Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 07:34, курсовая работа
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.
ВВЕДЕНИЕ……….…………..………………………………………………………3
МАЛЫЙ БИЗНЕС В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ
Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса…...…..….5
Преимущества и недостатки малого бизнеса………………..……..….……8
Роль малого бизнеса в экономике…………………......................……….…10
СТАНОВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ.
Этапы развития малого бизнеса в России…………………………….…25
Проблемы развития малого бизнеса в России……………………..……41
Программа государственной поддержки малого бизнеса в России……....4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….....……………………………58
Трудовой коллектив
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.
Предприятия могут
Высший орган (вариант: директор)
предприятия определяет
Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль) поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяется учредителем. Часть чистой прибыли (вариант: часть чистой прибыли в размере, ежегодно определяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом) передается в собственность членам трудового коллектива. Порядок распределения этой части чистой прибыли между работниками определяется положением, утвержденным советом предприятия (вариант: совместным решением учредителя и трудового коллектива). Переданная члену трудового коллектива часть прибыли подлежит выплате ему или может с согласия высшего органа предприятия образовать вклад работника в средства предприятия. На сумму вклада начисляются подлежащие ежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением трудового коллектива (вариант: совета предприятия), утвержденным органом предприятия (вариант: положением, утвержденным совместным решением трудового коллектива (или совета предприятия) и высшего органа предприятия). В случае прекращения трудовых отношений вклад и причитающиеся на него проценты подлежат выплате по окончании операционного года.
2. СТАНОВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
2.1 Этапы развития малого бизнеса в России
Одной из важнейших целей в сфере экономической политики является развитие предпринимательства. На встрече с руководством Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» 15 ноября 2012 года Президент России В.В. Путин отметил, что «...количество малых и средних предприятий у нас растет, но, конечно, этот уровень еще далек от того, на котором он должен был бы находиться».
Рассмотрение вопросов дальнейшего развития предпринимательства требует понимания генезиса формирования и становления этого сектора экономики в нашей стране. В статье приведены итоги исследований некоторых аспектов эволюции малого и среднего предпринимательства, начиная с середины восьмидесятых годов двадцатого века до настоящего времени. В процессе исследований использовался предложенный автором методический подход, основанный на рассмотрении трех типов хозяйствующих субъектов-малых предприятий, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей в качестве единого структурно-системного комплекса, называемого в дальнейшем предпринимательскими структурами. При этом учитывается, что для них характерны одинаковые основные виды экономической деятельности, они конкурируют на одних и тех же рынках, имеют во многом аналогичную технологию производства, ведут рисковую деятельность. При изменении институциональных и экономических условий функционирования, может происходить переход указанных структур из одного типа в другой.
Современное предпринимательство является сложной системой. Прежде всего, это совокупность большого числа самостоятельных хозяйствующих субъектов, каждый из которых сам определяет свои цели и задачи, исходя из конкретной ситуации, и является активным участником социально-экономических процессов. Учитывая, что предпринимательские структуры возникают и прекращают свою деятельность естественным образом, они должны исследоваться в качестве самоорганизующихся и саморазвивающихся экономических субъектов. Исходя из этих положений, наиболее важным представляется анализ их роли и места в народном хозяйстве. Этот анализ проводился с использованием дескриптивного метода.
В целом, предпринимательство может рассматриваться в качестве наиболее динамично развивающегося сектора экономики. Отдельные предприниматели и предприятия, в том числе, решают задачи самореализации творческой личности, а также коллектива в целом, ведут рисковую деятельность по формированию потребительского спроса, повышению общего уровня предложения, производству новых экономических ресурсов и благ.
Вопросам развития предпринимательства уделено значительное внимание в публикациях таких отечественных авторов, как Бойко И.П., Виленский А.В., Лапуста М.Г., Мессенгиссер М., Орлов А.В., Попов А.И., Тимошина Т.М., Сидоровича А.В., Старостин Ю.Л. Необходимо отметить, что указанные авторы рассматривали только малые предприятия, которые функционировали в восьмидесятых-девяностых годах. Вместе с тем, наибольшее развитие предпринимательские структуры получили в нашей стране в последние годы, когда их роль в экономике страны существенно возросла. Дальнейшее развитие предпринимательства в России во многом определяется исторически сложившимися предпосылками. Поэтому исследование генезиса предпринимательских структур представляется актуальным в настоящее время.
Проведенные автором исследования основывались на совместном рассмотрении всех предпринимательских структур. При этом учитывались тенденции изменения ряда основных признаков и показателей, характеризующих особенности функционирования предпринимательских структур за период с 1985 года по 2011 годы. В процессе исследований автор использовал статистические сборники и материалы сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной службы государственной статистики, региональных органов статистики, материалы Интернет, результаты научных исследований и публикаций.
Итоги исследований автора позволили предложить выделение в рассматриваемом периоде четырех этапов развития предпринимательских структур:
В таблицах 1 и 2 приведены основные признаки и показатели, характеризующие каждый из выделенных этапов.
Таблица 1. Характеристика этапов развития предпринимательства
Признаки |
Этапы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Законодательная база |
Начато формирование законодательства |
Регламентированы общие признаки деятельности |
Определенны критерии и правовой статус |
Уточнены взаимоотношения с государст-венными структурами |
Источники финансирования |
Одолженные и собственные средства |
Собственные средства, банковские кредиты, заемные средства |
Собственные средства, банковские кредиты, средства полученные из фондов |
Собственные средства, банковские кредиты, средства полученные из фондов, инвестиции по программам |
Средства производства (Помещения, оборудование, технологии) |
Арендованные |
Арендованные, приватизированные, частично собственные |
Собственные, арендованные коллективного пользования |
Собственные, арендованные, коллективного пользования, лизинг, аутсорсинг |
Институциональное обеспечение |
Отсутствует |
Появляются некоторые институты |
Активное формирование институтов на всех уровнях управления |
Совершенствование институтов и улучшение координации их |
Показатели, характеризующие каждый из этапов, рассчитаны соответственно по следующим годам: первый этап - 1991 год, второй этап - 1997 год, третий этап - 2007 год, четвертый этап - 2010 год. По второму и третьему этапам расчеты проведены для последних лет перед началом экономических кризисов, по четвертому этапу используются данные за 2010 год, по итогам которого было проведено сплошное наблюдение за деятельностью предпринимательских структур.
Таблица 2. Доля предпринимательских структур в объеме производства и
численности населения по России, %
Показатели |
Этапы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Доля в общем объеме производства |
10,0 |
18,0 |
30,2 |
34,0 |
Доля в общей численности экономически активного населения |
5,0 |
17,0 |
30,3 |
28,4 |
Источник: Журнал «Вопросы управления» Уральский институт – филиал РАНХиГС, с электроной версии регулярного бумажного и издания УИ РАНХиГС, 2008-2014
Законодательная база предпринимательства начала формироваться еще в Советском Союзе во второй половине 80-х годов. В это время начались поиски новых подходов к преобразованиям в экономике, которая была во многом неэффективной.
Первым законом, регулирующим предпринимательскую деятельность в СССР стал закон № 6050-X1 «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР», принятый 19 ноября 1986 года. В законе были определены основные сферы этой деятельности - кустарно-ремесленные промыслы и бытовое обслуживания населения. Индивидуальная трудовая деятельность должна была основываться исключительно на личном труде граждан и членов их семей. В 1987 году был принят закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» (№ 7284-XI от 30.06.87 г.), в котором было предусмотрено право предприятий сдавать в аренду свое имущество. Законом СССР № 8998-XI от 26.05.88 г. «О кооперации в СССР» регламентировалось создание и функционирование так называемых новых кооперативов. В этот закон были включены положения о хозяйственной самостоятельности кооперативов в расходовании средств, закупках сырья, материалов, оборудования. Предусматривалось самофинансирование и участие коллектива в распределении прибыли и доходов, направляемых как на оплату труда, так и на развитие. Сферами деятельности кооперативов устанавливались сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля, общественное питание. Кооперативы могли быть производственными и потребительскими.
В 1990 году было принято постановление Совета Министров СССР №790 от 8.08.90 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В нем были определены цели и задачи малого предпринимательства. В указанном постановлении были установлены критерии отнесения к малым предприятиям. В промышленности и строительстве численность работников не должна была превышать 200 человек. В других видах деятельности эта величина составляла: в науке - 100 человек, в других отраслях производственной сферы - 50 человек, в непроизводственной сфере - 25 человек, в розничной торговле - 15 человек.
Формирование законодательной базы происходило не только в СССР, но и в РСФСР. В декабре 1990 года в РСФСР были приняты два закона «О собственности в РСФСР» (№ 443-1 от 24.12.90 г.) и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (№ 445-1 от 25.12.90 г.). В законе «О собственности в РСФСР» были зафиксированы основные правовые нормы, обеспечивающие равенство граждан, юридических лиц, органов власти в качестве собственников. В законе были определены объекты права собственности: предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, горные отводы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги и другое имущество. Было указано, что собственники по своему усмотрению владеют, используют и распоряжаются принадлежащим им имуществом, а также была определена возможность использования этого имущества для осуществления любой предпринимательской деятельности. При этом результаты деятельности принадлежат собственнику. В законе все виды собственности (частная, государственная, муниципальная) уравнены в правах. Отмечено, что предпринимательская деятельность должна осуществляться гражданами на свой риск и под ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Закон установил правовые нормы создания предприятий разных форм собственности, в том числе товариществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ открытого типа, а также индивидуальных (семейных) частных предприятий. Кроме того, меры по развитию малых предприятий и налоговые льготы для них нашли отражение в постановлении Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» (№ 406 от 18.07.91 г.). Это постановление уравнивало в правах малые предприятия разных форм собственности.
В этом периоде у граждан, как правило, не было достаточного начального капитала для ведения предпринимательской деятельности. Поэтому наряду с собственными средствами, зачастую использовались заемные средства, одолженные у родственников и знакомых. Для начального этапа было характерно отсутствие у предпринимателей основных фондов (помещений, оборудования), а также инструментов. Поэтому средства производства арендовались у государственных предприятий.