Современные методы и инструменты управления качеством продукции, услуг на муниципальнам предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товар

Содержание

Введение 2

1.Теоретические основы управления качеством продукции 4
1.Качество продукции как объект управления 4
2.Содержание системного подхода к управлению качеством 15
3.Современные тенденции управления качеством в зарубежной и отечественной практике 29
2.Влияние реализации технологий повышения качества на экономическую эффективность предприятия 42
3.В Башкортостане реализовывали республиканскую программу "Качество и безопасность товаров и услуг " на 2006-2008 года 44
Заключение 51

Список литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

Современные методы и инструменты управления качеством продукции, услуг на муниципальнам предприятии.docx

— 95.76 Кб (Скачать файл)

     Еще одно мероприятие в обеспечении надежности изделий—система инспектирования фирмой-изготовителем готовой продукции технологического процесса производства электронных компонентов фирмы-поставщика. Для этой цели создаются группы специалистов (по видам электронных компонентов), которые направляются на заводы, где осуществляют систематический, несколько раз в год, надзор за всеми стадиями технологического процесса, принимают меры по устранению различного рода нарушений и неисправностей, а по результатам работы составляют контрольные карты, подтверждающие способность технологического процесса обеспечить стабильный уровень качества компонентов. Система инспектирования с признанием высокого качества продукции фирмы-поставщика повышает ее престиж, что, в свою очередь, заставляет се постоянно заботиться об обеспечении надежности изделий.

     Различные элементы регулярного менеджмента  начали внедряться в деятельность отечественных  компаний  вначале 90-х годов. Однако до сих пор большинство из них  только подходит к созданию современного управленческого учета, регулярного  маркетинга и организации продаж, управления персоналом и т.д. Налаживание  же в российских компаниях системы  менеджмента по принципам TQM предполагает активную опору на многие элементы менеджмента, которые были обычны для западных компаний 80-х годов.

     Переломным  моментом в развитии российского  бизнеса и менеджмента стал кризис августа 1998 г. Подорвав спекулятивный  сектор отечественной экономики  и конкурентоспособности импорта, он создал психологические и экономические  предпосылки для развития отечественных  производителей. Это способствовало росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам и  методам их решения, что выражается в самых разных формах:

  • сосредоточение усилий широкого круга компаний и предприятий на налаживании производства продукции, конкурентоспособной по своим характеристикам;
  • изучение с целью возможного использования западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную;
  • активизация деятельности по разработке и внедрению системы качества (СК), отвечающих требованиям стандартов ИСО серии 9000. В экономически развитых странах эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обязательной инфраструктурной основы для эффективного взаимодействия компаний в условиях стремительного углубляющегося разделения труда;
  • постепенное осознание российскими менеджерами необходимости освоения новой философии качества и на ее основе формирование в компаниях принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.
  • Для  большинства российских производителей создание СК сейчас ассоциируется по стандартам ИСО серии 9000. Непосредственные нормативы к сертификации СК при этом могут быть разные. Например:
  • требования потребителей при заключении контрактов (договоров);
  • стремление повысить конкурентоспособность продукции;
  • необходимость соответствовать условиям участия в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях, которые могут закончиться контрактом и служат рекламой предприятию;
  • условие получения государственного заказа, льготного кредитования или страхования;
  • осознанное желание высшего руководства предприятия привести условия своего производства в соответствие с международными требованиями;
  • стремление обеспечить сертификацию продукции, обязательным условиям которой является сертификация СК и др.

     Обобщая накопленный в России опыт решения  проблемы качества, можно выделить несколько групп предприятий, которые  тратят значительные деньги и усилия на внедрение СК и получение сертификатов их соответствия требованиям стандартов ИСО серии 9000. Их классификация, не претендуя  на полноту и непротиворечивость, охватывает только те предприятия, которые  реально пытаются что-то сделать  в этой области, а не имитировать  соответствующую активность.

     К первой группе относятся крупные  предприятия традиционных отраслей, для которых характерен самый  высокий процент заинтересованных в получении сертификата на СК по стандартам ИСО серии 9000 (основная причина – активная работа на экспорт).

