Методы оценки знаний, умений и навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации.
Задачи исследования:
1. изучить сущность понятия «контроль» и «оценка»в педагогической деятельности;
2. представить педагогические условия и принципы формирования самостоятельности учащихся посредством организации самостоятельной работы в процессе обучения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1.Сведения из истории оценивания достижений учащихся………………6
1.1 Императивные подходы к продуктивности обучения……………...14
1.2. Функции оценки……………………………………………………...16
1.3 Критерии оценки……………………………………………………...18
1.4 Виды оценки…………………………………………………………..19
Вывод……………………………………………………………………....19
2. Методы оценки знаний, умений и навыков……………………………...20
2.1 Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков………...20
2.2 Современные методы оценки знаний, умений и навыков…………23
Вывод……………………………………………………………………….30
3. Опытно – поисковая работа по организации Оценивания достижений учащихся на уроках производственного обучения………………………...32
3.1Констатирующий этап……………………………………………...…33
3.2. Формирующий этап………………………………………………….34
3.3. Итоговый этап………………………………………………………..36
Вывод……………………………………………………………….............37
Заключение…………………………………………………………………...…39
Список Литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!.doc

— 438.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2

1.Сведения из истории оценивания достижений учащихся………………6

          1.1 Императивные подходы к продуктивности обучения……………...14

          1.2. Функции оценки……………………………………………………...16

          1.3 Критерии оценки……………………………………………………...18

          1.4 Виды оценки…………………………………………………………..19

          Вывод……………………………………………………………………....19

2. Методы оценки знаний, умений  и навыков……………………………...20

          2.1 Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков………...20

           2.2 Современные методы оценки знаний, умений и навыков…………23

         Вывод……………………………………………………………………….30

3. Опытно – поисковая работа  по организации Оценивания достижений учащихся на уроках производственного обучения………………………...32

          3.1Констатирующий этап……………………………………………...…33

          3.2. Формирующий этап………………………………………………….34

          3.3. Итоговый этап………………………………………………………..36

         Вывод……………………………………………………………….............37

Заключение…………………………………………………………………...…39

Список Литературы……………………………………………………………44

Приложение А…………………………………………………………………..61

Приложение Б…………………………………………………………………..65

Приложение В…………………………………………………………………65

Приложение Г…………………………………………………………………..69 
Введение

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.

Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась  сфера  приложения оценки, возросли  возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли  условия  для  рационализации оценки как составной  части  этого  процесса.

Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято  считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:

-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

-учет результативности  отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых  результатов обучения на разном  уровне.[19стр46]

Объект  исследования:  методика и организация оценивания   учащихся   как педагогическое явление.

Предмет  исследования:  оценивание достижений учащихся  в процессе производственного обучения.

Тема исследования: «Методика и организация оценивания достижений учащихся на уроках производственного обучения».

 

Цель работы – раскрыть  комплексный  подход  к  системе  контроля  в  обучении  и  выделить  основные  средства  его  реализации.

Гипотеза исследования: исследование педагогических условий организации оценивания достижений учащихся на уроках производственного обучения будет успешно осуществляться, если:

- рассмотреть методику оценивания и проанализировать организацию самоконтроля работы учащихся на уроках информатики

- разработать методические  рекомендации педагогам по организации оценивания учащихся на уроках производственного обучения.

Задачи исследования:

1. изучить сущность понятия «контроль» и «оценка»в педагогической деятельности;

2.  представить  педагогические  условия  и  принципы формирования самостоятельности учащихся посредством организации самостоятельной работы в процессе обучения;

4. провести опытно – поисковую  работу по организации оценивания достижений учащихся на уроках производственного обучения.

База исследования: Опытно-поисковая работа проводилась в условиях МОУ СОШ № 2, города Невьянска, Свердловской области. В исследовании принимали участие: учащиеся 8 класса, преподаватель технологии Дмитриева Е.А., классный руководитель Киселева Е.А.

 Методы исследования:

- теоретические - анализ, обобщение, синтез научной и  методической литературы по проблеме  исследования;

- практические - наблюдение, опрос.

Структура исследования: дипломная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы из 30 источников, и 2 приложений.

 

 

 

Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что  поиски необходимых форм оценки и ее организация - это важнейшая задача  педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно  быть  продумано учителем при подготовке  к уроку. Наряду  с этим  следует  продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого  учителя  должна  быть  своя  система  оценки, она  должна включать  разнообразные  средства и приёмы работы, чтобы учащиеся  понимали,  что учитель постоянно контролирует их успехи,  уровень  и  качество  овладения  знаниями.[20стр 128]

Внимательно посмотрев  на изложенные выше цели оценки знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при  проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным Оценка должна восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель оценки, по-моему, является основной.

Так, например, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не появился, однако, если бы учитель рассматривал цели оценки знаний и умений учащихся только как диагностирование и учет знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сведения из истории оценивания достижений учащихся.

Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание является непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества – категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения. Противоречивый характер школьной оценки отметил еще Я.А. Коменский[1стр 25], обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым пронизывает все дидактические системы.

Первая балльная система  оценок возникла в средневековых  школах Германии. Каждый балл обозначал  разряд ученика по успеваемости среди других учащихся (1-й – лучший,  2-й – средний, 3-й – худший). Позже средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, дополнительно разделили еще на три класса, в результате чего получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали отечественные педагоги.[20стр198]

Строго критиковал современные  ему формы контроля К.Д.Ушинский. [2стр 87]характеризуя его недостатки, подчеркивал прежде всего то, что существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащихся. Обычно учитель спрашивает одного или нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время, сжигают силы, волнуясь в ожидании. Естественно, в такой обстановке ученик не способен проявлять любознательность, инициативу.

В новой демократической  школе не должно быть формального  контроля. Дидактический контроль как  своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую  направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучаемому.[21стр34]

Попытки изменить подходы  к школьному контролю, принимаемые  в прошлом, ничего не дали, поскольку  почти все предложения и нововведения группировались вокруг одного вопроса  – использовать ли в школах оценки, или обходиться без них. В мае 1918 г. [3стр91]постановлением народного Комиссариата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы учета и контролирования успеваемости учащихся. С этой целью, в частности, практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших учащихся записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось «социалистическое соревнование» и т.д.

В результате в те годы вместо контроля успеваемости, проводимого учителем, получили широкое распространение различные формы самоучета.

Центральный Комитет  партии подверг острой критике эту  организацию работы в школе и  дал указания, направленные на перестройку  учебно-воспитательной работы в школе. В постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» подчеркивалось, что в «в основу учета школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся» и что преподаватель должен в процессе учебной работы внимательно изучать каждого ученика.[4стр18]

В 1935 году – дифференцированная пятибалльная система оценок через  словесные отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»). В 1944 году словесные отметки были заменены цифровой пятибалльной системой оценок.[5стр20]

 В последующие годы  была проведена большая работа  по созданию строгой и упорядоченной  системы учета успеваемости, сложилась  система методов проверки и  оценки знаний, умений и навыков.

 

В настоящее время в российской школе принята пятибалльная система отметок. В связи с чем назрела модернизация оценочной системы.

  Основные направления  модернизации контрольно-оценочной  системы не отменяют и не  заменяют достойные традиционные  формы и методы оценивания, они лишь способствуют эффективной организации многоступенчатого и многофункционального контрольно-оценочного процесса для доведения его характеристик до уровня, адекватного современным задачам модернизации образования. Вместе с тем, надо избежать опасности выстраивания громоздкой конструкции, сохраняющей всю прежнюю систему оценки и добавляющей новые тесты, экзамены и пр. Введение новых оценочных процедур должно сопровождаться разумным сокращением традиционных и приводить к созданию гибкой современной системы оценивания учебных достижений учащихся.[22стр97]

На сегодняшний день система оценки качества учебных  достижений учащихся в общеобразовательной  школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:

- направленность оценки  исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими  и административными санкциями,  а не на поддержку мотивации,  направленной на улучшение образовательных  результатов;

- преимущественная ориентация  контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений.

 Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:

- получения объективной  информации о достигнутых учащимися  результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов;

- выявления положительных  и отрицательных тенденций в  деятельности учителя;

- установления причин  повышения или снижения уровня  достижений учащихся с целью  последующей коррекции образовательного процесса.

 

Изменения в системе  общего среднего образования не могут  быть достигнуты без существенного  трансформирования системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом.

Основными условиями модернизации системы контроля и оценки учебных достижений, обозначенных в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, являются:

• открытость требований к уровню подготовки обучающихся  и процедур контроля для всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, специалистов, широкой общественности;

• создание системы оценки достижения требований образовательных  стандартов в процессе текущего и  итогового контроля, адекватной новым  образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования; стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников школ с помощью системы внешнего контроля;

Информация о работе Методы оценки знаний, умений и навыков