Пути повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 20:30, реферат

Краткое описание

Мировая практика показывает, что малый и средний бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. По численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выполняемых работ субъекты малого и среднего предпринимательства зачастую занимают ведущие места. Таким образом, высокий уровень развития предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.
Особую роль играет предпринимательство и в трансформационной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СЩУНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ
2.1 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг
2.2 Пути повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.25 Кб (Скачать файл)

Структура органов государственного управления в сфере поддержки и развития бизнеса как на республиканском, так и на местном уровнях сформирована без учета всей сложности и многообразия решаемых проблем. Слабо развито взаимодействие между разными уровнями власти, органами власти на одном уровне, между бизнесом и властью. Органы исполнительной власти при разработке и реализации различных программ нередко исходят из ведомственных интересов. Особенно это сказывается на взаимодействии с регионами, предпринимательскими объединениями и др. В связи с этим продолжение работы по сокращению административных процедур, связанной прежде всего с инвентаризацией функций государственного управления, выявлением избыточных функций и их устранением, может стать одним из этапов формирования развитой структуры малого и среднего бизнеса.

Государственное регулирование сектора МСП, взаимодействие властных структур и бизнеса во многом определяются структурной организацией государственного менеджмента. В Республике Беларусь государственным органом, отвечающим за осуществление политики в определенных сферах предпринимательской деятельности, является Министерство экономики в лице своего структурного подразделения Департамента по предпринимательству (далее - Департамент).

Основной задачей Департамента является поддержка предпринимательства в стране. В то же время отсутствует вторая сторона деятельности - его развитие. В большинстве стран, в том числе в России, в обязанности таких структур она входит.

Сегодня Департамент по предпринимательству осуществляет 17 функций, предполагается еще ряд. Бесспорно, один орган, осуществляющий огромное количество специальных функций в сфере МСП, в условиях отсутствия достаточных финансовых средств и четкой стратегии развития не способен реализовать их полностью. В связи с этим для повышения статуса Департамента следует, с одной стороны, привлечь к участию в его деятельности республиканские и местные органы власти, отраслевые министерства, а также общественные объединения предпринимателей и другие организации, а с другой, как было отмечено выше, предусмотреть передачу части функций и полномочий государства, осуществляемых Департаментом и другими органами государственного управления, сектору МСП.

Следует отметить, что в министерствах, государственных организациях, подчиненных Правительству, отсутствуют функции и полномочия, обеспечивающие развитие сферы МСП соответствующего им профиля. Государственное регулирование должно предусматривать закрепление функции развития данного сектора за министерствами при наличии межведомственной координации на республиканском уровне.

Для повышения конкурентоспособности продукции, обеспечения регулирования сферы МСП в отраслевом аспекте целесообразно:

внести изменения в Положение о министерствах и государственных организациях, подчиненных Правительству, касающиеся расширения их полномочий, а именно, включить пункт следующего содержания: «...разрабатывает и реализует меры развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;

рассмотреть вопрос о создании при министерствах и ведомствах совещательно-координационных органов с участием представителей общественных объединений предпринимателей с целью привлечения таких подразделений к анализу и согласованию проектов нормативных правовых актов, предоставляемых государственными органами исполнительной власти, и выполнению других функций.

Объем функций Департамента по предпринимательству в области координации деятельности министерств и государственных организаций, подчиненных Совету Министров, из-за наделения их регулирующими и частично контролирующими функциями и полномочиями, обеспечивающими развитие сферы МСП соответствующего им профиля, увеличивается. В их число включаются развитие так называемых «средних» предприятий, а также общая координация применения положений и стандартов, создаваемых объединениями саморегулируемых организаций. В связи с этим вносится предложение о расширении функций и полномочий Департамента по предпринимательству и о создании в его составе соответствующего структурного подразделения. Одновременно в связи с акцентированием внимания государства и общества именно на развитии малого и среднего предпринимательства в стране, а не в целом предпринимательства, целесообразно (по опыту России и других стран) переименовать указанный орган в Департамент развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономики Республики Беларусь.

