. Основной способ объединения - выпуск акций.

Кооператив - предприятие, организация, созданные путем добровольного объединения лиц на паевой или арендной основе для осуществления предпринимательской деятельности.

Государственный сектор в экономике представлен предприятиями, находящимися либо полностью в собственности государства, либо под его контролем, через владение контрольным пакетом акций.

Рассмотренные формы предпринимательства не исчерпывают всего их реально существующего многообразия. В нашей республике, как и во многих странах, получили распространение и другие их разновидности и промежуточные формы. Это смешанные товарищества, акционерные общества закрытого типа, сочетающие в себе черты полного товарищества и акционерного общества; товарищество с акциями или паевое товарищество; совместное предприятие; франчайз, или франшиза - специальное соглашение, дающее предпринимателю право на производство и продажу товаров и услуг под фирменной маркой головной компании; государственное предприятие - в большинстве стран акционерное общество, пакетом акций которого полностью или частично распоряжается правительство [4, с.60-61].

1.2 Необходимые условия  для развития предпринимательства

Развитие предпринимательства предполагает ряд условий.

  • Обеспечение свободы хозяйственной деятельности. Это - свобода использовать принадлежащее предпринимателю, арендуемое или переданное в пользование имущество; свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производственные вопросы.
  • Развитие рыночных отношений. Предпринимательство - это рыночно конкурентный тип хозяйствования, система отношений, предполагающая хозяйственную самостоятельность, эквивалентные (равноценные) связи, наличие особого рода сознания.
  • Установление прав собственности на средства производства и произведенной продукции. Собственность выступает как форма присвоения материальных благ и, прежде всего, средств производства как фактора производства. Собственность на средства производства теряет смысл вне собственности на продукт. Присвоение средств производства и продукта осуществляется в процессе владения, распоряжения и использования.
  • Наличие многообразия форм собственности. Рыночная экономика многоукладна. Процесс формирования многоукладной экономики - это процесс, основанный на множестве форм собственности и базирующихся на них типах хозяйствования.
  • Наличие экономически обоснованного и самостоятельного субъекта хозяйствования. Экономическая обособленность означает, что сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Государство не должно мешать производителям производить то, что им представляется нужным, а потребителям - покупать то, что они желают. Пока же 45,2 % населения республики считают, что цены должны устанавливаться государством и жестко им контролироваться. Еще 24,6 % полагают, что свободные цепы должны быть только на модные, престижные товары, предметы роскоши. Лишь 12,6 % высказываются за то, чтобы цены определялись свободно на основе спроса и предложения, а 17,6 % - за свободное ценообразование на все товары, кроме предметов первой необходимости.
  • Утверждение определенной экономической среды. Экономическая обстановка определяет наличие и доступность факторов производства, свободного денежного капитала. С экономической средой связаны социально-культурная, технологическая, институциональная среда. Последнее характеризуется наличием разнообразных институтов и структур, с помощью которых предприниматель устанавливает деловые контакты (банки, юридические и аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные агентства и учебные заведения). Огромное число белорусских граждан приходит к пониманию положительного смысла рыночных преобразований, уясняет для себя их хозяйственные и правовые преимущества.
  • Применение подходящих методов менеджмента, в частности методов нахождения решений, стратегических альтернатив, а также мероприятий организационного характера и культурного воздействия. С их помощью должна усиливаться способность предприятия реагировать на предвиденные и непредвиденные осложнения.
  • Использование методов маркетинга - координация, управление в сфере организации производства и сбыта продукции; деятельность, направленная на выявление запросов потребителей с тем, чтобы оперативно ориентировать производство на их удовлетворение [4, с.58-59].

Информация о работе Пути повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства