Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:22, дипломная работа
В современных условиях, когда компьютер стал непременным атрибутом многих профессий, обучение информатике приобретает очень большое значение. Выпускники школ должны обладать достаточными знаниями и навыками для использования современных информационных технологий в своей дальнейшей деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Особенности использования рабочей тетради на уроках информатики 5
Методическое назначение рабочей тетради по информатике
Функции рабочей тетради в учебном процессе
Виды и типы рабочих тетрадей по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
Требования, предъявляемые к структуре рабочей тетради по информатике
Глава 2. Методические особенности изучения темы «Элементы программирования» в базовом курсе информатики. 14
1. Содержание базового курса информатики 14
2. Методические рекомендации по изучению темы: «Элементы программирования» 18
3. Методические рекомендации по решению задач 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
5. Требования, предъявляемые к структуре рабочей тетради по информатике
К структуре рабочей тетради по информатике предъявляются определенные требования. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих понятий. Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора — вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему. Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема характера вопросов и заданий. Однако в любом случае должны быть предусмотрены достаточное место для ответов учащихся возможность исправления допущенных ошибок, неточностей. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии[7].
При работе учащихся с
заданиями рабочей тетради
Для контроля уровня
форсированности знаний
Для того чтобы рабочая тетрадь по информатике могла систематически формировать устойчивые обще-учебные умения она должна отвечать следующим требованиям[8].
Полнота — наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов деятельности. Группировка системы задач, обобщенные способы решения которых переносятся в решения задач широкого спектра обще-учебной деятельности. Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради. Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения. Целевая ориентация — для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради. Целевая достаточность — достаточно задач закрепления методов решения, если они обладают свойством переноса на другие предметные области. Психологическая комфортность обучаемых при работе с рабочей тетрадью. Учащиеся должны иметь возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего товарища[11].
Таким образом, логика представления учебной информации в рабочей тетради такая же, как в опорном конспекте. Работа учащихся над определениями формируемых понятий, рассмотрение конструкции изучаемого устройства задают ориентировочную основу деятельности; построение графиков, диаграмм, проведение операций над формулами формируют исполнительские действия. И, наконец, решение задач, формулировка «выводного знания» определяют уровень сформированных знаний и умений учащихся. Здесь следует отметить, что единая логика представления учебной информации, единый алгоритм операционной деятельности учащихся во всей рабочей тетради на протяжении всего изучения учебного предмета переходят в метод учебной работы. Вследствие этого мы называем рабочую тетрадь разновидностью учебных средств.
Глава 2. Методические особенности изучения темы «Элементы программирования» в базовом курсе информатики
Базовый курс информатики изучается в 7-9 классах. Основными задачами базового курса информатики является:
Базовый курс вводит учащихся
в целый ряд изучаемых
Слово «базовый» в названии курса имеет три смысла:
Базовый курс информатики включает в себя следующие содержательно-методические линии:
Информация и информационные процессы (6 часов).
Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы: 2
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (5 час)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы: 3
Обработка текстовой информации (11 час)
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы: 9
Практикум: работа I
Обработка графической информации (4 час)
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических
редакторов.
Рисунки и фотографии. Форматы графических
файлов.
Практические работы: 4
Практикум: работа II
Мультимедийные технологии (8 час)
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические
приемы записи звуковой и видео информации. Использование
простых анимационных графических объектов.
Практические работы: 5
Практикум: работа III, работа IV
Основы логики (10 часов)
Основные понятия и операции формальной логики. Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений. Основные логические элементы компьютера.
Практические работы: 4
Обработка числовой информации (6 час)
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
Практические работы: 4
Практикум: работа V
Представление информации (8 час)
Язык как способ представления
информации: естественные и формальные
языки. Дискретная форма представления
информации.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование
графической информации (пиксель, растр,
кодировка цвета, видеопамять). Кодирование
звуковой информации. Представление числовой
информации в различных системах счисления.
Компьютерное представление числовой
информации.
Практические работы: 5
Алгоритмы и исполнители (10+24 час)
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Возможность автоматизации
Исполнители алгоритмов (назначение, среда,
режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель
алгоритмов (программ). Алгоритмические
конструкции: следование, ветвление, повторение.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный
алгоритм. Алгоритмы работы с величинами:
типы данных, ввод и вывод данных. Языки
программирования, их классификация. Правила
представления данных. Правила записи
основных операторов: ввода, вывода, присваивания,
ветвления, цикла. Правила записи программы.
Этапы разработки программы: алгоритмизация
– кодирование – отладка – тестирование. Обрабатываемые
объекты: цепочки символов, числа, списки,
деревья, графы.
Практические работы: 6
Практикум: работа VI
Формализация и моделирование (10 час)
Формализация описания
реальных объектов и процессов, примеры
моделирования объектов и процессов,
в том числе – компьютерного. Модели, управляемые
компьютером. Виды информационных моделей.
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика.
Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство
моделирования.
Кибернетическая модель управления: управление,
обратная связь.
Практические работы: 7
Практикум: работа VII
Хранение информации (4 час)
Табличные базы данных: основные
понятия, типы данных, системы управления
базами данных и принципы работы с
ними.
Ввод и редактирование записей. Условия
поиска информации; логические значения,
операции, выражения. Поиск, удаление и
сортировка данных.
Практические работы: 2
Практикум: работа VIII
Коммуникационные технологии (12 час)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Практические работы: 8
Практикум: работа IX
Информационные технологии в обществе (4 час)
Организация информации
в среде коллективного
Практические работы: 3
Практикум: работа X
Методическое мастерство учителя информатики должно быть направлено на то, чтобы не потерять главные цели изучения предмета: общеобразовательные, развивающие и прагматические.
Программирование ~ это раздел информатики, задача которого — разработка программного обеспечения ЭВМ.
В узком смысле слово «программирование» обозначает процесс разработки программы на определенном языке программирования. Разработку средств системного ПО и систем программирования принято называть системным программированием; разработку прикладных программ называют прикладным программированием. По этому принципу делят программистов на системных и прикладных, в зависимости от типа создаваемых ими программ.
Существуют различные парадигмы программирования, и преподавание каждой из них имеет свои особенности. К основным парадигмам программирования относятся :
• процедурное программирование ;
• логическое программирование;
• функциональное программирование ;
• объектно-ориентированное программирование .
Классической, универсальной и наиболее распространенной является процедурная парадигма. Наибольшее количество существующих языков программирования относятся к этой линии. Поэтому чаще всего в учебных заведениях изучается процедурное программирование. А наиболее часто изучаемыми в школе языками программирования являются Паскаль и Бейсик. В дальнейшем под словом «программирование» мы будем подразумевать именно процедурную парадигму.
Процесс изучения и практического освоения программирования можно разделить на три части:
• изучение методов построения вычислительных алгоритмов;
• изучение языка программирования;
• изучение и практическое освоение определенной системы программирования.
Информация о работе Изучении темы «Элементы программирования» в базовом курсе информатики