Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:22, дипломная работа
В современных условиях, когда компьютер стал непременным атрибутом многих профессий, обучение информатике приобретает очень большое значение. Выпускники школ должны обладать достаточными знаниями и навыками для использования современных информационных технологий в своей дальнейшей деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Особенности использования рабочей тетради на уроках информатики 5
Методическое назначение рабочей тетради по информатике
Функции рабочей тетради в учебном процессе
Виды и типы рабочих тетрадей по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
Требования, предъявляемые к структуре рабочей тетради по информатике
Глава 2. Методические особенности изучения темы «Элементы программирования» в базовом курсе информатики. 14
1. Содержание базового курса информатики 14
2. Методические рекомендации по изучению темы: «Элементы программирования» 18
3. Методические рекомендации по решению задач 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Особенности использования рабочей тетради на уроках информатики 5
Глава 2. Методические особенности
изучения темы «Элементы программирования»
в базовом курсе информатики. 1
1. Содержание базового курса информатики 14
2. Методические рекомендации по изучению темы: «Элементы программирования» 18
3. Методические рекомендации по решению задач 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рабочая
тетрадь «Основы
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Планы-конспекты с использованием рабочей тетради.
Введение
В современных условиях, когда компьютер стал непременным атрибутом многих профессий, обучение информатике приобретает очень большое значение. Выпускники школ должны обладать достаточными знаниями и навыками для использования современных информационных технологий в своей дальнейшей деятельности.
Программирование – это наиболее важный раздел курса «Информатики и ИКТ» в школе, изучение которого позволяет решать целый ряд дидактических и педагогических задач. Во-первых, одним из фундаментальных принципов информатики является принцип программного управления работой компьютера. Понять его не возможно, не зная, что такое программа для ЭВМ. Таким образом, знакомство с программированием является элементом общеобразовательного содержания информатики. Во-вторых, любой школьный предмет должен выполнять профориентационную функцию наряду с образовательной, развивающей и воспитательной функциями. Таким образом, программирование является профессиональной областью деятельности, весьма важной, современной, престижной.
Изучение программирования в рамках школьного курса информатики, особенно на начальных этапах, как правило, сопряжено с трудностью восприятия материала учащимися. Задачей любого учителя является выработка таких методик и способов организации учебного процесса, которые будут улучшать восприятие составной части курса. То есть при преподавании программирования учитель особенно остро сталкивается с необходимостью поиска, разработки и использования соответствующих методических приемов.
Необходимо использовать различные средства наглядного обучения, чтобы выразительнее, доходчивее донести до учащихся учебный материал. Однако применительно к предмету информатики наблюдается практически полное отсутствие фабрично изготовленного наглядного учебного оборудования. Поэтому учителям приходится самостоятельно изготавливать наглядный материал и средства эффективного обучения.
Применение рабочей тетради при изучении темы «Элементы программирования» улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения.
Благодаря рабочей тетради по информатике, можно осуществить более лёгкое усвоение материала, и проверку усвоения этого материала.
Разработка рабочей тетради по теме «Элементы программирования» в наше время является актуальной, так как у учащихся необходимо активизировать познавательную деятельность. А рабочие тетради, во-первых, расширяют границы учебника за счет большого количества различных заданий, упражнений и задач, направленных на формирование системного мышления. Во-вторых, наличие заданий на печатной основе позволяет организовать именно деятельность по их выполнению, а не по переписыванию условий или, что просто недопустимо, их записи под диктовку. В-третьих, без рабочей тетради учитель зачастую сталкивается с проблемой: как оценить работу ученика совершенно правильную с точки зрения информатики, но пестрящую разного рода грамматическими ошибками. И, наконец, в-четвертых, при отсутствии достаточного количества компьютеров можно делить класс на две подгруппы: одна подгруппа выполняет задания компьютерного практикума, а другая — задания в рабочей тетради.
Объект исследования: методика преподавания информатики
Предмет исследования: особенности использования рабочей тетради при изучении темы «Элементы программирования» в базовом курсе информатики.
Цель: выявить значения рабочей тетради по информатике как одного из средств повышения качества знаний учащихся.
Задачи:
1. Изучить специальную и методическую литературу по данному вопросу.
2. Рассмотреть особенности
3. Изучить особенности изучения
темы «Элементы
4. Разработать рабочую тетрадь по теме «Элементы программирования» для базового курса информатики.
Методы исследования: изучение методической и специальной литературы, анализ, синтез, классификация, обобщение.
.
Глава I. Особенности использования рабочей тетради на уроках информатики
1. Методическое назначение
Одним из важных предметно-знаковых
средств обучения, получивших в последнее
время общее признание у
С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая форма представления учебной информации. Рабочая тетрадь — особый жанр учебной литературы, призванный активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Существенное отличие ее заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочей тетради она специально конструируется. Суть конструкта обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов. Операции можно представить в виде «кирпичиков» мыслительной деятельности. Чтобы сознательно и целенаправленно их формировать у учителя и учащихся, необходимо надежное средство.
Объясняя новый материал, решая с учащимися задачи, учитель не может быть уверен в том, что все учащиеся производят именно те операции, которые нужны, и так, как это необходимо, и что эти операции складываются у них в ту систему, которая требуется.
Цель применения рабочей тетради в обучении - обеспечить пооперационное формирование специальных информационных понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках теоретического и практического обучения. Однако обеспечить успешное пооперационное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля этих процессов.
Основными источниками знаний учителя о ходе усвоения учащимися предметных знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени, и по отношению к каждому ученику такой опрос носит эпизодический характер. Делая проверку контрольных работ, учитель имеет дело главным образом с результатами мыслительной деятельности учащегося и не имеет возможности проникнуть в самый процесс этой деятельности. Одним из средств управления мыслительной деятельностью является рабочая тетрадь.
В настоящее время рабочие тетради решают следующие образовательные задачи:
Для реализации образовательных
задач для рабочей тетради
разрабатываются специальные
3. Функции рабочей тетради в учебном процессе
Рабочая тетрадь – особый жанр учебной литературы, призванный активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Существенное отличие её заключается в том, что в ней учебная деятельность специально конструируется. Суть конструктора – обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов. Операции можно представить в виде «кирпичиков» мыслительной деятельности. Чтобы сознательно и целенаправленно их формировать у преподавателя и учащихся, необходимо надежное средство. Объясняя новый материал, решая с учениками задачи, он не может быть уверен в том, что все учащиеся производят именно те операции, которые нужны, и так, как это необходимо, и что эти операции складываются у них в систему, которая требуется.
Цель применения рабочей тетради в обучении – обеспечить пооперационное формирование понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках.
Для реализации образовательных задач для рабочих тетрадей разрабатываются специальные типы заданий-упражнений. Задания построены так, что работая над ними, ученик не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется в том месте, где была совершена.
Выделяют следующие функции рабочей тетради по информатике:
1. Обучающая. Предполагается формирование у учащихся необходимых знаний и умений.
2. Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.
3. Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении записей.
4. Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического выполнения заданий рабочей тетради.
5. Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых. При работе с рабочей тетрадью основное время учащихся затрачивается на познание смысла изучаемых понятий, описывающих технические объекты и принципы их работы, технологические процессы, основы технологии производства продукции.
6. Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений учащихся. Лист рабочей тетради может представлять собой тест второго уровня усвоения понятий. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материал в рабочей тетради может быть разбит на блоки[11].
Различают три вида рабочей тетради: информационный, контролирующий, смешанный.
Информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради может использоваться по учебным предметам, по которым нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого учитель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради.
Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Учитель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции учащийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее.
Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.
В настоящее время рабочие тетради, применяемые в обучении, классифицируются по типам:
Тетради для упражнений предназначены для самостоятельной работы учащихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовых задач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован в методике обучения и больше подходит для использования в средне - специальных учреждениях по частным дисциплинам.
Для формирования обще-учебных знаний и умений в профильном образовании может широко применяться второй тип тетради — тетради по графическому моделированию. Задания рабочей тетради с системой специальных практических заданий позволят учащимся профильных классов развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы.
Семиотико-семантические рабочие тетради основаны на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Задания рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочных умений и навыков учащихся. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и упражнения с опорой на содержательную основу определенного профиля[13].
Информация о работе Изучении темы «Элементы программирования» в базовом курсе информатики