     Ко  второй группе относятся компании, которые принимают решения о  внедрении СК «впрок» или для  выхода на зарубежные рынки, но не имеют  реального опыта работ там  и поэтому не очень четко понимают, что такое принцип TQM и зачем нужен сертификат на СК по стандартам ИСО серии 9000.

     Третья  группа компаний, которая существует в России, но их еще мало, - это  компании, которые не только хотят, но и могут внедрять СК и обеспечивать ее эффективное функционирование. Эта  группа компаний конечно же является наиболее перспективной. Их идеологию  и передовой опыт системного подхода  к решению проблем эффективного производства продукции, конкурентоспособной  по качеству и цене, необходимо распространять и на другие предприятия России.

     Обобщая основные проблемы применения стандартов ИСО серии 9000 и принципов TQM в российских компаниях, следует отметить, что главные сложности обусловлены доминированием организационной культуры, сложившейся в советское время, и неразвитостью системы регулярного менеджмента, ориентированного на условия конкурентного рынка. Поэтому переход к менеджменту по стандартам ИСО серии 9000 и принципам TQM требует параллельного формирования основных функциональных стратегий и общей стратегии фирмы.

     К сожалению, у большинства российских компаний пока отсутствует внутренняя потребность в радикальной перестройке  общего подхода к своей деятельности. Лишь некоторые компании, отнесены нами к третьей группе осознают необходимость  своей реальной конкурентоспособности  на мировом рынке и готовы упорно работать не ради формального получения  сертификата на СК, а чтобы действительно  стать конкурентоспособным предприятием не только на отечественном но и  зарубежных рынках. 

  1. Влияние реализации технологий повышения качества на экономическую  эффективность предприятия

     Проблема  повышения качества продукции в  современных российских условиях заключается  в том, что любые серьезные  улучшения потребительских свойств  продукции требуют изначально приличных  вложений, то есть затрат. И это отпугивает большинство производителей от внедрения  системы менеджмента качества.

     Опыт  применения "Шести сигм" показал, что такое представление частично оправдано. Если ваша организация предоставляет  клиентам какие-то услуги по определенной цене, а ваши конкуренты по такой  же цене предоставляют те же услуги плюс еще что-то, то вам придется понести дополнительные расходы, чтобы  догнать конкурентов по ассортименту предоставляемых услуг.

     Но  отказ от предоставления дополнительных услуг приведет к тому, что потребители  будут уходить к конкурентам. А если вы снизите цену, то потеряете  в объемах.

     Для сохранения конкурентоспособности  необходимо вкладывать средства в расширение привлекательных сторон своей продукции, что приведет к увеличению ее объема реализации. Таким образом, применение системы менеджмента качества будет  снижать а не увеличивать колоссальные затраты, вызываемые низким качеством продукции, услуг и процессов: штрафы из-за неполного выполнения требований торговых точек или из-за несвоевременного выполнения требований покупателей и заказчиков, затраты, связанные с возвратом некачественной продукции. Если будут достигнуты конкурентоспособные цены, короткий цикл производства, низкие расходы на выполнение гарантийных обязательств, будет снижено количество брака в производстве – оборот в производстве повысится, а общие затраты понизятся.

     Рис. 3. Пути повышения прибыли компании 

     Существует  предел, до которого можно улучшать качество, имея в виду соотношение  достигнутого эффекта и потраченных  средств. Однако маловероятно, что организация достигнет этого предела раньше, чем выйдет на пяти или шестисигмовый уровень дефектности. Предприятие должно постоянно стремится к достижению все нового и нового уровня качества, опираясь на то, что является для потребителя особенно важным. Если потребители что-либо требуют, у вас существует шанс сохранить свой бизнес. Если нет то управлению надо задуматься о своем будущем. 
 

  1. В Башкортостане реализовывали республиканскую программу "Качество и безопасность товаров и услуг " на 2006-2008 года

     Программа "Качество и безопасность товаров  и услуг в Республике Башкортостан" на 2006 - 2008 годы разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "К  новому качеству жизни людей и  является логическим продолжением Республиканской  программы "Качество и безопасность потребительских товаров и услуг  на 2002 - 2005 годы", вторым этапом реализации государственной политики республики в области качества.

     Программа отмечает, что предстоящее вступление России в ВТО может осложнить  ситуацию на внутреннем рынке, привести к увеличению поставок на российский рынок, в том числе и в Республику Башкортостан, продукции и услуг  зарубежных фирм. Противостоять внешним  и внутренним конкурентам организации  смогут только при условии производства качественной продукции. Реализация Программы  направлена на включение отечественного производителя в мировые процессы поставок финансовых и иных ресурсов, товаров и услуг.

     В этой связи важнейшее значение приобретает  повышение уровня ответственности  перед потребителями продукции (товаров, услуг), обусловленное введением  в действие глобальных технических  регламентов. Федеральный закон "О  техническом регулировании" также  обязывает всех производителей и потребителей продукции (товаров, услуг) применять в России технические регламенты, которые в свою очередь тесно связаны с международными стандартами.

     Цель  международных стандартов - обеспечение  заданного качества продукции (товаров, услуг) благодаря использованию  современных методов расчета  рисков, повышению организованности, ответственности персонала и  руководства организаций. Применение международных стандартов повышает конкурентоспособность, снижает издержки и риски не только отдельных организаций, но и отраслей и регионов.

     В программе также подчеркнуто, что  экономический рост республики должен достигаться как за счет прироста валового регионального продукта, так  и за счет увеличения в нем доли качественной продукции и развитой сферы услуг.

     Программа нацелена на устойчивое развитие Республики Башкортостан на пути к реальному  благополучию, непрерывному поступательному  повышению качества жизни. Основными  целями Программы являются повышение  конкурентоспособности организаций  республики путем внедрения в  производство современных технологий и методов управления качеством, внедрение во все сферы жизнедеятельности  новых технологий управления, международных  и национальных стандартов по менеджменту  качества, охране окружающей среды, социальной ответственности, здравоохранению, образованию, создание предпосылок для всеобщего  постоянного стремления к повышению  качества.

     Для достижения поставленных целей Программа  отмечает необходимым создание условий  для активизации работ по повышению  качества и конкурентоспособности  продукции (товаров, услуг) республиканских  производителей, внедрение в производство современных технологий, внедрение  систем менеджмента качества и их независимое подтверждение российскими  и зарубежными сертификационными  органами, удвоение числа республиканских  организаций, сертифицировавших систему  менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001; подготовку и повышение квалификации специалистов, действующих в области качества; формирование обстановки общественной нетерпимости к низкому качеству продукции (товаров, услуг) и др.

     Программа реализовывается за счет собственных  средств организаций.

     Программа реализуется по 7 основным направлениям.

     «Мотивация  повышения качества продукции (товаров, услуг)». Направление предполагает выполнение следующих мероприятий:

  • техническое совершенствование производства, внедрение в него современных технологических процессов;
  • выпуск высококачественных изделий;
  • организация и проведение республиканских конкурсов и смотров в области качества.

     Проведение  таких конкурсов в более чем 30 странах мира стало действенным  средством стимулирования работ  по повышению качества. Специалисты  считают, что участие организаций  в данных конкурсах и смотрах - это на 10 процентов борьба за победу и на 90 процентов объективная  оценка своих возможностей.

     Постоянное  участие организаций Республики Башкортостан в выставках, конкурсах, посвященных вопросам качества, не только носит пропагандистский и  рекламный характер, но и оказывает  руководству и специалистам таких  организаций методическую помощь, нацеливает их на достижение высоких результатов  в области качества, позволяет  определить роль и задачи органов  государственной власти и управления, общественных объединений в решении  проблем в области качества.

       «Менеджмент качества». По направлению планируется разработка и внедрение систем менеджмента качества в администрациях муниципальных районов и городских округов, совершенствование системы управления качеством в промышленности, энергетике, здравоохранении, строительной отрасли, а также внедрение и сертификация систем менеджмента качества в организациях образования, культуры, туризма и спорта, социальной сферы, агропромышленного комплекса.

Информация о работе Современные методы и инструменты управления качеством продукции, услуг на муниципальнам предприятии