Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение формирования товарного ассортимента на предприятиях розничной торговли.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли;
- рассмотреть принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах;
- рассчитать показатели товарного ассортимента на конкретном предприятии розничной торговли.

Содержание

Введение. 3
1. Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли. 4
2. Принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах. 12
3. Формирование товарного ассортимента на примере ООО «Меркурий». 22
Заключение. 32
Список использованной литературы. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 248.58 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА

 

Курсовая работа по дисциплине

«Коммерческая деятельность»

 

Тема 6

«Формирование товарного  ассортимента на предприятии розничной  торговли»

 

 

Исполнитель: Андреева Юлия

Станиславовна

Факультет менеджмента и  маркетинга

Специальность маркетинг

Группа дневная 

№ зачетной книжки 08МАБ01169

Руководитель: Искяндерова

Татьяна Андреевна

 

 

 

Владимир 2012 

Содержание

 

Введение. 3

1. Порядок  формирования ассортимента товаров  на предприятиях розничной торговли. 4

2. Принципы  и факторы формирования товарного  ассортимента в магазинах. 12

3. Формирование  товарного ассортимента на примере  ООО «Меркурий». 22

Заключение. 32

Список использованной литературы. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность данной темы заключается  том, что ассортиментная политика - одно из самых главных направлений  деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает  особую значимость в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя  предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия  с производимым товаром зависят  все экономические показатели организации  и рыночная доля. Постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Целью данной работы является изучение формирования товарного ассортимента на предприятиях розничной торговли.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- изучить порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли;

- рассмотреть принципы  и факторы формирования товарного  ассортимента в магазинах;

- расчитать показатели товарного ассортимента на конкретном предприятии розничной торговли.

Предметом данной работы является товарный ассортимент.

Объектом работы является предприятие розничной торговли ООО «Меркурий».

1. Порядок формирования  ассортимента товаров на предприятиях  розничной торговли.

 

Розничная торговля - это  завершающая форма продажи товаров  конечному потребителю в небольших  объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи.

Стабильность розничной  торговли определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, что отрицательно сказывается на эффективности торговли.

Велика роль ассортиментной политики в конкурентном соперничестве. Чем больше в продаже товаров  различных наименований, удовлетворяющих  потребности покупателей, тем сильнее  конкурентные позиции торгового  предприятия в рыночной торговле. Торговому ассортименту присуще  такое понятие, как сбалансированность. Сбалансированным является ассортимент, сочетающий различные виды и разновидности  товаров в группе и разные группы товаров в розничном торговом предложении. Товарный ассортимент  формируется на основе спроса и предназначения целевых рынков товаров. Спрос покупателей  и ассортиментная номенклатура взаимосвязаны. Изменения в спросе сопровождаются изменениями в ассортименте и отражаются на его сбалансированности.

Следует учитывать некоторые  особенности при реализации продовольственных  товаров. Покупатель привыкает к  определенным продуктам, что вырабатывает предрасположенность в их приобретении, поэтому важно поддерживать в  продаже стабильное присутствие  продуктов, рассчитываемых в первую очередь на постоянных потребителей. В процессе розничной продажи  прослеживается взаимозаменяемость в  продовольственных товарах. При  отсутствии в продаже конкретного  продукта покупатель находит ему  замену и приобретает другой продукт  с аналогичными  пищевыми свойствами. Такие манипуляции заметно проявляются  в продаже продуктов однородного  признака. В большинстве своем покупки совершаются с определенной целью и комплексно, т.е. дополняют друг друга, например: хлеб, сахар, чай; молоко, кефир, сметана; мясо, овощи, приправы.

В результате перехода к  рынку в нашей стране образовалась довольно большая доля населения  с низкими доходами, что привело  к снижению покупательского спроса и устойчивости продажи товаров. В этой связи в составе номенклатуры наравне с обычными товарами необходимо предусматривать и дешевые. Эти  обстоятельства следует учитывать  при образовании ассортимента продукции.

Формирование товарного  ассортимента – это установление в определенном порядке конкретной номенклатура товаров, образующих необходимую  их совокупность для розничной торговли. К факторам, влияющим на этот процесс относятся: принципы формирования ассортимента, профиль торгового предприятия, потребительские комплексы, товарная классификация, стадия жизненного цикла товара, устойчивость товарного ассортимента.

  1. Принципы формирования ассортимента. В розничной торговле ассортимент должен формироваться на основе спроса покупателей, который представляется постоянным, альтернативным и импульсивным, а так же с учетом его воздействия на товары повседневного, периодического и редкого потребления.
  2. Профиль торгового предприятия. Ассортиментная номенклатура обусловливается товарной ориентацией, типоразмером, зоной действия и состоянием материально-технической базы торгового предприятия.
  3. Потребительские комплексы. За основу комплексной потребности должен быть взят конкретный перечень товаров, сгруппированных по функционально-потребительским признакам, например: «товары для детей», «летняя одежда».
  4. Товарная классификация. Ассортиментная совокупность устанавливается на основе следующей классификации:

- товарная группа (характеризуется  однородностью сырья, из которого  изготовлены товары);

- подгруппы (внутригрупповое  деление товаров). Каждая подгруппа  складывается из родственных  товаров различных видов и  разновидностей.

5. Стадия жизненного цикла  товара. На приобретение продукции  оказывает влияние жизненный  цикл товара: внедрение, рост, зрелость, устаревание, что обусловливает  необходимость адекватного подхода  при формировании ассортимента.

6. Устойчивость ассортимента  товаров. Стабильность постоянного ассортимента товаров по группам, подгруппам, видам и разновидностям в розничной продаже обеспечивается наличием товарных запасов, которые регулируются с учетом потребностей покупателей. 

Эти факторы при формировании товарного ассортимента находятся  во взаимодействии. Их сочетание зависит  от характера спроса, предъявляемого покупателями, конкретного профиля  розничного торгового предприятия  и условий его функционирования.

Формирование торгового  ассортимента магазина — серьезная  и ответственная коммерческая работа. Она требует знания состава населения, обслуживаемого магазином, потребностей, его покупательной способности, знания моды, учета климатических, сезонных и национальных особенностей. Процесс формирования ассортимента товаров в магазине складывается из трех этапов.

На первом этапе устанавливается  групповой ассортимент товаров  в магазине (тем самым определяется его ассортиментный профиль, специализация, тип, расположение, зона обслуживания). Эта работа проводится на основе маркетинговых  исследований целевого рынка.

На втором этапе формирования ассортимента производятся расчеты  структуры группового ассортимента, т. е. определяются количественные соотношения  отдельных групп товаров (удельные веса отдельных товарных групп в  общем товарообороте магазина).

Структура определяется посредством  аналитических расчетов — анализа  объема и структуры товарооборота  за прошлый период, состояния спроса и конъюнктуры торговли, ожидаемого поступления и т. д.

На третьем, заключительном этапе определяется внутригрупповой (развернутый) ассортимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров  в пределах каждой группы. Это наиболее ответственный этап, так как требует хорошего знания покупательского спроса, ассортимента товаров, вырабатываемого промышленностью; расчетным путем это сделать практически невозможно, так как включение в ассортимент магазина тех или иных видов и сортов, разновидностей, фасонов, моделей, ростов и т. д. товаров требует хорошего знания покупательского спроса и ассортимента вырабатываемых промышленностью товаров.

В последние годы формирование торгового ассортимента стало осуществляться не только по товарно-групповому принципу, но и по признаку потребительского назначения товаров. Имеется в виду принцип удовлетворения комплексного спроса какой-либо группы покупателей (например, женщин, мужчин, детей, молодежи, спортсменов, туристов и т. п.) или удовлетворения определенной, иногда узкой потребности (товары для домашнего хозяйства, дома, приусадебного хозяйства, товары для досуга, товары для шитья и рукоделия, косметика и средства гигиены и др.).

Сущность этой системы  состоит в том, что в торговом зале магазина все товары предлагаются не по отдельным товарным группам (например, “Готовая одежда”, “Ткани”, “Галантерейные товары” и т. д.), а по товарным комплексам, объединяющим как основные, так и сопутствующие товары. Так, например, вместе с верхней одеждой  предлагаются головные уборы, шарфы, рубашки, галстуки.

В составе потребительских  комплексов выделяются микрокомплексы. Так, например, в комплексе “Для женщин” выделяются микрокомплексы “Модная одежда”, “Одежда для молодежи” и др. Микрокомплексы, в свою очередь, могут подразделяться на мини-комплексы (например, “Детская одежда”: для детей от 1 года до 3 лет, дошкольников от 3 до 6 лет, школьников младшего возраста от 6 до 10 лет, школьников — от 10 до 14 лет.

Нетрудно заметить, что  при традиционной специализации  отделов и секций, для того чтобы  купить товары для ребенка, нужно  посетить отдел обуви, затем отдел одежды, культтоваров, игрушек и т. д. Для покупателей намного удобнее, когда все товары, предназначенные для детей, сгруппированы в одном месте. Это способствует увеличению товарооборота, создает удобство для покупателей и заставляет коммерческих работников проявлять больше внимания к завозу в магазины широкого ассортимента товаров.

Работники магазинов должны постоянно, систематически контролировать полноту и стабильность ассортимента. Под полнотой ассортимента понимают возможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью — постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже. Они могут быть определены с помощью коэффициентов полноты  и стабильности ассортимента.

Коэффициент полноты  ассортимента рассчитывают путем отношения фактического количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, к количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина:

где Кп — коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;

Рф — фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки;

Рн — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем (нормативом).

На полноту ассортимента товаров в магазинах влияют многие факторы, причем нередко случайные (например, задержка поставщиками отгрузки товаров, нарушение графика завоза и т. п.). Для нивелирования воздействия  случайных факторов и более правильной оценки товарного ассортимента его  полноту целесообразно определять за отдельные периоды по данным нескольких проверок ассортимента магазина. Получаемый при этом показатель носит название коэффициента устойчивости (стабильности) ассортимента. Он рассчитывается по следующей формуле:

где Куст — коэффициент  устойчивости ассортимента товаров  в магазине за период (месяц, квартал, год);

Р1ф, Р2ф, ..., Рnф — фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

Рн — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

n — количество проверок.

Коэффициенты полноты  и устойчивости ассортимента можно  рассчитывать как по всему товарному  ассортименту, так и по ассортименту товаров отдельных товарных групп  или потребительских комплексов. При этом учитываются только те товары, которые предусмотрены для магазина ассортиментным перечнем.

Информация о работе Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли