Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение формирования товарного ассортимента на предприятиях розничной торговли.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли;
- рассмотреть принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах;
- рассчитать показатели товарного ассортимента на конкретном предприятии розничной торговли.

Содержание

Введение. 3
1. Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли. 4
2. Принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах. 12
3. Формирование товарного ассортимента на примере ООО «Меркурий». 22
Заключение. 32
Список использованной литературы. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 248.58 Кб (Скачать файл)

Исследователи отмечают, что  имеется четкая тенденция перехода некоторых признаков модных товаров  и на товары основного ассортимента. Ныне есть модные автомобили и модная одежда, модные дома и мебель, холодильники и т. д. Так, домашние холодильники потребители  часто покупают не потому, что их старый холодильник отслужил свой срок, технически устарел, стал хуже работать, а из-за того только, что на рынке  появился новый, модный дизайн.

Чтобы успешно торговать, непременно нужно учитывать специфику  модных (тем более остромодных) товаров, их жизненные циклы, особенности распространения моды. Следует ориентироваться и на социально-психологические аспекты следования моде. Например, розничные предприятия, специализирующиеся на торговле товарами массового спроса, реализуемыми по умеренным ценам, не могут брать на себя внедрение на рынок новых модных товаров. Одна из основных причин этого состоит в том, что их целевые рынки (контингент потребителей, пользующихся услугами этих магазинов) привыкли подражать моде, следовать ей, а вовсе не играть роль лидеров, законодателей мод. Убедительным рекламным аргументом при обращении к этому целевому рынку является утверждение, что данные товары теперь модны.

Есть торговые фирмы, целевые  рынки которых не могут себе позволить  покупать товары, пик моды на которые  уже прошел. Они не имеют материальных возможностей приобретать и просто устаревшие товары, а ищут давно  вышедшие из моды и уцененные, даже перенесенные из торговых залов в  подвальные помещения. Из всего сказанного следует, что есть категории магазинов, подходящих для торговли модными  товарами на всех стадиях их жизненного цикла.

Возможно, сбыту многих товаров  — готового платья, обуви, автомобилей, бытовых электроприборов — мода способствует больше, чем любой другой взятый в отдельности единичный  фактор. Множество товаров люди покупают не потому, что имеющиеся у них  вещи перестали быть полезными, функционально  устарели, а только лишь потому, что  они устарели морально; для многих товаров это и означает — вышли  из моды. Поэтому любая розничная  стратегия должна предусматривать  определенную линию поведения при  торговле модными товарами. Во многих случаях мода разрабатывается и  внедряется планово, по заранее разработанным  программам.

Если же мода зародилась вне данной организации, то по крайней мере необходимо пристально следить за ее распространением и изменениями.

3. Формирование товарного  ассортимента на примере ООО  «Меркурий».

 

ООО «Меркурий» осуществляет свою деятельность с июля 2009 года. Основной деятельностью компании является розничная  торговля хлебом, хлебобулочными и  кондитерскими изделиями, чаем, кофе и какао. Предприятие создано как розничная сеть магазинов торгового дома «Деметра», занимающегося оптовыми поставками кондитерских изделий различных торговых марок.

Торговля осуществляется через сеть магазинов «Конфетти». На данный момент компания имеет 5 торговых точек, расположенных по адресам: ул. Балакирева д.25, ул. Комиссарова д.10/13, пр-т Строителей 22-б, пр-т Строителей 32-а, пр-т Строителей 46.

Помимо продукции торгового  дома «Деметра», ООО «Меркурий» работает со следующими поставщиками:

ООО "Алекта" - газированные напитки

ООО "Алиди" - жевательные резинки

ООО "А-Мега" – мороженое

ООО "Вадимирский хлебокомбинат" - хлебобулочные изделия

ООО "Вист" - выпечка

ИП Зауров - чай, кофе

ИП Светлова - соки

ЗАО "Перспектива" - мороженое

ИП "Шмаров" - хлебобулочные изделия

Отгрузки продукции с  короткими сроками хранения осуществляются непосредственно на точку, заказ  производится через торговых представителей. Поставки продукции с длительными сроками хранения осуществляются через централизованный склад, заказ продукции производят продавцы через бланк заказа, с учетом товарного запаса в точках.

Рассчитаем основные характеристики ассортимента товаров по каждой точке.

Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.

Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле:

Кп = Вф / Вн,

где Вф — фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки);

 Вн — количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами.

Данные по наличию отдельных  товаров на точках взяты из результатов  проведенных инвентаризаций. На момент инвентаризаций количество видов товаров, предусмотренных в бланке заказа ассортимента составлял 833 позиции.

  1. Ул. Балакирева д.25

434/833=0,52

  1. Ул. Комиссарова д.10/13

282/833=0,34

 

 

  1. Пр-т Строителей 22-б

362/833=0,43

  1. Пр-т Строителей 32-а

510/833=0,61

  1. Пр-т Строителей 46

477/833=0,57

Из данных расчетов видно, что наиболее полный ассортимент  представлен в торговой точке, находящейся  на проспекте Строителей 32-а и  составляет 61%.  Однако на всех торговых точках этот показатель имеет значение менее 0,7, что говорит о недостаточной  полноте ассортимента.

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

Кш = Гф / Гн,

где Гф — количество групп товаров на момент определения;

Гн — общее количество групп товаров.

Общее количество групп товаров  определено в базе данных 1С Предприятие  в справочнике «Номенклатура» и  составляет 47 товарных групп. Фактическое  количество групп товаров взято  из результатов инвентаризаций по торговым точкам.

  1. Ул. Балакирева д.25

33/47=0,70

  1. Ул. Комиссарова д.10/13

 20/47=0,42

  1. Пр-т Строителей 22-б

23/47=0,49

 

  1. Пр-т Строителей 32-а

38/47=0,81

  1. Пр-т Строителей 46

29/47=0,62

Коэффициент широты колеблется от 42% до 81%, что говорит о существенных различиях товарного ассортимента в различных торговых точках данного  предприятия. Это зависит от расположения торговых точек, расположения торговых точек конкурентов, а так же в  зависимости от степени оборудованности торговых точек.

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:

Кг = Рф / Рн

где Рф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;

Рн — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами.

Рассчитаем глубину ассортимента по группе шоколадных конфет на каждой торговой точке. Данные по наличию отдельных  наименований данной группы товаров  взяты из результатов проведенных  инвентаризаций. На момент инвентаризации в бланке заказа предусмотрено 129 наименований шоколадных конфет различных торговых марок. 

    1. Ул. Балакирева д.25

39/129=0,30

    1. Ул. Комиссарова д.10/13

45/129=0,35

    1. Пр-т Строителей 22-б

36/129=0,28

    1. Пр-т Строителей 32-а

54/129=0,41

    1. Пр-т Строителей 46 

95/129=0,73

В четырех торговых точках глубина ассортимента шоколадных конфет колеблется от 0,28 до 0,41, что является оптимальным, так как ассортимент  представлен достаточно глубоко, но не настолько, что бы покупатель потерялся  в обилии наименований. В пятой  точке глубина ассортимента шоколадных конфет составляет 0,73, однако такое  обилие однородных товаров обусловлено  высоким спросом и большой  проходимостью точки.

Устойчивость  ассортимента характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле:

Ку = 1 — (Р'ф1 + Р'ф2 + ... + Р'фn / Рн × n)

где Р'ф1, Р'ф2,...,Р'фn — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок;

 Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечне;

 n — количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).

Рассчитаем устойчивость ассортимента по группе шоколадных конфет по каждой торговой точке за последние 6 месяцев. Бланком заказа установлено 129 наименований шоколадных конфет. Данные о наличие отдельных наименований в торговых точках взяты из результатов проведенных инвентаризаций. Инвентаризация проводится 1 раз в месяц.

    1. ул. Балакирева д.25

1-(90+73+101+48+63+43/129*6) =1-0,55=0,45

    1. ул. Комиссарова д.10/13

1-(84+75+55+57+90+58/129*6)=1-0,54=0,46

    1. пр-т Строителей д.22б

1-(93+61+56+63+80+43/129*6)=1-0,51=0,49

    1. пр-т Строителей д.32а

1-(75+43+63+34+56+48/129*6)=1-0,41=0,59

    1. пр-т Строителей д.46

1-(34+65+73+90+55+38/129*6)=1-0,46=0,54

Устойчивость ассортимента шоколадных конфет в торговых точках компании варьируется за последние пол года от 45% до 59%. Это говорит о том, что практически половина ассортимента шоколадных конфет пользуется устойчивым спросом.

Новизна ассортимента характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны Ко:

Ко = Ро / Рф

где Ро — количество новых разновидностей товаров;

Рф — общее количество разновидностей.

Коэффициент новизны характеризует  степень обновления ассортимента, появление  новых изделий.

Рассчитаем коэффициент  обновления ассортимента по товарной группе кофе. Обновление ассортимента в ООО «Меркурий» происходит путем включения новых наименований в бланк заказа. Последнее обновление было 1 марта 2012 года по ассортименту кофе от поставщика ИП Зауров. В бланк заказа было добавлено 9 новых наименований кофе, что в общей сложности составило 45 наименований.

Ко = 9/45=0,2

Следовательно в общем бланке заказа ассортимент кофе обновился на 20%. По результатам инвентаризаций рассчитаем коэффициент новизны по каждой торговой точке.

  1. Ул. Балакирева д.25

4/37=0,11

  1. Ул. Комиссарова д.10/13

2/30=0,07

  1. Пр-т Строителей 22-б

2/22=0,09

  1. Пр-т Строителей 32-а

5/36=0,14

  1. Пр-т Строителей 46

6/34=0,18

Рассмотрим структуру  ассортимента в торговой точке находящейся  по адресу пр-т Строителей, 22-б на момент инвентаризации 25 марта 2012 года. По результатам инвентаризации было выявлено, что на точке в продаже имеется 362 наименования товара из 23 товарных групп.

 

 

 

Таблица 1.

Структура ассортимента в  торговой точнее по адресу пр-т Строителей, 22-б

№ п/п

Товарная группа

Количество

товаров

%

1

Баранки

11

3%

2

Бисквит

0

0

3

Вафли

9

2,4%

4

Восточные сладости

0

0

5

Выпечка

26

7,1

6

Десерт

0

0

7

Драже

0

0

8

Жевательная резинка

15

4,1%

9

Зефир

7

1,9%

10

Ирис

4

1,1%

11

Какао

0

0

12

Карамель

29

8%

13

Квас

0

0

14

Кекс

9

2,4%

15

Козинаки

4

1,1%

16

Конфеты жевательные

7

1,9%

17

Конфеты желейные

0

0

18

Конфеты шоколадные

36

9,9%

19

Коржи

0

0

20

Кофе

22

6,1%

21

Лимонад

0

0

22

Мармелад

15

4,1%

23

Минеральная вода

0

0

24

Мороженое

0

0

25

Набор конфет

18

4,9%

26

Пастила

6

1,7%

27

Печенье

48

15,5%

28

Пирог

0

0

29

Пирожное

0

0

30

Подушечки

0

0

31

Пряник

9

2,5%

32

Пышечки

0

0

33

Рулет

17

4,7%

34

Сахар

3

0,8%

35

Сендвич

0

0

36

Сладкая вата

0

0

37

Сок

0

0

38

Соломка

0

0

39

Сухари

0

0

40

Тарталетки

0

0

41

Торт

0

0

42

Халва

5

1,4%

43

Хлеб

8

2,2%

44

Хлопья

0

0

45

Чай

30

8,3%

46

Цикорий

0

0

47

Шоколад

24

6,6%

 

Итого:

362

100%

Информация о работе Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли