Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:10, реферат
В научных исследованиях и в наиболее развитых в творческом отношении частях образовательной деятельности высшей школы (диссертационные работы, дипломные, курсовые проекты, НИРС и т.п.) возникает явная потребность в создании и использовании проблемно-ориентированных систем поддержки принятия решений с применением новейших информационных технологий, методов компьютерного моделирования и интеллектуального анализа данных. Методы компьютерного моделирования позволяют проводить комплексный анализ сложнейших систем и проектов в сфере образовательной деятельности, научной работы и управленческой деятельности учреждений образования и науки с учетом множества факторов и элементов неопределенности, прогнозировать будущее со-стояние научных и образовательных проблем, выявлять скрытые взаимосвязи, анализировать аномалии, что в конечном итоге позволяет принимать обоснованные решения как по совершенствованию и оптимизации научных и образовательных технологий, так и по реализации великого множества частных конкретных проектных задач, стоящих перед исследователями и учащимися.
Введение………………………………………………………………………..3
Общие принципы построения системы поддержки принятия решений в
научных исследованиях…………………………………………………………..5
Образование и творчество, как объект моделирования……………………10
Компьютерное моделирование систем обучения, творчества и научного по-иска…………………………………………………………………………….10
Некоторые практические рекомендации по анализу и разработке социально-экономических моделей, поддерживаемых ИС, проектируемыми в интересах образования и научных исследований……………………………………….14
Эффективность разработки и внедрения системы…………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….23
Список используемых источников…………………………………………...25
• качественным характером знаний о системе, большой долей экспертных знаний при описании, структуризации объекта моделирования;
• высоким уровнем неопределенности исходной информации. (Различают
внутреннюю и внешнюю неопределенность. Внутренняя неопределенность – это совокупность тех факторов, которые не контролируются лицом, принимающим решение полностью, но он может оказывать на них влияние. Внешняя неопределенность определяется характером взаимодействия с внешней средой или зависимостью от внешних неуправляемых внутрисистемных решений – это те факторы, которые находятся под слабым контролем лица принимающего решение рамках данной системы (например, сменяемость перечня и состава специальностей ВШ, регулируемая ведомством);
• совокупная взаимосвязь образования, творчества и науки представляет собой сложную динамическую систему.
Компьютерное моделирование систем обучения, творчества и научного поиска
Из приведенного выше описания особенностей обучения, творчества и научных исследований с позиций системного подхода напрашивается вывод, что в качестве метода моделирования этих систем, а точнее, комплексной многофункциональной мегасистемы, целесообразно выбрать метод компьютерного моделирования, поскольку он позволяет адекватно отразить структуру рассматриваемой сложной динамической системы, привнести в модель факторы неопределенности. Для образовательных и научных технологий очень привлекательно то обстоятельство, что метод компьютерного моделирования обеспечивает итеративный процесс разработки модели, характеризующийся постепенным углублением знаний о системе с участием экспертов и специалистов предметной области. Безусловно, в сферах образования и науки такими специалистами в первую очередь являются видные ученые, профессора и доценты вузов, передовые педагоги-новаторы, научные лидеры соответствующих научных школ и областей знаний, которые только во взаимодействии со специально подготовленными технологами – специалистами в сфере системотехники и проектирования ИС могут создать и реализовать средствами ИС действенные модели современной эффективной информационно-аналитической поддержки научных исследований, творчества и обучения в соответствующих областях науки и образования. Здесь же следует отметить, что подготовка специалистов высшей школой по специальностям «Информационные системы», «Информационные технологии в образовании» и «Информационные системы в научных исследованиях» и им подобных нацелена именно на решение этой важной народнохозяйственной задачи. Уместно отметить также, что достаточные темп и продуктивность работ в указанном направлении могут быть достигнуты только в случае массового участия в качестве специалистов и экспертов по моделированию, проектированию и сопровождению систем сотрудников, преподавателей, студентов и аспирантов учреждений образования и науки. Флагманом в развитии этого направления деятельности безусловно должна стать высшая школа России, причем немалый вклад в части поиска и апробаций новых решений в этом направлении может принадлежать системе дополнительного образования, отличающейся высокой концентрацией творчески одаренных и ищущих людей, относительной свободой творчества, углубленным развивающим образованием и инноватикой.
Компьютерное моделирование –
это метод решения задачи
Под компьютерной моделью
• условный образ объекта или некоторой системы, описанный с помощью взаимосвязанных компьютерных таблиц, блок-схем, диаграмм, графиков, рисунков, анимационных фрагментов, гипертекстов и т.д., и отображающий структуру и взаимосвязи между элементами объекта – структурно функциональная модель;
• отдельные программы, совокупность программ, программных комплекс, позволяющие с помощью последовательности вычислений и графического отображения их результатов воспроизводить (имитировать) и текстуально описывать процессы функционирования объекта при условии воздействия на него различных (включая случайные) факторов – имитационные модели.
Компьютерное моделирование
Качественные выводы, сделанные по результатам компьютерного моделирования, позволяют обнаружить такие свойства сложной системы, как ее структуру, динамику развития, устойчивость, целостность, производительность взаимодействия с другими системами, объектами и субъектами и другие..
Количественные выводы в основном носят характер прогноза некоторых будущих или объяснения прошлых значений переменных и факторов, характеризующих систему.
Одно из основных направлений использования компьютерного моделирования – поиск оптимальных вариантов внешнего воздействия на объект с целью получения наивысших показателей его функционирования, в том числе в результате планируемых целенаправленных видоизменений системы как путем видоизменения связей в ней, так и путем изменения ее наполнения обрабатываемой информации.
Компьютерное моделирование – эффективный метод решения задач анализа и синтеза сложных систем. Методологической основой компьютерного моделирования является системный анализ (в то время как у моделирования на ЭВМ фигурируют те или иные разделы теории математических моделей), - именно поэтому в ряде источников наряду с термином «компьютерного» используется термин «системного моделирования», а саму технологию системного моделирования призваны осваивать системные специалисты - аналитики.
Однако,
ситуацию не стоит
Некоторые практические рекомендации по анализу и разработке социально-экономических моделей, поддерживаемых ИС, проектируемыми в интересах образования и научных исследований
Фундаментальные
представления по созданию
Прежде
всего, следует сосредоточить
Согласно Форрестеру в число возможных целей могут входить:
• на модели предсказать поведение сложной системы,
• определить эффективность административных, управленческих программ в долгосрочной перспективе, показать противоречия между долгосрочными и краткосрочными целями;
• решить проблему пересмотра и усовершенствования подготовки по
специальностям образования, отдельным предметам и проблемам и т.п.
В
сложных системам
Далее
полезно сосредоточить
Важным моментом, заслуживающим пристального внимания, является утверждение Дж.Форрестера и других исследователей о том, что природа комплексных систем контринтуитивна. Таковые, настаивают они, включают взаимодействие слишком многих переменных, чтобы человеческий ум мог удерживать их в правильном порядке и обозримом виде.
По
этой причине в данной
В
результате реализации такого
подхода на первоначальных
Аналитическая база данных
Аналитическая
база данных в составе
Интерфейс
Интуитивно понятный интерфейс в составе комплекса предоставляет пользователю удобные средства составления нерегламентированных запросов, генерации отчетов, анализа и преобразования данных. При этом особенностями
аналитической базы можно считать:
• Возможность использования в качестве хранилища данных таблиц пользователей, пополняемых внешними по отношению к комплексу средствами. Таким образом, существенно облегчается взаимодействие между средствами сбора информации и средствами ее анализа (различные блоки программного комплекса и уже используемое программное обеспечение других производителей);
• Развитые возможности по преобразованию данных. В частности, предусматривается ряд механизмов, позволяющих производить вычисления, сравнения и агрегирование данных базы в реальном времени, что обеспечивает актуальность данных и не требует дополнительных объемов дискового пространства.
Источники данных
Необходимость в постоянной "подпитке" информацией из различных гетерогенных источников данных обуславливает целесообразность наличия в рамках комплекса инструментария гибкой настройки на внешние информационные массивы.
Уместно ставить вопрос о поддержке шлюзов к SQL-ориентированным СУБД (Oracle, Informix, MS SQL Server и др.), СУБД класса персональных (Access, FoxPro, Paradox), электронным таблицам (Excel) и файлам (txt). При этом желательна загрузка информации из таблиц и файлов произвольной структуры в таблицы, используемые комплексом и предполагающие специальные представления данных.
Имитационное моделирование
Интерфейс блока моделирования
предоставляет пользователю
Комплексный подход к
Многовариантные расчеты
Возможность выполнения
Конструктор отчетов
Конструктор отчетов комплекса может быть выполнен в форме электронной таблицы, что позволяет пользователю достаточно легко создавать аналитические и нормативные отчеты произвольной формы. Конструктор может иметь поддержку многомерного представления данных и специальные функции, обеспечивающие его тесную интеграцию с другими компонентами комплекса. Кроме этого, конструктор может располагать достаточно развитой подсистемой построения графиков и диаграмм, возможностей импорта и экспорта отчетов в различные форматы, в том
Информация о работе Архитектура информационных систем в научных исследованиях