Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:41, дипломная работа
Цель работы – раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации.
Задачи исследования:
1. изучить сущность понятия «контроль» и «оценка»в педагогической деятельности;
2. представить педагогические условия и принципы формирования самостоятельности учащихся посредством организации самостоятельной работы в процессе обучения;
Введение………………………………………………………………………….2
1.Сведения из истории оценивания достижений учащихся………………6
1.1 Императивные подходы к продуктивности обучения……………...14
1.2. Функции оценки……………………………………………………...16
1.3 Критерии оценки……………………………………………………...18
1.4 Виды оценки…………………………………………………………..19
Вывод……………………………………………………………………....19
2. Методы оценки знаний, умений и навыков……………………………...20
2.1 Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков………...20
2.2 Современные методы оценки знаний, умений и навыков…………23
Вывод……………………………………………………………………….30
3. Опытно – поисковая работа по организации Оценивания достижений учащихся на уроках производственного обучения………………………...32
3.1Констатирующий этап……………………………………………...…33
3.2. Формирующий этап………………………………………………….34
3.3. Итоговый этап………………………………………………………..36
Вывод……………………………………………………………….............37
Заключение…………………………………………………………………...…39
Список Литературы……………………………………………………………
• введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.
Форма оценки знаний непосредственно связана с задачами, которые ставило перед школой правительство. Авторитарное правительство требовало от школы воспитания идеальных чиновников, для которых основными качествами должны были быть послушание, умеренность, аккуратность, исполнительность и прочие свойства. От ребенка школа не требовала предприимчивости, смелости, находчивости, сознательного отношения к своим и чужим правам. Для достижения своих целей школа руководствовалась определенной программой наук, и, обучая детей, придерживались этой программы с необычайной строгостью. Но ведь люди не рождаются с задатками, приспособленными к выполнению искусственно намеченной программы. Школа старалась заставить детей учиться под давлением страха. Школьный труд приобрел принудительный характер. Учителя и родители сконцентрировались на отметках, им не важно было, какие качества развивались у ребенка, важна лишь хорошая успеваемость. В 60-е г в Грузии. провели эксперимент «обучение без отметок». Длительная опытно-экспериментальная работа показала, что характер отношения детей к учению, школьной жизни в целом зависит от характера самого педагогического процесса, от отношений, складывающихся между педагогом и детьми, внутри которых своеобразно выступают и содержание, и методы, и оценочный компонент. Эксперимент показал, что отсутствие отметок не влияет на качество процесса обучения.
Оценка успеваемости
– одно из очень важных средств
воспитания у детей чувства ответственност
Оценка – очень важное средство воспитания у детей способности к самооценке, без преувеличения своих заслуг и достоинств, без зависти и недоброжелательности к более сильным товарищам, способности к нравственному достойному признанию своих недостатков без каких-либо душевных надломов.
Отметка – это нечто материализованное (цифровое, условное, словесное или другого рода) выражение результата оценочной деятельности учителя. Отметка не говорит о том, какое она внесет в себя содержание. Ведь всякая отметка является сугубо конкретным и субъективным фактом: та или иная отметка ставит тому или иному ученику за те или иные конкретные знания к моменту проверки.[32стр16]
Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая – наказанием. Надо иметь в виду, что крайние значения отметок не всегда обладают стимулирующей силой, которую имеют средние по величине оценки.
На сегодняшний день
сложилось следующее
- Во-первых, оценка есть процесс соотнесения результата учебной деятельности или хода самой учебной деятельности с заранее заданными эталонами.
- Во-вторых, она есть процесс установления степени расхождения или совпадение результата учебной деятельности, ее хода с заданными эталонами или даже уровня превосходства первого над вторым (над эталонами).
- В-третьих, оценка есть процесс определения того, как быть дальше: приостановить учебную деятельность, выявить ошибки, причины их возникновения, внести коррективы в учебную деятельность или же считать ее завершенной и довольствоваться достигнутым результатом.[31стр87]
С точки зрения сказанного можно рассматривать оценку и оценочную деятельность как специфический процесс познания, способ познания.
Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению у ребенка знаний, умений, навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.
Зависимость оценки от возраста [33стр 69]
Педагогическая оценка ее выбор и эффективность зависят от возраста ребенка. Индивидуальные особенности детей определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно–познавательной и личностно-развивающей деятельности.
