Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:13, отчет по практике
Основная цель производственной практики – приобретение навыков решения конкретных производственных задач в области программирования, закрепление и систематизация знаний по специальности для решения широкого круга задач автоматизации, связанных с обработкой результатов научных исследований, применением компьютера в инженерных расчетах. Еще одной задачей практики является выбор и проверка теоретической основы дипломного проекта студента.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ ВОПРОСОВ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ 4
1. Направление деятельности 4
2. Структура предприятия 4
3. Внутрифирменные приказы 11
4. План работы фирмы 12
5. Анализ используемых телекоммуникационных систем 14
6. Приобретение лицензионного программного обеспечения 14
II. ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ 20
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21
1.1. Основы построения обучающих систем 21
1.1.1. Проектирование 25
1.1.2 Требования к содержанию обучающей системы 27
1.1.3 Уровни проектирования обучающей системы 27
1.1.4. Концептуальный уровень 28
1.1.5. Технологический уровень 29
1.1.6. Операциональный уровень 29
1.1.7. Уровень реализации 30
1.1.8. Обзор программных систем схожего направления 31
2. КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ 32
2.1. Проектные модели программной системы 32
2.2 Архитектура программой системы 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Электронные обучающие диски по изучению английского языка
В 2005г. активно поддерживались контакты по дилерским соглашениям АО «АСКОН»» (Россия), НПП “ИНТЕРМЕХ”(Беларусь), АО «Кирилл и Мефодий» (Россия), АО «NMG» (Россия).
II. ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
Тема дипломной работы: Разработка обучающей программы по курсу «структуры и алгоритмы обработки данных»
В связи с тематикой дипломной работы были обозначены основные пункты, которые необходимо выполнить в течение данного периода практики:
Обучающая система (ОС), полное описание процесса программированного обучения, содержащее точные указания как о дозировании - делении на части (порции) - учебного материала и о последовательности его изложения (чтения по учебнику), так и о порядке (правилах) перехода от одной порции к другой. Усвоение учащимися материала проверяется серией контрольных вопросов, предлагаемых им либо в конце каждой порции материала, либо периодически в процессе его изучения (причём от правильности ответа зависит переход к следующей дозе материала).
Наиболее широко известны линейные и разветвленные программы. Линейной называется такая ОС, в которой все учащиеся знакомятся с каждой порцией материала в одинаковой последовательности; ответ может быть дан либо выбором одного из предлагаемых вариантов, либо путём активного составления самостоятельного ответа. Самостоятельное составление ответов в процессе обучения или запоминания даёт лучшие результаты, чем простой выбор из двух или нескольких готовых предложенных ответов, каждый из которых выглядит весьма правдоподобно, но может привести к ненужному запоминанию неправильных положений. Для линейных ОС характерен короткий "шаг", т. е. небольшой объём каждой новой порции материала, что облегчает учащимся составление (выбор) правильного ответа и, следовательно, ускоряет процесс обучения. В разветвленной ОС ответ используется главным образом для того, чтобы вести обучающегося дальше по одному из разветвлений программы. Каждый ответ используется для выявления возможностей пути, выбранного учащимся, и определения, что делать дальше. Разветвленная программа допускает и неправильные ответы, не мешающие достижению правильного результата, поскольку они могут быть исправлены прежде, чем учащийся пойдёт дальше. Разветвленная ОС может быть использована для объяснения учащемуся, в чём ошибочность его ответов, позволяет выявить учащихся, которые не поняли ничего из пройденного курса, и отослать их к самому началу объяснения, даёт возможность учащемуся с хорошей подготовкой пройти курс быстрее других, может быть использована для того, чтобы дать самому учащемуся возможность выбрать степень глубины изучения материала. Применяются и др. виды ОС, например комбинированные, в которых линейные программы в определенных пунктах переходят в разветвленные для того, чтобы успевающий ученик мог избежать порядка следования, в котором нуждается отстающий. Программированное обучение (ПО), организация учебного процесса по определённой обучающей программе. ПО появилось в результате заимствования педагогикой рациональных принципов и средств управления сложными системами у кибернетики, математической логики и вычислительной техники. ПО предусматривает расчленение учебного материала и деятельности обучаемого и обучающего на небольшие порции и шаги, получение информации о выполнении обучаемым каждого шага (оперативная обратная связь) и использование её для изменения стратегии обучения, приспособление обучения к динамике усвоения знаний, умений и навыков каждым обучаемым (индивидуализацию темпов обучения), осуществление обучающим функций управления процессом обучения. Обучающая программа (обучающий алгоритм), по которой осуществляется ПО, закладывается или в специальное обучающее устройство (машинное ПО; см. Технические средства обучения), или в программированные учебники (безмашинное ПО). Относительно определения ПО к 1975 единого мнения не сложилось: оно характеризуется и как система научной организации труда обучающих и обучаемых, и как педагогическая система, призванная заменить традиционное обучение, и как некая кибернетическая дидактика, и как новый метод обучения, и, наконец, как особый вид самостоятельной работы. Несмотря на разногласия в определении ПО, цель его трактуется однозначно — оптимизация управления процессом усвоения знаний обучаемым.
