Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:10, реферат
В научных исследованиях и в наиболее развитых в творческом отношении частях образовательной деятельности высшей школы (диссертационные работы, дипломные, курсовые проекты, НИРС и т.п.) возникает явная потребность в создании и использовании проблемно-ориентированных систем поддержки принятия решений с применением новейших информационных технологий, методов компьютерного моделирования и интеллектуального анализа данных. Методы компьютерного моделирования позволяют проводить комплексный анализ сложнейших систем и проектов в сфере образовательной деятельности, научной работы и управленческой деятельности учреждений образования и науки с учетом множества факторов и элементов неопределенности, прогнозировать будущее со-стояние научных и образовательных проблем, выявлять скрытые взаимосвязи, анализировать аномалии, что в конечном итоге позволяет принимать обоснованные решения как по совершенствованию и оптимизации научных и образовательных технологий, так и по реализации великого множества частных конкретных проектных задач, стоящих перед исследователями и учащимися.
Введение………………………………………………………………………..3
Общие принципы построения системы поддержки принятия решений в
научных исследованиях…………………………………………………………..5
Образование и творчество, как объект моделирования……………………10
Компьютерное моделирование систем обучения, творчества и научного по-иска…………………………………………………………………………….10
Некоторые практические рекомендации по анализу и разработке социально-экономических моделей, поддерживаемых ИС, проектируемыми в интересах образования и научных исследований……………………………………….14
Эффективность разработки и внедрения системы…………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….23
Список используемых источников…………………………………………...25
числе в файлы Excel и Html, что очень важно для интеграции создаваемой ИС в мировую информационную систему Интернет.
Электронные карты ГИС-
Наряду с табличным и
Приведенным выше перечнем
В завершение настоящего
Сообразно приведенному выше
подходу проектанту ИС в
Выстраивается агрегатированная модель, может быть получена и детальная модель.
Строятся системные потоковые диаграммы; описываются подсистемы, для каждой из которых определяются и описываются уровни, потоки, входные переменные, промежуточные переменные, выходные данные; осуществляется параметризация имитационной модели.
Задача параметризации модели
состоит в установлении
Для повышения уровня доверия к результатам моделирования могут быть проведены оценки чувствительности и формальные процедуры верификации.
Чувствительность модели
Процедуры верификации
Далее, если отсутствует постановка иных специальных задач, переходят к расчету и обеспечению эффективности разработки и внедрения информационной системы (системы), к принятию мер по обеспечению ее полного жизненного цикла вплоть до полной ликвидации.
В завершение этого небольшого раздела следует напомнить о целесообразности широкого использования возможностей современного CASE-инструментария в процессе создания и выбора ПС информационных систем, рассмотрению которого в качестве средства построения ИС посвящены соответствующие тематические выпуски МГДД(Ю)Т и МИРЭА «Информсреда образования» (см. список источников). Уместно также отметить, что важнейшей частью проекта по созданию и сопровождению ИС является проектирование, наполнение и эффективное использование баз данных (БД) и баз знаний (БЗ), выбор систем управления ими (СУБД). Этим важным вопросам также посвящены соответствующие публикации МГДД(Ю)Т и МИРЭА (см. списокисточников).
Эффективность разработки и внедрения системы
Основной целью создания имитационной модели является анализ и
прогнозирование основных показателей исследуемой и обслуживаемой сферы. В учреждениях образования и науки системы разрабатываются и внедряются для информационно-аналитической поддержки процесса организации и управления функционирования полноценных и высокоэффективных образовательных и научных технологий, в том числе с целью повышения эффективности процесса принятия управленческих решений и улучшения их качества подготовки обучающихся и выполняемых проектов и исследований.
Источниками
эффективности разработки и
• сокращение
трудоемкости обработки
• сокращение времени составления прогнозов социально-экономического,
функционального развития системы обучения и научных исследований;
• сокращение
времени анализа
• предотвращение возможного ущерба (как экономического, так и социального) от принятия неверных, нерациональных управленческих решений и ошибок в планировании, информационно-методическом и иных видах обеспечения учебного и творческого процессов, что особенно важно при разработке стратегических решений;
• достижение стабильного социально-экономического развития учреждения образования и\или науки, их подразделений и функционально-тематических направлений (научных школ, специальностей и т.п.) как следствие принятия наилучших управленческих решений.
Заключение
Такие комплексные информационные системы (ИС), в свою очередь
включающие в свой состав локальные ИС и АСУ, решающие отдельные частные информационные и управленческие задачи, опираясь на возможности современных телекоммуникаций и корпоративное обустройство информационного обмена, позволяют создать в учреждениях образования и науки, а также на письменном столе каждого отдельно взятого ученого или учащегося развитую информационно-управленческую среду (информсреду), интегрированную в мировое информационное Интернет-пространство.
Средства и наполнение комплексных ИС и АСУ, поддерживающие
информсреду образования и науки, включают следующие основополагающие компоненты:
• многоуровневая телекоммуникационная среда обмена данными через технологические центры коммутации и средства комплексирования разнородных данных на основе общесистемных стандартов и классификаторов, соглашений по протоколам представления и обмена информацией с обеспечением благодаря телекоммуникационной среде выхода на региональные и межрегиональные базы данных (БД), включая международные информационные сети (прежде всего Интернет);
• геоинформационные системы сбора, представления и обработки информации об объектах науки, образования, культуры и т.п.;
• системы информационных технологий и автоматизированных банков данных (БД) образования и науки на государственном отраслевом\межотраслевом, региональном, ведомственном, учрежденческом уровнях во взаимодействии с информсредой великого множества конечных пользователей – подразделений и отдельных участников образовательных и научных процессов;
• банки общественно-полезных и профессионально-значимых данных, которые обеспечивают автоматизированную обработку документопотоков, автоматизированную многоаспектную обработку исходных данных по вопросам управления учреждениями науки и образования, планирования деятельности отдельных участников образовательных и научных технологий, оптимального проектирования, статучета, поддержания информационно-социальных технологий и функций и т.п.;
• системы информационно-аналитического обслуживания для принятия решений;
Список используемых источников
1. Лычкина Н.Н. Моделирование социально-экономического развития регионов; материалы научно-практического семинара кафедры информационных систем, подред. Ю.М. Черкасова, 2000 г.,
2. Введение в OLAP и многомерные базы данных. – Михаил Альперович;
3. Data Mining – интеллектуальный анализ данных. – В.А.Дюк, Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН;
4. Способы аналитической обработки данных для поддержки принятия решений. – Л.В. Щавелёв;
5. Оперативная аналитическая обработка данных: концепции и технологии. – Л.В. Щавелёв, Ивановский государственный энергетический университет;
6. Создание систем поддержки принятия решений на основе хранилищ данных. – В.Львов;
7. Митичкин С.А., статья «Компьютерное моделирование развития городов» журнал «Новые рынки», №2, 2002 г
8. Митичкин С.А., тезисы выступления на научно-практической конференции молодых ученых «Проблемы управления в России», секция Информационные системы в управлении, 2002 год
9. Митичкин С.А. Дипломный проект на тему «Компьютерное моделирование жилищно-коммунальной сферы» (рук. доц. Лычкина Н.Н.)
Информация о работе Архитектура информационных систем в научных исследованиях