В законодательной и исполнительной власти, общественной сфере страны сформировано недостаточное количество структур, занимающихся вопросами регулирования и развития МСП, поэтому руководству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь следует инициировать создание постоянной Парламентской комиссии по вопросам малого и среднего предпринимательства в целях разработки государственной стратегии его развития и налаживания межведомственной координации.

Отдельные сферы деятельности МСП требуют законодательного обеспечения. В области малого предпринимательства оно все еще нестабильное, не вполне прозрачное и тормозит развитие этого сектора экономики Беларуси, в сфере среднего - вовсе отсутствует. Это позволяет искусственно создавать административные барьеры для предпринимателей. Следовательно, необходимо продолжить масштабную работу по проведению ревизии (инвентаризации) актов законодательства и подзаконных актов, касающихся улучшения условий и возможностей для ведения малого и среднего предпринимательства в стране, в целях выявления и исключения из них излишних, зарегламентированных, устаревших и дублирующих положений и действий.

Важное место в системе взаимодействия власти и бизнеса занимают государственные услуги, являющиеся одной из форм реализации функций власти. Они объединяют в себе такие средства регулирования экономических отношений, как разрешение на совершение определенных действий, например лицензирование, регистрация и аттестация, предоставление прав на пользование ресурсами, другие действия и решения, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений у получателя данной услуги.

Для повышения качества оказания государственных услуг в предпринимательской деятельности целесообразно рекомендовать республиканским органам государственного управления продолжить работу по созданию и внедрению их детальной регламентации. Административные регламенты должны включать в себя весь алгоритм оказания государственных услуг (процессы, процедуры и субъекты, их исполняющие, сроки, порядок взаимодействия между лицами и организациями).

В Республике Беларусь региональный уровень управления предпринимательством представлен местными исполнительными и распорядительными органами масти, в составе которых функционируют подразделения, осуществляющие меры по реализации региональной политики в области поддержки и развития данного сектора экономики. На сегодняшний день в стране пока не найден эффективный механизм согласования экономических интересов государства, региональных властей и бизнеса. Качество государственного управления на местах пока остается низким. Сохраняются его затратный тип и ориентация экономических субъектов на решение внешних по отношению к бизнесу задач, текущих вопросов. Привыкнув решать возникающие проблемы за счет предпринимателей, местные органы управления сами действуют недостаточно эффективно. К тому же в сельских Советах не предусмотрена штатная единица для выполнения работы по развитию бизнеса. Ввиду этого вопросы, связанные с формированием и функционированием предпринимательских структур, отодвигаются на задний план.

В регионах имеет место неравноправие субъектов государственной и частной форм собственности. Сами представители МСП неоднократно заявляли о значительной дискриминации частных предприятий, что подтверждается исследованиями Международной финансовой корпорации. Количество управленческих взаимодействий по вертикали и горизонтали в местных органах значительное, равно как и потенциал неслаженных действий в рамках «властной вертикали». К примеру, институциональная политика государства должна заключаться в сокращении числа субъектов хозяйствования, имеющих такую организационно-правовую форму, как государственные унитарные предприятия, с сохранением только тех, которые функционируют в стратегически важных отраслях. Несмотря на это, засилье упомянутых организаций на рынке и передача им государственного имущества, а также воспрепятствование предпринимателям в приватизации имущества сохраняются.

Одним из наиболее перспективных способов достижения баланса интересов предпринимательства и власти в масштабах региона может стать использование таких структур, как кластеры. Кластер - это сеть взаимодополняющих поставщиков, производителей, потребителей, в том числе сектора МСП, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских и учебных институтов, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций. При внедрении кластерных инициатив в нашей стране целесообразно использовать естественные, сложившиеся на территории республики зоны специализации, в частности, в пищевой, легкой промышленности, деревообработке, машиностроении и других отраслях.