Обучающая система должна
соответствовать следующим
Сценарий программы должен отвечать следующим требованиям:
Желательно иметь по кадровое представление сценария, эскизы графических рисунков и текстовую информацию по предметной области, создаваемой учебной программы. На уровне программной реализации сценарий переводится в программу для компьютера. При этом обычно используются либо языки программирования, либо инструментальные системы.
Качество обучающих программ зависит от степени обоснованности при их проектировании трёх основных узлов:
Описанное многоуровневое проектирование средств информационных технологий обучения требует новых подходов к анализу целеполагания, содержания, методов, организационных форм и средств обучения.
Эффективность информатизации обучения может быть достигнута, если:
Обучающими системами (ОС) являются работы по отдельным наиболее важным разделам дисциплин Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, по дисциплинам примерного и рабочего плана. В эти системы входят также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего плана, указания по дипломному проектированию, справочники, энциклопедии, тренажеры и др. Разрабатываемый программный продукт должен представлять собой завершенный мультимедийный материал, созданный с помощью инструментальной авторской системы, написанный на одном из языков программирования. Обучающая система представляет собой завершенный, как правило, мультимедийный материал, разработанный с помощью инструментальной авторской системы, одного из языков программирования или языка гипертекстовой разметки - html. ОС может быть разработано для двух вариантов использования — on-line и off-line. Вариант on-line предполагает наличие возможности длительного "присутствия" обучаемого в сети (глобальной или локальной). Вариант off-line предполагает эпизодическое вхождение в сеть. В этом случае ОС, как правило, записывается на CD и рассылается (выдаётся) обучаемым. Возможен вариант размещения ОС на сайте в Internet в виде архивного файла (файлов) для последующего копирования пользователем.
Структуру электронной учебной системы, как форму содержания учебного материала можно представить в виде схемы, представленной на рис.1.
Проектирование делится
на функциональное и структурное. На
этом этапе разрабатывается
На этом этапе важно придерживаться модульной структуры подачи материала, представленной на рис. 2.
|
Рис.1. Структура обучающей системы |
Рис.2. Структура модуля-параграфа обучающей системы
Обучающая система должна содержать следующие элементы.
Содержание сетевого электронного пособия должно быть доступно пользователю в любой момент. При этом в конце каждой экранной страницы рекомендуется добавлять кнопки вперед, назад для удобства пользователя.
Обучающие программы строятся и реализуются по-разному. В наиболее простых случаях обучающие воздействия и программа, управляющая их выдачей, объединены, а в других эти функции разделены: обучающие воздействия хранятся в виде базы знаний, а управляющая программа определяет, какие именно обучающие воздействия выдаются в каждый данный момент. В некоторых случаях в обучающей программе содержатся не сами обучающие воздействия, а некоторые их компоненты, и система генерирует эти воздействия. Иногда система содержит жесткий алгоритм функционирования обучающей программы, а иногда такая система функционирует как экспертная. Это значит, что в нее закладываются определенные правила построения стратегии обучения, причем система, накапливая эмпирические данные, может вырабатывать новые правила, осуществляя самообучение и улучшая стратегию обучения. Вполне очевидно, что проектирование разных обучающих систем имеет свои особенности, причем последние зависят не только от типа обучающих программ, о чем шла речь выше, но и, так сказать, от уровня интеллектуальности системы, т. е. от того, насколько полно они моделируют обучающую деятельность человека, Вместе с тем, несмотря на обилие типов обучающих систем, можно выделить основные уровни проектирования обучающих программ. Обратим внимание, что речь идет не об этапах, а об уровнях программ, каждый из которых по-разному описывает программируемый (в широким смысле слова) процесс обучения. Проектирование обучающих программ — это составной компонент общей исследовательской стратегии, которая предусматривает решение вопросов теории и технологии проектирования в комплексе с исследованием теории обучения и технологии компьютерного обучения. Мы рассматриваем проектирование обучающих программ как многоуровневый процесс и выделяем следующие уровни: