Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 07:34, курсовая работа
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.
ВВЕДЕНИЕ……….…………..………………………………………………………3
МАЛЫЙ БИЗНЕС В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ
Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса…...…..….5
Преимущества и недостатки малого бизнеса………………..……..….……8
Роль малого бизнеса в экономике…………………......................……….…10
СТАНОВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ.
Этапы развития малого бизнеса в России…………………………….…25
Проблемы развития малого бизнеса в России……………………..……41
Программа государственной поддержки малого бизнеса в России……....4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….....……………………………58
Дальнейшее развитие законодательной базы предпринимательства должно предусматривать учет особенностей предпринимательских структур, и в частности снижение объемов учетных и отчетных документов, совершенствование институционального обеспечения, формирование стратегии повышения эффективности этого сектора экономики.
Основными источниками финансирования предпринимательских структур на четвертом этапе являются, как и на третьем этапе, собственные средства, банковские кредиты, а также средства, полученные из специализированных на поддержке предпринимательства фондов. Начинающие предприниматели могут использовать средства, выделяемые в соответствии с региональными и муниципальными программами, стимулирующими создание новых рабочих мест и самозанятость.
Наряду с собственными и арендованными средствами производства для четвертого этапа характерно широкое использование лизинга оборудования, аутсорсинга и услуг бизнес-центров, технопарков, бизнес-инкубаторов.
Для четвертого этапа характерно увеличение внимания задачам поддержки малого и среднего предпринимательства в деятельности органов государственной власти страны и каждого из ее субъектов, органов местного самоуправления, а также созданию и функционирование инфраструктуры такой поддержки. Для решения этих задач разрабатываются и реализуются программы развития предпринимательства. В эти программы включены мероприятия, направленные на оказание помощи предпринимательским структурам, обеспечение гарантий по кредитам и займам, компенсации части кредитных ставок, подготовке кадров, оказание правовых, информационных и других услуг, формирование позитивного образа предпринимателей в средствах массовой информации. В этих программах указываются конкретные объемы и источники финансирования, предполагаемые результаты и ответственные за реализацию каждого мероприятия.
Экономический кризис, начавшийся в 2008 году, затронул и предпринимательские структуры. Объемы их производства уменьшились в 2009 году. Однако уже по итогам 2010 года, как количество предприятий, так и объемы производства превысили докризисный уровень. Необходимо отметить, что в 2010 году существенно возросли объемы инвестиций в основной капитал. Это можно объяснить тем, что в условиях усилившейся конкуренции предприятия вынуждены были больше внимания уделять своему переоснащению.
Структура предпринимательства по видам экономической деятельности представлена в таблице 3. В ней приведены доли в объеме производства по видам экономической деятельности, приходящиеся на малые, средние предприятия и индивидуальных предпринимателей. Эти доли отражают вклад каждой из предпринимательских структур в общий объем производства всех предприятий и организаций в стране, специализированных на соответствующем виде деятельности.
Таблица 3. Доля предпринимательских структур в объеме производства всех предприятий страны, %
Виды деятельности |
Малых предприятий |
Средних предприятий |
Индивидуальных предпринимателей |
Всего |
Торговля |
39 |
4 |
19 |
62 |
Обрабатывающие производства |
11 |
4 |
1 |
16 |
Строительство |
43 |
10 |
1 |
54 |
Транспорт и связь |
10 |
2 |
5 |
17 |
Операции с недвижимым имуществом |
34 |
3 |
8 |
45 |
Прочие |
7 |
3 |
2 |
12 |
Источник: Журнал «Вопросы управления» Уральский институт – филиал РАНХиГС, с электроной версии регулярного бумажного и издания УИ РАНХиГС, 2008-2014
Анализ данных таблицы 3 показывает значительную долю малых предприятий в таких отраслях, как торговля, строительство и операции с недвижимым имуществом. Индивидуальные предприниматели осуществляют до 20 процентов всех операций в сфере торговли. Средние предприятия были достаточно равномерно представлены по всем отраслям экономики страны, не занимая нигде лидирующих позиций. Существенно, что в совокупности, рассматриваемые предпринимательские структуры доминировали в торговле и занимали около половины ниши в строительстве и операциях с недвижимым имуществом.
Таким образом, за относительно короткий промежуток времени, менее 25 лет в нашей стране сформировался принципиально новый сектор экономики. Он включает малые и средние предприятия, а также индивидуальных предпринимателей. Этот сектор играет важную роль в экономике Российской Федерации. На его долю приходится значительная часть объема производства товаров и услуг, в этом секторе занята почти треть экономически активного населения. Пройдя ряд этапов в своем развитии предпринимательские структуры доказали свою высокую эффективность, динамичность, способность чутко реагировать на изменения конъюнктуры.
В качестве цели дальнейшего развития предпринимательства в нашей стране может, по мнению автора, рассматриваться полное удовлетворение потребностей населения и предприятий в продукции и услугах предпринимательских структур, за счет увеличения объемов производства и реализации инновационного сценария их совершенствования. При этом в качестве критерия предлагается использовать уровень насыщения экономики страны продукцией и услугами предпринимательских структур. Проведенные исследования показали, что их доля в общем объеме производства в стране может достигнуть в перспективе: по торговле - 69 процентов, по обрабатывающим производствам - на 30 процентов, по строительству - 70 процентов, по транспорту и связи - на 35 процентов, по операциям с недвижимым имуществом - 65 процентов.
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в РФ
1.Как
и всегда, на первом месте в
числе негативных процессов
Снижение актуальности озвученной проблемы вызвано либо все тем же изменением покупательной способности, либо российский малый бизнес немного изменил номенклатуру своей продукции и услуг в более конкурентоспособном направлении. По крайней мере, последнее виделось наиболее оптимальным средством решения поставленных задач.
2.29,1 % бизнесменов назвали в качестве второй по важности проблемы в своей работе – дефицит финансовых ресурсов. За прошлый год этим были обеспокоены 37 % предпринимателей. При этом малый бизнес указал, что большинство услуг кредитно-финансовых учреждений в этой области, по-прежнему остаются недоступными или невыгодными для развития.
Проблемы малого бизнеса: прочие факторы
Не могли не попасть в число проблем малого бизнеса и затраты, влияющие на конечную стоимость выпускаемой продукции. Так, в этот список попали постоянно растущие тарифы на коммунальные и сопутствующие им услуги. Причем такая проблема оставалась стабильно значимой как в этом году – 29,1 %, так и в прошлом – 29 %.
Больше стала беспокоить российский малый бизнес возрастающая конкуренция, вызванная увеличением количества «игроков» на большинстве сегментов рынка, занимаемых именно малым и средним предпринимательством. Причем если ранее об этом высказались 19 % опрошенных, то в текущем году такой показатель составил уже 24,3 %. Не удивительно, ведь наша страна успела еще и войти в ВТО
12,6 % бизнесменов высказались о том, что одной из проблем ведения бизнеса является сложность взыскания денежных средств с покупателей, воспользовавшихся получением товаров и услуг в рассрочку, либо без предоплатой системы расчета (кстати говоря, не забывайте про правила работы с рекламацией). Правда по сравнению с прошлым годом, когда этот показатель составлял более 22 %, ситуация немного улучшилась.
А вот так называемое «налоговое бремя» не только не потеряло своего места в списке проблем малого бизнеса, но и упрочило его. Если в прошлом году о его значительности среди расходов компании говорили лишь 15 % предпринимателей, то сейчас о высоких налоговых ставках упомянули 24,8 % опрошенных. Причем данная проблема, не может быть решена малым и средним бизнесом собственными силами даже в результате самых грамотных управленческих решений. Несмотря на довольно существенный уровень безработицы, в том числе и среди квалифицированных кадров, возросла степень значимости такой проблемы современного бизнеса, как нехватка грамотного персонала на рынке труда. Эта проблема затронула в текущем году 27,7 % бизнесменов, тогда как аналогичный период прошлого года показал ее актуальность лишь для 8 % предпринимателей.
Тяжелые для российского малого бизнеса условия, устанавливаемые контрагентами и поставщиками сырья, немного облегчились. По крайней мере, 19 % ранее заявлявших об этом предпринимателей, составили в этом году чуть более 10 %. Такая ситуация обусловлена скорее всего тем, что названные поставщики сами испытывают определенный дефицит спроса и нехватку финансовых ресурсов в силу слабой платежеспособности контрагентов, что вынуждает более лояльно относиться к своим потребителям
Среди прочих проблем, прямо или косвенно влияющих на свободу ведения малого бизнеса в стране, предприниматели указали также на проверки контролирующих органов – 7,8 %, коррупцию и преступность – 9,2 %, повышение арендной платы за использование муниципального и государственного имущества – 8,3 %.
Довольно интересно выглядит динамика такой проблемы как инфляция и ослабление курса российской валюты. Если раньше на слабость рубля жаловались 34 % предпринимателей, то сейчас на это указывают лишь 5,3 %. Остается гадать, либо рубль, как следует из заверения государственных финансовых чиновников, действительно укрепляется, либо актуальность данной проблемы «гаснет» на фоне других, более значимых для малого бизнеса процессов.
Так или иначе, отечественное предпринимательство сказало свое слово и тем самым наметило общероссийские проблемы малого бизнеса, волнующие предпринимателей в любом регионе. Остается лишь выработать конкретные меры, направленные если не на успешное, то хотя бы с минимальными потерями решение таких проблем и начать действовать. Как показывает практика, несмотря на все трудности, малый бизнес в нашей стране по-прежнему работает и всеми силами пытается решать множество задач по удовлетворению потребностей российского потребителя. Посему пожелаем ему удачи в 2013 году и предлагаю нам с вами, дорогие читатели, приложить максимум усилий для его укрепления в нашей любимой стране.
• Одна из задач государства - формирование
позитивного отношения населения к малому
бизнесу
• Системное
применение рычагов управления повышает
эффективность государственной поддержки
малого бизнеса
Государственная поддержка малого бизнеса представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.
Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.
С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).
В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.
Организационные аспекты поддержки предпринимательства
Формирование целостной системы государственной поддержки предпринимательства - сложный и длительный процесс, в основе которого лежат:
• законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;