Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 07:34, курсовая работа
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.
ВВЕДЕНИЕ……….…………..………………………………………………………3
МАЛЫЙ БИЗНЕС В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ
Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса…...…..….5
Преимущества и недостатки малого бизнеса………………..……..….……8
Роль малого бизнеса в экономике…………………......................……….…10
СТАНОВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ.
Этапы развития малого бизнеса в России…………………………….…25
Проблемы развития малого бизнеса в России……………………..……41
Программа государственной поддержки малого бизнеса в России……....4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….....……………………………58
Таблица 2. Поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов, в общем объеме налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ в 2003—2012 гг., тыс. руб.
Источник: монография «Инновационная деятельность малого предпринимательства в России. Специальные налоговые режимы» Глотовой И.И. научного руководитель, канд. экон. наук, доцента, кафедры «Финансы, кредит и страховое дело», ФГБОУ ВПО СтГАУ, г. Ставрополь
Так как патентная система налогообложения введена в 2013 году, то в года показатель сборов по данной системе составил 591 482 руб. По сравнению с другими системами налогообложения этот показатель крайне мал, что говорит о явном несовершенстве данного режима и нежелании предпринимателей переходить на его уплату.
Анализ динамики налоговых поступлений в РФ, представленной в таблице 2., показывает, что начиная с 2009 г. наблюдается устойчивое снижение доли налогов, уплачиваемых при применении СНР, а положительный рост сумм единого налога в разрезе каждого специального режима обусловлен незначительным увеличением числа предпринимательских структур.
Необходимо признать, что экономическая роль участников специальных налоговых режимов достаточно низка, а доля этих субъектов в доходах консолидированного бюджета РФ ничтожна. Субъекты малого предпринимательства, применяющие общий режим налогообложения, дают основную доходную составляющую в бюджете государства среди всех малых предприятий. Между тем в рамках общей системы налогообложения отдельных льгот, стимулирующих экономическое развитие, для малого бизнеса не предусмотрено. Именно эта часть предпринимательства оказалась совершенно не поддерживаемой и не замеченной в налоговом законодательстве. По мнению авторов, в государственных интересах переместить акценты налогового стимулирования именно на эту категорию предпринимательства.
Развитые страны постепенно ограничивают применение специальных налоговых режимов, предоставляя налоговые льготы для малого бизнеса в форме специальных (пониженных) ставок по налогу на прибыль корпораций.
Необходимо особо выделить проблему порогов и ставок, предусмотренных при применении спецрежимов. С одной стороны, слишком высокий порог выхода из специального режима привлекает излишне много экономических субъектов, использующих этот режим для сокращения налоговых платежей.
С другой стороны, слишком низкий «выходной» порог затрудняет деятельность субъектов малого предпринимательства, для которых ведение учета и отчетности составляет реальную проблему.
В связи с этим в настоящее время специальные режимы не предусмотрены налоговыми системами большинства развитых стран. Но при этом общий режим налогообложения адаптирован для малого бизнеса.
В заключение можно констатировать, что в настоящее время направленность специальных налоговых режимов на стимулирование малого инновационного бизнеса прослеживается недостаточно четко. Очень часто не достигается упрощение налогообложения и сокращение административных расходов (субъектов малого предпринимательства и налоговой администрации). Это касается как упрощенных, так и вмененных систем налогообложения. Главные причины отказа от применения специальных налоговых режимов:
·недостаточная ясность в определении категорий налогоплательщиков;
·несогласованность условно расчетных налогов по различным параметрам как между собой, так и с общим порядком налогообложения.
Поэтому в стратегическом плане необходимо предусмотреть полный отказ от специальных налоговых режимов, заменив их системой льгот инвестиционного характера при налогообложении прибыли для малого инновационного бизнеса.
По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.
Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.
Правовые основы деятельности малых предприятий в Российской Федерации будут описаны в следующих пунктах.
Нормативной базой для создания и ликвидации малых предприятий является закон РФ “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, его глава IV.
Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом. Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
Учредительными документами
предприятия являются устав
Предприятие считается
Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.
Для регистрации предприятия
учредитель представляет
Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.
Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.
Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.
Предприятия ликвидируются в случаях:
Ликвидация предприятия
И Закон РФ “О предприятиях
и предпринимательской
От учредителей зависит
Имущество, которое учредители передают предприятию, может быть передано ему в собственность, а может быть закреплено за ним и на других юридических основаниях, на другом праве со всеми вытекающими последствиями. В уставе можно установить, что принадлежащее предприятию имущество является собственностью учредителя, а если учредителей несколько, то их общей долевой собственностью; при этом следует указать, как распределяются доли в праве, т.е. их соотношение. Признание собственником самого предприятия или же его учредителя может (в дальнейшем) существенное значения при разрешении вопросов ответственности, как самого предприятия, так и его учредителя.
Следует отметить, что на
основании ст.8 п. 2 Закона РФ “О
предприятиях и
Управление предприятием
Вариант: для осуществления
текущего руководства
С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он действует от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжается имуществом предприятия, совершает сделки и заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия, издает приказы и обязательные для всех работников указания.