Местным исполнительным и распорядительным органам государственного управления стоит рекомендовать:

совместно с региональными и отраслевыми объединениями предпринимателей, другими заинтересованными организациями сформировать экспертные группы по выявлению приоритетных направлений развития управляемых территорий (районов, городов и др.) и разработке мер, стимулирующих создание и развитие бизнес-структур в данных направлениях;

обеспечить поднятие авторитета и статуса сельских Советов, официально наделив их соответствующими функциями, включающими вопросы управления сферой малого предпринимательства на селе, его поддержки;

Министерству экономики совместно с соответствующими органами государственного управления разработать комплекс мер по стимулированию развития подобных кластеров, в том числе механизм создания коллегиальных органов управления кластерными проектами и меры государственной поддержки их деятельности.

Создание в Беларуси нового института саморегулирования предпринимательской деятельности могло бы частично заменить государственное регулирование частной инициативы в различных отраслях экономики. Государство не в состоянии взаимодействовать с каждым субъектом хозяйствования, однако сможет вести диалог с новыми для отечественной правовой системы саморегулируемыми организациями, а также с общественными объединениями, представляющими корпоративную власть предпринимательства.

Наиболее приемлемыми сферами деятельности, которые передаются саморегулиремым организациям, являются: лицензирование, аттестация, сертификация, создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов, проверка качества оказания услуг и соблюдения стандартов, строительная деятельность. К примеру, в России начиная с 2009 г. отменено лицензирование строительной деятельности, заниматься ею можно будет в случае вхождения строительно-монтажных организаций в состав создаваемых некоммерческих саморегулируемых объединений. Взамен лицензий объединения будут выдавать своим членам специальные свидетельства о допуске к проектным и строительным работам.

Государственная власть сегодня не может в полной мере самостоятельно решать свои задачи в таких областях, как поддержание и развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры, охрана природной среды, образование, здравоохранение и др. Бизнес, в том числе малый и средний, стремится расширить сферы приложения своего капитала, заинтересован в экономической и социальной деятельности государства, ищет возможность встроиться в нее с пользой для себя и всего общества. Благодаря взаимному переплетению интересов в последние годы возникли разнообразные формы взаимодействия государства и предпринимательских структур, одной из которых является государственно-частное партнерство (ГЧП). Создавая и поощряя отношения партнерства, государство пополняет арсенал эффективных методов ведения хозяйства, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор.

В мировой и в определенной степени в отечественной практике существуют такие формы и виды ГЧП, как концессионные соглашения; взаимодействие на основе государственного контракта; договоры аренды (лизинга); создание инженерной инфраструктуры и др.

Частный бизнес не в состоянии сам справиться со всем спектром проблем, касающихся развития предпринимательской сферы, взаимоотношения с властью и внешней средой. Во всем мире данный сектор экономики в целях защиты своих интересов опирается на помощь общества, в частности бизнес-объединений. В условиях проводимого в настоящее время в республике курса на либерализацию условий хозяйственной деятельности роль предпринимательских союзов и ассоциаций как партнеров государства в вопросах формирования благоприятной бизнес- и конкурентной среды, снижения административных барьеров и внедрения механизмов саморегулирования будет возрастать.

Как свидетельствует опыт стран с рыночной экономикой (США, Япония, Великобритания, Германия и др.), политика государственного регулирования развития МСП формируется и реализуется большим количеством специальных государственных структур с различной степенью институционализации в системе управления, а также общественных бизнес-объединений. В настоящее время в странах Евросоюза и США в бизнес-ассоциации объединены до 70 % предпринимателей (в Беларуси - как минимум в 7 раз меньше).

Отношения объединений с государством должны строиться на основе партнерства. Госорганы местного управления и самоуправления обязаны учитывать мнение объединений, союзов по проблемам, входящим в их компетенцию, а также иметь право передавать объединениям, союзам отдельные вопросы своей компетенции, установленной законодательными актами.

Информация о работе Пути повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства