Реформирование экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Реформирование экономических отношений в России связано с решением ряда сложнейших проблем как теоретического, так и организационного характера. Прежде всего, это внедрение теории и практики менеджмента, маркетинга и правовой базы, которые обеспечат построение новой концепции социально-экономического развития нашего общества. Однако отставание теоретических и методологических разработок ряда основополагающих проблем негативно влияет на поступательное движение и развитие общественных социально-экономических отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик КУДРИН (К).doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Реформирование экономических  отношений в России связано с  решением ряда сложнейших проблем как  теоретического, так и организационного характера. Прежде всего, это внедрение теории и практики менеджмента, маркетинга и правовой базы, которые обеспечат построение новой концепции социально-экономического развития нашего общества.

Однако отставание теоретических  и методологических разработок ряда основополагающих проблем негативно  влияет на поступательное движение и  развитие общественных социально-экономических отношений.

В условиях спада производства, который сложился в настоящее  время у нас в России, когда  около половины предприятий убыточны или балансируют на грани безубыточности, стоит проблема улучшения финансово-экономического состояния предприятий и регионов при остром дефиците финансов.

Несколько лет назад  в качестве одной из мер решения  этой проблемы возник вариант реформирования и реструктуризации предприятий, но только к концу 1997 г. появился практический реальный опыт реформирования и реструктуризации предприятий.

При этом хотелось бы отметить, что реструктуризация предприятия – это не только разделение предприятия на самостоятельно хозяйствующие субъекты или выделение таких от предприятия (как многие ошибочно считают), но и изменение внутренней структуры предприятия и его системы управления, а также комплекс работ по активизации внутреннего потенциала.

Итак, основные цели реструктуризации:

повышение способности  к адаптации предприятия в  новых условиях хозяйствования;

снижение издержек –  как условие повышения конкурентоспособности предприятия;

поиск дополнительной загрузки основных фондов и людей;

повышение инициативы и  личной заинтересованности в росте  эффективности, “спасении” производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Реформирование предприятия

 

1. 1. Цель, задачи и направления реформирования предприятия

 

Стремительный переход  России к рыночным отношениям, формирование товарных, финансовых рынков и конкуренции  предъявило новые, жесткие требования к хозяйствующим предприятиям и  их структуре.

К числу наиболее характерных  для современных предприятий  проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся  рыночных отношений, следует отнести:

1. Неэффективность системы  управления предприятием, обусловленную  следующими факторами:

отсутствием стратегии  в деятельности предприятия и  ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

отсутствием эффективной  маркетинговой системы;

низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием  трудовой мотивации работников, падением престижа рабочих и инженерно-технических профессий;

неэффективностью финансового  менеджмента и управления издержками производства;

недостаток оборотных  средств, необходимых для бесперебойной  работы предприятия.

2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия. Несмотря на наличие в законодательных и иных правовых актах ряда положений, позволяющих учредителям контролировать деятельность исполнительных органов предприятия, действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между учредителями и управляющими еще не отлажен.

3. Отсутствие эффективного  механизма исполнения решений  судов, особенно в части обращения  взыскания на имущество должника.

4. Необеспеченность единства  предприятия как имущественного  комплекса, что снижает его  инвестиционную привлекательность.

Нельзя рассчитывать на серьезные долгосрочные инвестиции, если не будет обеспечено право собственности  на землю. Вопросы продажи земельных  участков, расположенных под объектами  недвижимости предприятий, решаются медленными темпами, несмотря на то, что указами Президента Российской Федерации они в основном урегулированы.

5. Высокие расходы  на содержание объектов социально-культурного  назначения и жилищно-коммунального  хозяйства.

6. Практика перекрестного  субсидирования и деформированная  структура издержек производства вследствие дифференциации (по потребителям) цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность продукции российских предприятий.

7. Отсутствие достоверной  информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти.

Для устранения отмеченных негативных тенденций экономического развития необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении эффективного развития предприятий как основного структурного образующего элемента экономической системы России. Изменение среды функционирования предприятий должно быть дополнено стимулированием внутренних преобразований на предприятиях.

Поэтапный процесс перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования составляет содержание реформирования предприятий.

Целью реформирования предприятий  является улучшение управления на предприятиях, ориентация их деятельности на повышение  эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышение производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.

Приоритетными задачами реформирования предприятий являются:

ориентация производимой продукции на рыночный спрос;

обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;

четкое разграничение  ответственности учредителей и  управляющих, развитие механизмов корпоративного управления;

нормализация процессов  воспроизводства основных производственных фондов;

создание эффективного механизма управления на предприятиях.

Для реализации поэтапного перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования предприятий необходимо:

1. Определить требования (оценочные критерии), предъявляемые к реформируемому предприятию, включая:

наличие на предприятии  бизнес-планов на среднесрочную и  долгосрочную перспективу;

отсутствие текущей  задолженности по уплате налогов;

существенное снижение неденежных форм расчетов, вплоть до полного отказа от взаимозачетов.

2. Разработать комплекс мер по стимулированию предприятий при выполнении ими предъявляемых к ним требований.

3. Создать условия  для реформирования предприятий,  имея в виду:

повышение ответственности  руководителей предприятий за принимаемые управленческие решения, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, за финансово-хозяйственные результаты его деятельности (переход на контрактную систему);

установление для руководителей  разрешительного порядка совместительства в целях ограничения сложившейся практики одновременной работы на руководящих должностях в разных организациях;

отстранение от должности  руководителя за сокрытие от учредителей  информации о сделках с организациями, где есть его коммерческий интерес;

организацию подготовки и переподготовки руководителей  и специалистов предприятий, аккредитации учебных заведений, занимающихся этими  вопросами, введение стандартов обучения и сертификатов управляющих;

обеспечение введения эффективной системы регистрации имущественных прав.

4. Способствовать улучшению  экономического положения предприятий,  повышению конкурентоспособности  их продукции, стимулированию  инвестиционной деятельности на  основе разработки и принятия  мер, предусматривающих:

совершенствование механизмов исполнения судебных решений;

ускорение и завершение передачи объектов социально-культурного  и жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансах предприятий, в ведение органов местного самоуправления;

формирование системы экономических индикаторов, учитывающих отраслевую специфику, позволяющую предприятию определять свое положение на рынке и разрабатывать программы выхода на новые рынки сбыта, а внешним контрагентам (при принятии мер по широкому доступу к информации об указанных индикаторах) – получать оценку хозяйствующего субъекта при рассмотрении вопросов организации совместного выпуска продукции, привлечения средств инвесторов и пр. Это обеспечит также объективность анализа и оценки уровня инвестиционных рисков;

обеспечение гарантии права предприятия на приобретение по минимальным ценам в собственность земельных участков, на которых оно размещено, что позволит повысить ликвидность активов предприятий и развивать ипотечное кредитование;

переход на рыночную оценку активов предприятий, что позволит предприятиям формировать более рациональную стратегию в отношении использования активов;

ужесточение санкций  к предприятиям, допускающим неплатежи, неуплату налогов, активное применение механизма банкротства.

5. Ввести единые стандарты аудита и квалификационные требования к аттестации аудиторов, разработать представляемые предприятиями в органы государственной статистики данные, характеризующие финансово-экономическое состояние предприятий.

Предприятие обязано  осуществлять только те виды деятельности, которые определены в его уставе, и не вправе распоряжаться закрепленным за ним недвижимым имуществом без согласия собственника (уполномоченного им органа).

Необходимо поэтапно сокращать применение права хозяйственного ведения по отношению к предприятиям, находящимся в государственной и муниципальной собственности. Дальнейшее существование в российской экономике указанного правового института ведет к замедлению структурной перестройки, необходимой для экономического роста, концентрации промышленного капитала, а также служит препятствием для вертикальной и горизонтальной интеграции предприятий.

Одним из направлений  реформирования предприятий является их реструктуризация. Широко используемые в настоящее время термины  “реструктуризация, реструктурирование” взяты из английского языка. Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. В английском языке приставка “re” означает “снова, заново, еще раз, обратно”, т.е. термины “реструктуризация, реструктурирование” можно понимать как изменения существующей структуры, связей объекта.

Реструктуризация предприятия или корпоративное реструктурирование может быть определено как любые изменения в производственной и организационной структурах, структуре капитала, которые не являются частью повседневного делового цикла предприятия.

Основными целями реструктуризации предприятия являются:

достижение определенных экономических и социальных целей;

изменение распределения  собственности и контроля над  деятельностью предприятия;

увеличение стоимости  предприятия.

В процессе достижения целей  оказывается определенное воздействие на само предприятие и на его внешнюю среду. Изменения в самом предприятии для достижения его стратегических целей могут происходить в:

производственной структуре (понимаемой как структура всего  процесса создания и реализации продукта);

организационной структуры управления;

структуре собственности  с распределением контроля над организацией;

структуре активов и  пассивов.

Процессы реструктурирования предприятия возможно классифицировать по нескольким основаниям:

По функциям различают  пять видов реструктуризации:

правовая (юридическое  закрепление и перераспределение  прав собственности и контроля);

финансовая (изменение  структуры активов, обязательств, собственного капитала);

организационная (изменение  состава и перегруппировка организационных звеньев и связей);

управленческая (изменение  форм и методов управления организацией);

операционная (изменения  в производственно-технологическом  процессе и операционном цикле).

По степени воздействия  на развитие компании:

структурное реструктурирование (долгосрочное);

финансовое реструктурирование (краткосрочное).

Информация о работе Реформирование экономических отношений