В младенческом и раннем возрасте вплоть до того времени, когда ребенок усвоит вербальную речь, наиболее действенной формой педагогической оценки является эмоционально – экспрессивная, передаваемая через жесты, мимику и пантомимику. Эмоционально – экспрессивные реакции взрослого на поведение ребенка дополняются и уточняются словесными оценками. Появляется возможность педагогически выработать более сложные формы поведения, подкрепляя одни и устраняя другие.
Стимулирование деятельности и общения детей в младшем и старшем дошкольном возрасте может быть дополнено социально- психологическими факторами, т.к. у детей в это время возникают самооценка, уровень притязаний, мотивация достижения успехов, групповые формы деятельности. Педагог может воспользоваться стимулами, связанными со стремлением выиграть соревнования с другими детьми, получить публичное одобрение, привлечь к себе внимание.
В старшем школьном возрасте также добавляются к способам стимулирования педагогические оценки, связанные с соблюдением правил поведения, а также с демонстрацией ЗУНов.
В подростковом возрасте ситуация меняется. Социально – психологические оценки занимают одно из первых мест в иерархии педагогических стимулов. Дети начинают больше реагировать на оценки, даваемые их сверстниками и друзьями.
В старшем школьном возрасте значимость педагогических оценок, предлагаемых взрослыми людьми, вновь возрастает, и наряду с этим меняется иерархия. Более существенными становятся оценки личностного плана. Педагогические оценки, получаемые от взрослых людей, преломляются через самооценку, и собственное восприятие себя становится более существенным. Это является признаком перехода на высший уровень личной зрелости.
Подводя итог, можно сказать, что важнее, прежде всего, формировать у ребенка чувство оценки, самооценки, а не сосредотачивать внимание на получении хороших отметок. И надо педагогам научиться оценивать ученика не по его отметкам, а по его личным качествам, не «клеймить» ребенка, если он не успевает по одному предмету, это еще не значит, что и по остальным он будет не успевать.
Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования - общая закономерность дидактического процесса. В нынешней теории еще нет установившегося подхода к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учет» и других, с ними связанных. Нередко они смешиваются, взаимозамещаются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении.
Общим родовым понятием выступает «контроль».
Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. [6стр74]
Оценка знаний, умений и навыков рассматривается в дидактике как процесс определения количественных и качественных показателей теоретической и практической подготовки обучаемых существующим оценочным требованиям.
Количественная оценка
знаний, умений и навыков, приобретенных
учащимися выражается в баллах (отметках),
а качественная – в оценочных
суждениях и заключениях
В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т.д. оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаках.
Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.[7стр6]
1.2. Функции оценки
Оценка, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определённые функции.
Функция - работа, производимая тем или иным органом обязанность, подлежащая исполнению.
Функции оценки – это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно – сопоставительные действия оценивающего. В этой связи имеет смысл проанализировать функции оценки, выделяемые некоторыми методистами .
Обучающая функция оценки.
Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.
Воспитывающая функция оценки в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности ( развивать волю, память и пр.), стимулируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности осуществляется более строгий подход к оценке .
Стимулирующая функции. Нельзя забывать и другую важную роль, которую играет оценка. Известно, что учащиеся специально готовятся к контрольной, к зачёту, к экзамену. В присутствии преподавателя все учащиеся выполняют заданные упражнения. Письменным работам уделяется больше внимания, если их будут проверять. Одним словом, наличие или ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. Однако сама оценка, как уже отмечалось, выходит за границы контроля и представляет собой подкрепление, если её используют в обучающих, а не просто в карательных целях.
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.
Само собой разумеется, что без информации о состоянии обучаемого (обратная связь) невозможно грамотно управлять учебным процессом, а без систематической работы учащихся, которую трудно представить без стимулирования, нельзя сформировать у них навыки и умения. Функцию же оценки реализует только учитель. Справочный материал учебника, а также обучающие машины создают благоприятные условия для самооценки, подлинную же оценку по-прежнему способен осуществить только учитель.[23 стр 46]
1.3 Критерии оценки
1. Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
2. Объем и полнота
разработок, выполнение принятых
этапов выполнения работ,
3. Обоснованность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, использование литературы.
4. Оригинальность темы,
подходов, найденных решений,
5. Качество оформления
проекта: соответствие
6. Качество доклада:
композиция, полнота представления
работы, подходы, результаты (аргументированность,
объем тезауруса,
7. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, использование межпредметных связей, внепрограммные знания.
8. Культура речи, манера,
использование наглядных
9. Ответы на вопросы: полнота аргументации, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.
10. Деловые и волевые
качества докладчика: ответственное
отношение, стремление к
1.4 Виды оценки
Формы оценки знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм оценки очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания.
На различных этапах обучения используются различные виды оценки: